Распределение часов по темам и видам учебной работы. Направление «Педагогическое образование» № п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость

Направление «Педагогическое образование»

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
  Раздел 1. РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ     1-2              
1. Тема 1. Риторика как наука. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.                
2. Тема 2. Риторический идеал.                
  Раздел П. ОБЩЕНИЕ 2-6              
3. Тема 3. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация.                  
4. Тема 4. Единицы общения: дискурс, текст, речевой жанр.                
5. Тема 5 Коммуникативные качества речи.                  
6. Тема 6.Невербальные средства общения.                
  Раздел Ш РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. 7-9              
7. Тема 7. Слушание и говорение в профессиональной деятельности учителя.                
8. Тема 8.Чтение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности.                
9. Тема 9.Требования к поведению оратора.                
  Раздел 4. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 10-13              
10. Тема 10. Подготовка публичного выступления: риторический канон. Основные жанры и виды речей. 10-11              
11. Тема 11.Культура речи учителя. 12-13              
  ИТОГО:                

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. Основные подходы к определению понятия “риторика”. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.

Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины. Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).

Становление и основные этапы развития риторики. Риторический идеал античности. Риторика в России. Понятие риторического идеала. Особенности русского риторического идеала. Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики.

Роль общения в социальной практике. Сущность, функции и средства общения. Профессиональное общение Педагогическое общение. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный). Стили общения. Педагогические стили общения. Коммуникативные и речевые задачи, решаемые учителем в ходе общения со школьниками на уроке и вне урока. Учитель как коммуникативный лидер. Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет.

Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса. Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Типология текстов. Стили речи и стилистическая окраска текста. Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка.

Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения. Вербальный и невербальный аспекты общения.

Невербальные средства общения. “Язык внешнего вида” (язык телодвижений и жестов). Особенности невербального поведения учителя.

Просодический аспект общения. Голос и слух в акте коммуникации. Интонация и ее роль в общении.

Индивидуальный стиль речи учителя как система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Ситуации, связанные с умением учителя слушать: опрос, проверка домашнего задания, беседа; оценка устных развернутых ответов школьников, подготовленных ими докладов и сообщений, разрешение спорных, дискуссионных вопросов и т. п.

Основные приемы совершенствования умения слушать.

Чтение в профессиональной деятельности учителя. Специфика чтения как вида речевой деятельности.

Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности.

Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи.

Особенности письменной речи. Структура письменного высказывания. Структурные элементы текста.

Особенности устной речи. Строй устной речи. Функционально-стилистические разновидности устных и письменных высказываний. Жанры устной и письменной речи.

Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон – путь от замысла к слову. Инвенция (нахождение, изобретение того, что следует сказать или написать). Диспозиция (расположение содержания высказывания). Элокуция (выражение, обличение мысли в слова). Запоминание и произнесение созданного текста. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя.

Подготовка к публичному выступлению. Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления.

Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации.

Риторический эскиз речи и способы его создания.

Типы речей, их особенности. Информирующая (информативная) речь и ее особенности. Аргументирующая речь, её особенности. Дискуссионная речь, её особенности. Эпидейктическая речь, её особенности.

Требования к поведению говорящего.

Нравственный долг оратора. Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора).

Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора. Основные приемы управления вниманием аудитории.

Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания.

Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.

Раздел 1. Риторика как мастерство речи и научная дисциплина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: