Базовые принципы инвестирования (предельной эффективности, замазки, сочетания материальной и денежной оценки, мультипликатора)

Для того чтобы инвестиционный процесс действительно являлся фактором развития фирмы, ее руководство при планировании инвестиционной деятельности должно придерживаться базовых принципов:

1. возвратность (в виде самоокупаемости)

2. доходность (в виде получения прибыли как дополнительного дохода, превышающего среднеотраслевые параметры)

3. надёжность (обеспечение страхования различных случайных и неслучайных рисков. Должна быть обеспеченность инвестиций, например, приобретение облигаций государственных банков.)

4. диверсификация (предполагает разнообразные формы использования инвестиций, в разных направлениях)

Принципы оценки эффективности:

§ Принцип определения предельной эффективности капиталовложений

Любое предприятие стремится к получению максимальной прибыли, организовывая производство таким образом, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. Предприятие будет продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства его доход будет превышать издержки производства. И оно прекратит производство, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержки производства.

До каких пределов предприятие может расширять производство?

Если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные с ее изготовлением, тогда предприятию необходимо увеличивать выпуск продукции. Предприятие не будет расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукций станет равным издержкам производства. Если предприятие все же решило продолжать производство, то оно должно выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам производства. Эти два условия носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка, любой форме собственности.

Рассмотрим взаимосвязь между процессом вложения капитала и соответствующими показателями эффективности (прибыльности) этих последовательных порций инвестирования капитала (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Определение оптимального объема инвестирования

Как видно из графика, эффективность (прибыльность) каждого последующего вложения снижается. Практический смысл графика в том, что на предприятии с его помощью могут найти (опытно определить) предельный размер инвестирования. Как видно из графика, оптимальный объем инвестирования – 5 млн. ед. Вложения 6 млн. ед. уже будут невыгодны. Таким образом, мы решаем своего рода оптимизационную задачу, наметив в определенной мере стратегию инвестирования.

Крутизна графика предельной эффективности инвестирования зависит, по меньшей мере, от двух главных факторов:

§ темпа роста издержек производства (в немалой степени задается самой технологией);

§ степени монополизации производства.

 

§ Принцип «замазки».

Этот принцип стимулирует соизмерять затраты и результаты в ходе инвестирования, не дожидаясь завершения процесса. Представим себе кусок замазки. Перед тем как к нему прикоснуться, мы имеем максимальную свободу выбора: где, как коснуться, насколько глубоко, с какой целью. Но если мы вошли в контакт с замазкой, то свобода действий уже не та, что до прикосновения: мы связаны, мы увязли. Инвестирование подобно работе с замазкой: свобода решений сменяется все большей несвободой в ходе их реализации. Например, мы свободны принимать решения а том, какой станок закупить, арендовать или сделать самому; какую сумму кредита брать под эту операцию, на какой срок и под какие проценты. Но если мы совершили все эти операции, то назад вернуться сложно. Налицо процесс увязания в «замазке», так как свобода действий после вступления инвестиционного проекта в силу существенно ограничена. Нельзя сказать, что как только началась реализация инвестиционного решения, свобода решений и действий стала равна нулю. Конечно, можно перепродать станки, избавиться от них. т.е. произвести деинвестирование. Очень часто так и поступают. Исправить ошибку лучше раньше, чем позже. Однако за это надо платить. Например, надо продолжать выплачивать в течение пяти лет кредит, платить неустойку поставщикам комплектующих для производимой продукции - они ведь надеялись на многолетнее (5-10 лет) сотрудничество и сделали какие-то вложения у себя, платить неустойку покупателям, за нарушение договорных условий в течение тех же 5- 10 лет. Разумеется, риск совершения ошибки нельзя полностью исключить, даже если будет работать 100 авторитетных консультативных фирм. Но минимизировать риск необходимо. Руководители предприятий не должны бояться принимать решения. Их обязанность - предусматривать запасные выходы из неблагоприятной ситуации, проигрывая заранее такие ситуации, корректируя свои планы в зависимости от временного изменения рыночных факторов.
Итак, принцип замазки – это оптимизация степени риска инвестиций, которая должна просчитываться до начала инвестиционного процесса и корректироваться в ходе его осуществления (чем ранее будет остановлено инвестирование безнадежного проекта, тем меньше будут потери.), т.е TR1>=TR0 (полученный доход >= предыдущего дохода)

 

§ Принцип дисконтирования (доходности)

Любой доход должен определяться как текущая стоимость (PV) с точки зрения получения будущей стоимости, дисконтированный на дефлятор.

I p= FV/(1+d)

Дефлятор:

d = ставка дивидендов/ ставка депозитов * ставка inf

Для малого бизнеса d-дефлятор утверждается Правительством РФ = ставка внешнего дохода:

2010г – 1,357

2011г – 1,532

2012г – 1,492

 

Учётная ставка(процентная):

r(%) = (FV- PV)/ PV, где FV- будущая стоимость, PV- текущая (сегодняшняя) стоимость

ставка рефинансирования (ЦБ) -8%
Зная ставку, можем определить методом компаундинга (метод наращивания стоимости) будущую доходность:

FV= PV *(1+r)n, где n-период

Обратный метод – метод дисконтирования:

Метод дисконтирования – это приведение будущих денежных потоков к текущему периоду с учетом изменения стоимости денег с течением времени (т.е. сколько нужно вложить сейчас, чтобы потом получить гарантированный доход)

PV = FV/ (1+d)
Чистый дисконтированный доход:

MPV = CF/(1+d) – KV/(1+d), где CF = Am+Rn

§ Принцип мультипликатора (множителя).

Принцип мультипликатора опирается на взаимосвязь отраслей. Это означает, что рост спроса на жилье автоматически вызывает рост спроса на технологически сопутствующие товары: металл, цемент, кирпич -деловую древесину, стекло, обои, кожу и т.д.

Мультипликационный процесс выражает реально существующую зависимость между отраслями. Инвестиционный мультипликатор, это какая-либо отрасль, выгодная для инвестирования в связи с повышенным спросом на ее продукцию. Изучение и прогнозирование мультипликационных процессов даст возможность заранее знать время и экономическую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить невыгодное инвестирование и заняться новым бизнесом, заблаговременно опережая конъюнктуру. Подобное доходное заблаговременное действие может быть и в форме перепродажи акций, и в форме перепрофилирования производства. Эффект мультипликации слабеет по мере удаления отрасли от отрасли генератора - спроса и доходности, а также затухает во времени. Поэтому опоздали вы с перепрофилированием производства, вас опередили конкуренты и уже удовлетворили повышенный спрос со стороны отрасли-мультипликатора. Мультипликационный процесс не принес вам дохода.

Для расчета мультипликационного эффекта используют Мультипликатор Кейнса. Коэффициент мультипликатора равен:

Kм = 1 / (1 – МРС), где

МРС – это предельная склонность сбережения. Значение этого показателя может варьироваться от 1,2 до 4,0.

Уменьшать коэффициент будут следующие показатели: расходы на импорт, налоги, личные сбережения и другие.

 

§ Принцип адаптационных издержек.

Адаптационные издержки - это затраты инвестора, обусловленные необходимостью приспосабливаться к новой инвестиционной среде. Цена за адаптацию - снижение текущей доходности предприятия, принявшего решения об инвестировании. Даже ценные бумаги сразу выгодно перепродать невозможно, если их реальный курс падает. Можно потерять много времени в ожидании выгодного момента их перепродажи. Потеря времени означает «замораживание» капитала и снижение его доходности. Адаптационные издержки производственного инвестирования еще больше. Любая адаптация имеет свои издержки: нужна новая информация - плати, нужна новая технология - плати, нужны средства на подготовку кадров - плати и т.п. Практический совет: надо рассчитывать адаптационные издержки и включать их в расчет цены, по которой будете продавать новую продукцию. Чем больше спрос на продукцию, тем больше адаптационных издержек может позволить себе инвестор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: