Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
1) вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
2) формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
3) воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Эти аспекты профессиональной подготовки учителя разрабатываются преимущественно в дидактике и методике.
При этом не в полной мере учитывается еще одна особенность профессиональной деятельности учителя: достижение названных целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.
Сфера обучения является сферой “повышенной речевой ответственности”, так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя, главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера.
В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал. Это “общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать”. Риторический идеал соответствует “в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном, сложившимся исторически в данной культуре. Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.
Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.
На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки учителя в рамках частной – педагогической – риторики.
Задачи дисциплины:
Курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя
– формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает:
- овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;
- осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;
- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;
- познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б1.; Б.4).
Для освоения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. «Русский язык» (школьный курс).
2. «Культура речи».
3. «Педагогика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины: