Раздел 2. Общение
Тема 3. Общение и коммуникация. Коммуникативная ситуация.
Вопросы:
1. Структура коммуникативной ситуации (Г. Лассуэл, К. Шеннон и У. Уивер, М. Мак-Люэн, Р. Якобсон).
2.Виды и формы общения (привести примеры их реализации в различных ситуациях общения).
3. Функции общения.
4.Стили общения.
5.Специфика педагогического общения. Назовите педагогические стили общения. Опишите речевое поведение учителя (см. видеоматериалы).
6. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение в педагогической деятельности?
Литература:
1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат). С. 15-22.
2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.
Тема 4. Единицы общения: диску́рс, текст, речевой жанр.
Вопросы:
1. Понятия «текст», «дискурс», «речевой жанр». Сравнительный анализ указанных понятий.
|
|
2. Речевое событие и речевая ситуация. Этапы речевой деятельности.
3. Классический риторический канон.
3. Сопоставительный анализ содержания риторического канона (риторика) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса порождения высказывания (устного/письменного)?
Литература:
1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат).
2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.
Тема 6. Невербальные средства общения
Вопросы:
1. Функции невербальных средств коммуникации (регулирование вербального поведения, отображение актуальных речевых действий, передача информации, репрезентация психологического состояния говорящего субъекта, дейктическая функция).
2. Кинесика. Классификации жестов. Одинакова ли роль жестов в общении представителей разных народов? Жесты в истории культуры.
3. Мимика. Как читали человеческое лицо Гиппократ и Аристотель?
4. Окулесика. Справедлива ли пословица: «Глаза – зеркало души»?
5. Паралингвистика как наука о звуковых кодах невербальной коммуникации (Г.Е. Крейдлин). Интонация, тембр, темп, ритм, мелодика речи.
6. Проксемика. Межсубъектные зоны. Национальная специфика проксемики.
7. Согласны ли Вы с точкой зрения, согласно которой внешний вид и умение держаться являются ключевыми факторами успешной деятельности?
|
|
8. Может ли невербальное общение выступать средством управления поведением учеников? Приведите в доказательство примеры.
Литература:
1. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика. – М.: Новое литературное обозрения, 2002. – 592 с.
Раздел 3. Речевая деятельность учителя
Тема 7. Слушание и говорение в профессиональной деятельности учителя
Вопросы:
1. Слушание в профессиональной деятельности учителя.
2. Говорение как вид речевой деятельности.
3. Что общего и что различного в таких видах речевой деятельности, как слушание и чтение?
4. Опишите, как вы слушаете лекцию. Совпадает ли ваш опыт слушания с характером (спецификой) этого вида речевой деятельности?
Литература:
1. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева и др.; под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. - (Бакалавриат).- С. 118-166.
2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
3. Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. – М., 1998.