Цель изучения дисциплины. Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения

Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

1) вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

2) формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

3) воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

Эти аспекты профессиональной подготовки учителя разрабатываются преимущественно в дидактике и методике.

При этом не в полной мере учитывается еще одна особенность профессиональной деятельности учителя: достижение названных целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.

Сфера обучения является сферой “повышенной речевой ответственности”, так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя, главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера.

В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал. Это “общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать”. Риторический идеал соответствует “в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном, сложившимся исторически в данной культуре. Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.

Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки учителя в рамках частной – педагогической – риторики.

Задачи дисциплины:

Курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя

– формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает:

- овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;

- осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;

- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;

- познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б1.; Б.4).

Для освоения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. «Русский язык» (школьный курс).

2. «Культура речи».

3. «Педагогика».

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: