Направление «Педагогическое образование»
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя семестра | Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | ||||
Раздел 1. РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ | 1-2 | ||||||||
1. | Тема 1. Риторика как наука. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. | ||||||||
2. | Тема 2. Риторический идеал. | ||||||||
Раздел П. ОБЩЕНИЕ | 2-6 | ||||||||
3. | Тема 3. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация. | ||||||||
4. | Тема 4. Единицы общения: дискурс, текст, речевой жанр. | ||||||||
5. | Тема 5 Коммуникативные качества речи. | ||||||||
6. | Тема 6.Невербальные средства общения. | ||||||||
Раздел Ш РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. | 7-9 | ||||||||
7. | Тема 7. Слушание и говорение в профессиональной деятельности учителя. | ||||||||
8. | Тема 8.Чтение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. | ||||||||
9. | Тема 9.Требования к поведению оратора. | ||||||||
Раздел 4. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ | 10-13 | ||||||||
10. | Тема 10. Подготовка публичного выступления: риторический канон. Основные жанры и виды речей. | 10-11 | |||||||
11. | Тема 11.Культура речи учителя. | 12-13 | |||||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины
|
|
Программа дисциплины
Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. Основные подходы к определению понятия “риторика”. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.
Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины. Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).
Становление и основные этапы развития риторики. Риторический идеал античности. Риторика в России. Понятие риторического идеала. Особенности русского риторического идеала. Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики.
Роль общения в социальной практике. Сущность, функции и средства общения. Профессиональное общение Педагогическое общение. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный). Стили общения. Педагогические стили общения. Коммуникативные и речевые задачи, решаемые учителем в ходе общения со школьниками на уроке и вне урока. Учитель как коммуникативный лидер. Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет.
|
|
Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса. Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Типология текстов. Стили речи и стилистическая окраска текста. Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка.
Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения. Вербальный и невербальный аспекты общения.
Невербальные средства общения. “Язык внешнего вида” (язык телодвижений и жестов). Особенности невербального поведения учителя.
Просодический аспект общения. Голос и слух в акте коммуникации. Интонация и ее роль в общении.
Индивидуальный стиль речи учителя как система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Ситуации, связанные с умением учителя слушать: опрос, проверка домашнего задания, беседа; оценка устных развернутых ответов школьников, подготовленных ими докладов и сообщений, разрешение спорных, дискуссионных вопросов и т. п.
Основные приемы совершенствования умения слушать.
Чтение в профессиональной деятельности учителя. Специфика чтения как вида речевой деятельности.
Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности.
Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи.
Особенности письменной речи. Структура письменного высказывания. Структурные элементы текста.
Особенности устной речи. Строй устной речи. Функционально-стилистические разновидности устных и письменных высказываний. Жанры устной и письменной речи.
Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от замысла к слову. Инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя.
Подготовка к публичному выступлению. Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления.
Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации.
Риторический эскиз речи и способы его создания.
Типы речей, их особенности. Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Аргументирующая речь, её особенности. Дискуссионная речь, её особенности. Эпидейктическая речь, её особенности.
Требования к поведению говорящего.
Нравственный долг оратора. Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора).
|
|
Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора. Основные приемы управления вниманием аудитории.
Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания.
Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.
Раздел 1. Риторика как мастерство речи и научная дисциплина