Примерная схема качественного анализа психической деятельности

Контакт

  • Легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования.
  • Постепенно установившейся, в последующем полноценный, стабильный.
  • Относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения деятельностью.
  • Легко и постепенно установившейся, но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности).
  • Недостаточно стойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации исследования, не вызывающей у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.

Интерес

  • Выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно, с азартом).
  • Достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором.
  • Поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчинением взрослому).
  • Выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязнью допустить ошибку.
  • Слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

Аффективный компонент продуктивности

  • Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и порицания одинаково способствуют улучшению продуктивности деятельности.
  • Адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и наказания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности.
  • Внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, коррегируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности.
  • Стойкое, несколько утрированное выражение серьезности, напряженной «работы мысли» в сочетании с выраженной нерешительностью и в самостоятельных действиях (часто наблюдается в связи со страхом обнаружить свою несостоятельность, иногда мнимую).
  • На фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации эксперимента наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до отказа от работы) реакций на затруднения и порицания, грубо дезорганизующих деятельность.
  • Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией исследования (грубая дезорганизация деятельности).
  • Полностью индифферентное отношение к различным ситуациям эксперимента в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности.
  • Неадаекватно положительные эмоции назависимо от характера ситуации.

Активность

  • Работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции).
  • Нуждается в незначительной стимуляции по тем же причинам, но в большинстве заданий (эффект тот же).
  • Необходима незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях.
  • Незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях.
  • Наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысокм интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях.
  • Необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности.

Оценка собственных достижений (критика)

  • Адекватная, самостоятельная, аргументированная.
  • Снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не трудно было?).
  • То же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имеющиеся трудности.
  • Аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки.
  • Отказ от оценки.
  • Неадекватно завышенная оценка.

Темп и динамика продуктивности деятельности.

  • Темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью.
  • Несколько замедленный темп при упорядоченной деятельности.
  • Темп в начале несколько замедленный, но постоянно ускоряющейся и до конца исследования стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная врабатываемость).
  • Высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями или указаний на ошибки.
  • Высокий или умеренный, но заметно замедляющейся к концу исследования.
  • Ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки.
  • Крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.

Истощаемость

  • Относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действие других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания).
  • Выявляется к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме.
  • Те же явления, в той же степени, но примерно с середины исследования.
  • То же, но с приобретением грубой выраженности к концу исследования.

Понимание обращенной речи

  • Понимает большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций и ответы в плане вопросов).
  • Некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения.
  • Большинство вопросов и инструкций требует уточнения, иногда упролщения формулировки или демонстрации нужных действий.

 

Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования (характер психической деятельности): общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив –неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: