Содержание практических занятий. Тема 3. Общение и коммуникация

Раздел 2. Общение

 

Тема 3. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация.

 

Вопросы:

1. Структура коммуникативной ситуации (Г. Лассуэл, К. Шеннон и У. Уивер, М. Мак-Люэн, Р. Якобсон).

2.Виды и формы общения (привести примеры их реализации в различных ситуациях общения).

3. Функции общения.

4.Стили общения.

5.Специфика педагогического общения. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение учителя (см. видеоматериалы).

6. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?

 

Литература:

1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат). С. 15-22.

2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.

Тема 4. Единицы общения: диску́рс, текст, речевой жанр.

 

Вопросы:

1. Понятия «текст», «дискурс», «речевой жанр». Сравнительный анализ указанных понятий.

2. Речевое событие и речевая ситуация. Этапы речевой деятельности.

3. Классический риторический канон.

3. Сопоставительный анализ содержания риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса порождения высказывания (устного/письменного)?

 

Литература:

1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат).

2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.

 

Тема 6. Невербальные средства общения

Вопросы:

1. Функции невербальных средств коммуникации (регулирование вербального поведения, отображение актуальных речевых действий, передача информации, репрезентация психологического состояния говорящего субъекта, дейктическая функция).

2. Кинесика. Классификации жестов. Одинакова ли роль жестов в общении представителей разных народов? Жесты в истории культуры.

3. Мимика. Как читали человеческое лицо Гиппократ и Аристотель?

4. Окулесика. Справедлива ли пословица: «Глаза – зеркало души»?

5. Паралингвистика как наука о звуковых кодах невербальной коммуникации (Г.Е. Крейдлин). Интонация, тембр, темп, ритм, мелодика речи.

6. Проксемика. Межсубъектные зоны. Национальная специфика проксемики.

7. Согласны ли Вы с точкой зрения, согласно которой внешний вид и умение держаться являются ключевыми факторами успешной деятельности?

8. Может ли невербальное общение выступать средством управления поведением учеников? Приведите в доказательство примеры.

 

Литература:

1. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика. – М.: Новое литературное обозрения, 2002. – 592 с.

 

Раздел 3. Речевая деятельность учителя

Тема 7. Слушание и говорение в профессиональной деятельности учителя

Вопросы:

1. Слушание в профессиональной деятельности учителя.

2. Говорение как вид речевой деятельности.

3. Что общего и что различного в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?

4. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером (спецификой) этого вида речевой деятельности?

 

Литература:

1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат).- С. 118-166.

2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: