Тема 1. Понятие риторики. Педагогическая риторика

Основные понятия: общая риторика, частная риторика, педагогическая риторика, риторический идеал.

Содержание темы

Понятие риторики. Риторика как мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи (ars bene dicendi) и научная дисциплина, изучающая отношение мысли к слову (bene dicendi scientia).

Предмет и задачи риторики.

Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук.

Общая и частные риторики.

Педагогическая риторика. Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины.

Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).

 

Тема 2. Исторические изменения предмета риторики

Основные понятия: Античная риторика, риторический идеал, диалектика, софистика, неориторика.

Содержание темы

Становление и основные этапы развития риторики. Риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме. Риторический идеал античности. Риторика в России. Особенности русского риторического идеала. Современный этап развития риторики. Концепции и дефиниции неориторики.

 

Раздел II. Общение.

Тема 3. Роль общения в социальной практике. Способы и средства общения.

Основные понятия: Виды и формы общения: устное – письменное, вербальное – невербальное, монологическое – диалогическое, фатическое – нефатическое, контактное – дистантное, опосредованное – непосредственное, официальное – неофициальное, межличностное – групповое – массовое и т. д.; Языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность. Коммуникативно-речевая ситуация. Речевая интенция. Стили общения. Речевой этикет.

Содержание темы

Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; фатическое – нефатическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.). Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения (языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность; коммуникативная компетентность). Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как “зона повышенной речевой ответственности”. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный), Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью). Индивидуальный речевой стиль оратора.

 

Тема 4. Единицы общения: дискурс, текст, речевой жанр

Основные понятия: Дискурс, речевой акт, текст, речевой жанр, норма языка.

Содержание темы

Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса.

Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты.

Стили речи и стилистическая окраска текста.

Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр.

Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения. Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: