Тема 11. Правовые основы денежного обращения и расчетов

Денежная система и денежное обращение. Понятие денежной системы. Элементы денежной системы. Понятие денежного обращения. Виды денежного обращения. Обращение наличных и безналичных денег. Правовые основы денежного обращения и расчетов.

Понятие расчетных правоотношений. Правила обращения наличных денег и контроль за их соблюдением. Функции Банка России в сфере организации наличного денежного обращения. Порядок ведения кассовых операций в РФ: общий и специальный порядок. Правила хранения и инкассации наличных денег.

Безналичное денежное обращение. Правила совершения безналичных расчетов. Классификация безналичных денег. Классические разновидности безналичного денежного обращения: понятие и содержание. Виды банковских счетов: расчетный, текущий, депозитный. Формы безналичных расчетов и порядок их применения. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по аккредитиву. Расчеты чеками. Расчеты по инкассо. Формы безналичных расчетов, допускаемые банковской практикой. Банковские карты и их использование в расчетных правоотношениях. Расчеты с помощью векселей: суть векселя, права и обязанности владельца векселя и векселедателя. Вексель как средство платежа. Вексель как ценная бумага. Простой финансовый вексель. Денежные суррогаты.

Тема 12. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля РФ.

Валютное регулирование как вид валютного режима. Содержание валютного регулирования. Правовые основы организации и осуществления валютного регулирования. Полномочия Правительства РФ и Центрального Банка РФ как органов валютного регулирования.

Понятие валютных правоотношений. Субъекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты. Объекты валютных правоотношений: валюта РФ, иностранная валюта, внутренние и внешние ценные бумаги. Понятие валютных ценностей. Права и обязанности резидентов и нерезидентов. Понятие и виды валютных операций.

Правовые основы осуществления валютного контроля. Понятие и содержание валютного контроля. Цели и задачи валютного контроля. Валютный контроль как часть финансового контроля. Органы и агенты валютного контроля: их права и обязанности. Виды и меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

 

 

Планы практических занятий

Планы семинарских (практических) занятий содержат как теоретические вопросы, так и задачи и задания. Как правило, на занятии необходимо уделять внимание, как теоретическим вопросам, так и решению задач (заданий). Однако при рассмотрении отдельных тем (вводные темы, обсуждение научной работы или статьи и т.д.) большее внимание уделяется теоретическим вопросам. Вопросы к семинару могут быть заслушаны в форме выступления или проведены в форме диалога между преподавателем и студентами («вопрос»-«ответ»). Выступление по теоретическому вопросу должно быть кратким (до 5 минут), логичным, по существу. Выступающий должен изложить точки зрения нескольких авторов на излагаемый вопрос, акцентировать внимание на проблемные стороны применения финансового законодательства по данному вопросу. Выступление должно быть простроено на основе учебной литературы, а также материалов периодической печати, посвященным проблемным вопросам по рассматриваемой теме. Заканчивая выступление, студент обязан огласить литературу, на основе которой было построено выступление (автор, название статьи (книги), источник и год опубликования). Проведение опроса в форме диалога («вопрос»-«ответ») подразумевает разбивку преподавателем одного крупного теоретического вопроса на несколько частей. Данная форма опроса позволяет привлечь к обсуждению теоретического вопроса большее количество студентов.

При решении задач на семинарских (практических) занятиях студент должен рассказать содержание задачи своими словами, а не читать ее. К решению каждой задачи желательно привлечь возможно боль­шее количество студентов. Не обязательно, чтобы дан­ную задачу решил полностью один студент, надо стимулировать дис­куссии, особенно по спорным в теории и на практике вопросам. Од­нако нельзя допускать ухода от вопросов, вытекающих из задачи. Правильное решение должно быть логическим выводом из совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин) или не подготовившиеся к дан­ному семинарскому (практическому) занятию, обязаны не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме не получают промежуточной аттестации по предмету и, как следствие, не допускаются к экзамену.

Работа каждого студента на семинарских (практических) занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается при про­ведении аттестации, зачета, экзамена. Если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение семестра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: