Философский материализм и социально-политические идеи в философии XVIII в

Наиболее яркими представителями материализма являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.

Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.

С процессом изменения и развития они связывали появление реального многообразия материального мира. Они утверждали, что человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие материалисты связывали прежде всего с усложнением организации материальных объектов. В частности, с этих позиций они раскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации.

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Это подводил их к убеждению, что в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит.

Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств. Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.

Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха. Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.

10. Осн. Достиж. Немецк. Классич. Ф-и(кант, гегель, фейербах) Немецкая классическая философия – это период развития немецкой философской мысли середины XIII – середины XIX вв., представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха и др. Она может быть оценена как вершина европейского рационализма, сопряженного с верой в почти безграничные возможности разума. Наиболее важные достижения немецкой классической философии: 1) обосновано представление о предмете философии, ее роли в культуре и жизни человечества. 2) осуществлен поворот к истории как философской проблеме, концептуально поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях. История представлена как путь разума, имеющего строгие законы, которые можно исследовать и на их основе управлять развитием общества;3) создан и разработан диалектический метод. Гегель –В философии человеческая история представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития независимоот того,относятся они к сфере бытия или мышления. Процес саморазвития подчинен законам логики и вкл. В себя 3 этапа: 1)Логический этап(связан с пребыванием идеи в стихии чистого мышления),2)Природная стадия(связана с развитием идеи в форме инобытия), 3)Человеческий дух(дух,где идея,покинув природу возвращается к самой себе в качестве духа и реализуется в человеческом мышлении и истории) Кант - основоположник нем. классич. идеализма. Два периода творчества - докритический и критический. Докритический Кант развил учения о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, выдвинул гипотезу о возникновении Солн. Системы естеств. Путем из первоночальной газовой туманности.Благодаря этому Кант сумел создать развивающую картину мира, которая не соотв. Физико-механической модели мира. Идея послужила важным этапом формирования диалектики как учения о развитии и о его внутренних источниках.. Критический: Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границу, созд. Учения об источниках познания.Сущн. этого переворота разрушившего традиционные представления, сводит к выводу Канта о том,что не способны организации мышления согласуются м формами бытия,а наоборот,мир объектов, каким мы его знаем, согласуются с формами организации нашего мышления.В числе осн. Позновательных способностей Кант называет следующие:1)Чувственность, 2)Рассудок,3) Разум. Все моральные законы Кант подразделял на 2 класса: 1) гипотетические (диктуют поступки, которые оценивают с точки зрения их возможных последствий) 2) котегорические (побуждающие к самоценным поступкам) Фейербаху, Человек рассматривается в качестве единственного универсального и высшего предмета философии. По Феербаху, ценность человеческого существа сост. В нем самом, а не в его способности быть средством реализации чужого замысла. Связь между людьми носят природный, внеисторический,родовой характер. Целью и сущность человеческой жизни таким образом, признавающаяся любовь, которая и является решающей силой общественного процесса, в том числе и нравственного.

 

11.Особен. класич и посткласич. Ф-ии. Зап. Евр. В ХIХ-ХХ веке происходит переход от классической к неклассической ф-ии. Специфика классической ф-ии: - Идея разума как объективного и основопологающего начала, определяемого порядок и устройство человеческого мышления; - представление о человеке как о ответственном деятельном субъекте, свободной творческой личности; -Представление о разуме философа привелигивированной точке отсчета над бытием, в обсолютнй перспективе «объективное познание»; -познание как достижение объективной, обаснованной и общезначимой истины-обсалютный характер философских умопологаний. В целом классической философской традиции были присущи: - Объективизм (независим от человека, сущ. Мира как данности); - Субстанцианизм (согласно которому единство законов универсума обеспечивает наличием вечной и неизменной субстанции..Бог-материал-разум..); - созерцаемость; -видимость беспредпосылочности. Классическая ф-ия преимущ. Выступала как метофизика, видящая мир единым устойчивым и целостным и ориентируется на постижение придельных оснований. базовые ориентации современнойнекласич. Ф-ииметодология(отрицание метофизики); -Познание(отказ от априоризма в познаниии); -Онтология(бессубъективная ф-ия); -Язык(способ контитуирования мира); -История(постижение смысла и цили мира); -Установки и стиль(насыщенный характер написания философских тексторв). В целом современнум постклассич. Ф-ию отличают антиметофизичность – сознательный отказ от рассмотрения мира в категориях временных ценностей и обоснование новых способов философствования, коммуникативность -установка на диологический характер ф-ии и исследование коммуникативных оснований мышления и культуры, праксиологический- формирование философии действия как активного вопрошания современности и попытки её трансформации в ущерб созерцацельности и вневременности классич. Философствования; культурологизм -обращение к решению октуальных смысложизненных, нравственных, соц-политических проблем

 

12.Осн. идеи ф-и иррационализма(Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше). С середины XIX века рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше был противопоставлен феномен иррационального — бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Классическая мысль не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкт, воля к жизни и воля к власти, т.е. на тех, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный "зазор" и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма. Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване. Ницше. Его философия состояла в том,чтобы помочь человеку приспособиться в окружающей среде. В основе жизни по его мнению лежит понятие воля.Несколько понятий воли: воля к жизни, воля внутри человека, бессознательная воля, воля к власти. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Кьеркегор (1813–1855 гг.), которого считают предтечей экзистенциализма в философии ХХ в. В ряде своих произведений («Страх и трепет», «Или, или», «Болезнь к смерти») Кьеркегор критикует абстрактную гегелевскую философскую систему, которая существенным образом ограничивает жизненные проявления человека исключительно сферой абстрактно-логического мышления, в то время как человеческое существо остается сотканным из многочисленных эмоций, порывов и страстей, с разумной точки зрения зачастую вовсе необъяснимых. Исходя из этого, по Кьеркегору, главным предметом философских изысканий должно стать понятие человеческого существования, или экзистенции, объединяющее различные стороны жизни человека. Познание экзистенции также не должно превращаться в сухой опыт рациональных дедуктивных рассуждений, но должно включаться в духовный опыт самопознания и переживаться на уровне экзистенциальных состояний – страха, ужаса, смерти, страдания, мучительного выбора. Самопознание человека выступает элементом выбора экзистенциального состояния его жизни, каковых по Кьеркегору насчитывается всего три: первая стадия экзистенциальной диалектики – чувственная, эстетическая, связываемая с персонажем Дон Жуаном, искателем удовольствий и сладострастия, на склоне жизненного пути переживающего отсутствие подлинной глубины своих страстей, их мимолетность. Вторая стадия – этическая, ассоциируемая с именем Дон Кихота, бескорыстного рыцаря долга, поставившего свою жизнь в зависимость от внешнего идеала, чье существование, правда, ничем не оправдано, кроме готовности его принятия самим человеком. Наконец, третья – высшая – стадия экзистенциального развития отождествляется Кьеркегором с фигурой библейского старца Авраама, готового свою преданность Богу доказать путем жертвоприношения собственного сына.

13.Достиж. марксисткой ф-и(Маркс, Энгельс).Неомарксизм(Лукач, Хоркхаймер). Основателями марксистской философии принято считать К. Маркса (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820–1895 гг.), в своих трудах заложивших теоретические основания нового философского подхода. Исходной точкой оформления социальной философии марксизма становятся исследования в сфере политической экономии, затрагивающие проблемы распределения труда и капитала, производительных сил и способов производства. Последнее обстоятельство предопределило тот экономический детерминизм, который отличает марксистские представления о социально-историческом процессе. Основанием социальной жизни, согласно К. Марксу, являются отношения производства и потребления, благодаря которым задается необходимость общественной жизни человека: люди кооперируются для увеличения благосостояния и возможности расширенного производства товаров и услуг, которое отдельный человек или семья не могут сами обеспечить. Одним из ключевых тезисов марксистской философии является установка на то, что бытие определяет сознание: в зависимости от изменения характера трудовых отношений, а также зависящих от них условий жизни людей происходит изменение и сферы духовного производства – научных, религиозных, культурно-мировоззренческих компонентов жизни общества. С нарастанием напряженности социальных отношений происходит конфликт, перерастающий в классовую борьбу и социальную революцию, результатом которой может стать кардинальное изменение всей жизни общества. По Марксу, общественный процесс телеологичен, т. е. любое человеческое общество в своем развитии вынужденно проходитчерез упомянутые стадии, которые в марксистской философии именуются общественно-экономическими формациями: 1) первобытнообщинную, 2) рабовладельческую, 3) феодальную, 4) капиталистическую и, наконец, 5) коммунистическую. Последняя стадия общественно-экономического развития рассматривается в марксизме как утопический идеал бесклассового общества, в котором отсутствует коренное различие между производителями и потребителями, что должно знаменовать собой прекращение социальных конфликтов и высшую форму исторического бытия общества. Марксистская философия в попытке обнаружить наиболее общие законы развития природы, мышления и общества формирует не только значимый проект социальной философии, но и обосновывает важность становления диалектического метода философствования для процесса мышления и познания мира, с одной стороны, и разрабатывает диалектические принципы материалистического истолкования природы, с другой, что также существенным образом повлияло на формирование новой общенаучной и философской методологии. Одним из родоначальников направления неомарксизма является венгерский мыслитель Д. Лукач (1885–1971 гг.), Место гегелевской Абсолютной идеи у Лукача занимает общество, понимаемое как стремящаяся к самопознанию диалектически развивающаяся целостность, которая достигает кульминационной точки своего развития в эпоху капитализма.

 

14.Истор. формы пазитив. Ф-и: Позитивистское направление в современной философии оформилось еще в середине XIX в. в рамках учения французского философа и социолога О. Конта,разработавшего позитивную концепцию знания, характеризуя последнее как точное, реальное, достоверное, полезное и положительное. Человеческий дух, по Конту, проходит в своем развитии три основные стадии: теологическую (фиктивную), философскую (абстрактную) и позитивную (научную). Развивая в дальнейшем позитивистское учение, британский мыслитель Г. Спенсер предполагает для философии и науки невозможность познания сущности и причин происхождения явлений, ограничивая их предмет лишь исследованием базовых закономерностей и свойств окружающего мира Дж. Милля подчеркивается связь опытного познания мира с логическим уровнем его представления в сознании, что определяет «эмпирическое» происхождение большинства наших идей и нормативно-регулятивный характер логики человеческого мышления.. неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма считаются Р. Карнап,ранний Л. Витгенштейн,а также М. Шлик Главной идеей неопозитивизма, или логического позитивизма, выступает необходимость освобождения философии от решения метафизических псевдопроблем и ее кардинальная переориентация на исследование аспектов функционирования языка науки как преимущественного условия строгости и объективности последней. По мнению раннего Л. Витгенштейна, научный язык должен строиться на основе «протокольных предложений», т. е. суждений, непосредственно описывающих данные эмпирического наблюдения или опыта, что делает возможной процедуру их верификации,т. е. установление их истинности путем соотнесения с данными опыта. Постпозитивизм. Один из представителей постпозитивизма, Т. Кун, изучая динамику науки, приходит к выводу, что представление о становлении науки как последовательном процессе накопления знаний не соответствует действительности, поскольку типичным явлением ее развития выступает научная революция как кардинальный скачок и разрыв существующей последовательности, приводящей к смене и самих исследовательских установок, и способов объяснения Эмпириокрицизм ( критика опыта ) Р.А Авенариус и Э Мах исходили из недостаточности понятия научного опыта для обоснования объективного характера научных знаний.

15.Ф-я феноминологии (Гуссерль) и экзистециолизм(Ясперс,Хайдеггер, Сартр, Камю). феноменология, Э. Гуссерль М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти. Главной идеей феноменологии является описание и объяснение мира в качестве феноменов человеческого сознания, что превращает познание мира во внутренний процесс его осмысления. Исходным пунктом феноменологического метода, который предполагает, согласно Гуссерлю, буквальное следование принципу «Назад к самим вещам!», становится редукция как очищение понятий мышления от всех заранее привнесенных смыслов, что имеет своим следствием сведение образа мира к чистому феномену сознания1)феноменология-учения о феноменах,явлениях и сознаниях.2)Сознание-это обсалютное реальность, т.е. оно не отражает предметы, а создает или конструирует их 3) Сознание обладает св-ми интерциональности(оно всегда направлено на предмет) 4)Сознание исследуется с помощью редукции т.е. очищение от всех заранее усвоенных понятий экзистенциализм, экзистенциальная философия основывается на идеях датского мыслителя XIX в. С. Кьеркегора, который полагал, что человеческое существование (экзистенция) является важнейшей философской проблемой, требующей своего «смысложизненного» наполнения. В этой связи центральными темами осмысления в экзистенциализме становятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности.. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. Здесь перед человеком открываются две принципиальные возможности: 1) жить, «как все», не задумываясь над смыслом собственных действий, существуя как бы по инерции, автоматически, не выбирая и не решая своей судьбы – это способ неподлинного существования, по большому счету недостойный человека; 2) жить в постоянном риске осуществления выбора и принятия решений с несением полной ответственности за смысл своих действий – как способ существования подлинного. В последнем случае речь идет о том, что человек постоянно вынужден совершать выбор, который делает его жизнь осмысленной, что самым наглядным образом проявляется в ситуациях пограничных – между жизнью и смертью, поскольку отказ от подобного выбора порождает ощущение бесцельности существования, экзистенциальной тоски, тошноты. При этом принятие решения порождает особую ответственность человека перед Богом либо перед самим собой, которая не позволяет перекладывать заботу о смысле собственного существования на чужие плечи, вынуждает человека идти на риск, выбирая тот или иной вариант своей судьбы, осуществлять самореализацию.

16.Европ.религ.ф-я:неотомизм(Маритен, Жильсон). неотомизм –более современный аналог успешного сочетания рационально-философских идей с истинами богословия, опирающийся на экзистенциальные, моральные и ценностные установки современного человека. По сути, данное направление синтезировало в себе многие взгляды феноменологии, экзистенциализма, герменевтики, персонализма и иных направлений современной философии, придавая им собственно религиозную перспективу.К основным представителям философии неотомизма относят таких мыслителей как Д. Мерсье (1851–1926 гг.), Ж. Маритен (1882–1973 гг.), Э. Жильсон (1884–1978 гг.), К. Ранер (1904–1984гг.), М. Шакка (1908–1975 гг.) и др. В их концепциях прослеживаются универсальные и региональные аспекты становления современной католической философии. Программными пунктами формирования данной традиции становятся: 1) критика оппозиции рационализма и эмпиризма в вопросах бытия и познания, характерной для европейской «антропоцентрической» установки, акцент на их синтезе через обращение к понятию интуиции (Мерсье, Маритен, Жильсон); 2) пересмотр отношения к проблеме взаимодействия разума и веры через признание необходимости их сочетания в процессе познания с приоритетом сверхрациональных, интуитивных и экстатических форм коммуникации человеческого разума с трансцендентным, божественным (Жильсон, Ранер, Шакка);3) формирование «новой онтологии» в категориях оппозиций сущности и существования, бытия и становления как отражение альтернативности познания божественной и мировой реальности при их возможном сопряжении и взаимовлиянии (Маритен, Жильсон); 4) обоснование христианского идеала социального развития в контексте августиновской идеи существования «двух градов» (Земного и Божьего) и выбора «третьего пути» развития между либерализмом и социализмом в духе принятия идеологии «нового гуманизма» (Маритен, Жильсон, Шакка); 5) рассмотрение вопросов познания и социального бытия через призму моральных предписаний и ценностно-нравственной установки (Маритен, Шакка).

 

17.Ф-я Зап. Евр.к.XX-н XXI:герменевтика(Гадамер);структурализм и поструктурализм(Леви-Стросс, Фуко);постмодернизм. герменевтика, основателем которой принято считать немецкого философа Г.-Г. Гадамера выступает в качестве общей теории понимания различных объектов культуры (текстов, произведений искусства и др.), которые обладают определенными транслируемыми через традицию смыслами (Диктель,Шмеермахер)-1) понимание универсально -т.е. носит всеобщий характер,потому что человек живет в мире культуры т.е. в мире предметов созданных другими людьми. Следовательно стать человеком можно только научившись расшифровывать смыслы различных вещей. 2)- Герменевтический круг -понимание это круговое движение от текста к контексту и обратно. 3)-смысл появляется в результате 3-х частей(читатель-текст-автор) 4)-Понимание возможно только благодоря традициям(сравнивание нового со старым). структурализм, -изучает культуру,как набор структурных едениц К. Леви-Стросс, Р. Барт,Фуко Изначально сформировавшись на материале изучения примитивных обществ, структурализм постепенно превратился в теорию и практику объяснения различных общественных и культурных явлений как структурных единиц, или кодов, закладываемых в процессе развития общества и определяющих смысл тех или иных событий, а также тенденций общественной жизни. Структуралистский подход к анализу общества строится на выделении бинарных оппозиций (левое – правое, живое – мертвое и т. д.) в качестве структурирующих и регламентирующих поведение человека кодов, которые на современном этапе функционируют как особые идеологические и мифологические порядки, диктующие правила нормальности и легитимности сфер потребления, питания, моды, общения и т. д. постмодернизм,/традиционнае/индустриальное/постиндустриальное/ - это диагноз современной культуры. Функция постмадернизма- это совокупность различных направлений которые объеденены отрицанием классических образцов и возможности объективного познания мира. Входят в Постмодернизм: 1)поструктурализм(Локен,Фуко),2)Деконстукция(Деррида)-это метод философсвования который отрицает возможность односначного толкования текста. Он заключается в прочитывании классич текстов поновому когда смысл слов и высказываний меняется в зависимости от контекста их использования.

18.Осн. этапы разв. Филос. Мысли Белар.:просветительство(Полоцкая, Туровский);Ренес. И Просвещение(Скорина, Будный, Полоцкий, Лыщинский). Как особая форма общественного сознания философия в Беларуси изначально развивалась по трем направлениям, таким как: 1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме; 2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия; 3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира. В истории белорусской философской мысли можно выделить пять периодов: 1) периода Киевской Руси; 2) периода Великого княжества Литовского; 3) периода Речи Посполитой 4) периода Российской империи 5) независимая Р.Б

1)ставим веру на 1-ое место,2)-Бесмертие души,3)-основа нравственности-христианство. Ефросинья Полоцкая,п ервая женщина в Беларуси, признанная святой. Равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений, можно утверждать, что ее философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она считает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие. Кирилл Туровский – старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический характер, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание). С ее помощью он устанавливает соответствие между божественной и человеческой истинами. Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, которая должна направлять человека в поисках истины. В учении о человеке мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. Кирилл Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла.. Франциск Скорина – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга. Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.Скорина делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования. Сымон Будный и Василий Тяпинский. Деятельность Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения. В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой прежде всего было характерно обращение к человеческому разуму.Антитринитаризм-есть толь отец (нет сына и святого духа) . Лев Сапега. Он утверждал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по мнению Сапеги, – гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Назначение права – пресечение действий потенциальных преступников и применение наказания для совершивших преступления. Он рассматривал его как узду, которая сдерживает каждого наглеца и насильника. Но самое главное состоит в том, что право обеспечивает людям свободу. Симеона Полоцкого –Являясь глубоко религиозным человеком, Симеон Полоцкий ставит философию выше религии. Он утверждает, что если бы люди жили по христианским нравственным заповедям, то философия им не нужна была бы. Однако несовершенство человека заставляет его стремится к лучшему, и именно философия позволяет реализовать это устремление.Основал 1-й ВУЗ.(учитель петра-1). Казимир Лыщинский Отрицание существования Бога – основное и высшее достижение атеистической мысли как самого Лыщинского, так и его времени. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власть имущих. Атеизм Лыщинского – вершина развития атеистической мысли Беларуси XVII в.

19.Ф-е идеи и развитие бел. Нац. Самосозн. В тверчестве Купалы, Колоса, Богдановича, А-К. В развитие национального самосознания белорусского народа большой вклад внес М. Богданович написал статью «Белорусское Возрождение», в которой на большом историческом материале доказывал и показывал самостоятельность белорусской культуры и языка. Особенно высоко ценил М. Богданович эпоху Возрождения в Беларуси: «Ключом забила тут жизнь, шла, причудливо переплетаясь, горячая, религиозная, национальная и классовая борьба, организовывались братства, бывшие оплотом белорусской народности, закладывались типографии, учреждались школы, возникали высшие учебные заведения».В творчестве Янки Купалы преобладают гражданские мотивы – идеология возрождения белорусской культуры и белорусской нации, формирования в простом народе чувства культурного равенства с другими народами, развитие его национального самосознания и преодоление социального неустройства. Это составляет ядро его мировоззрения. Мировоззрение Якуба Коласа формировалось в русле революционного демократизма, в котором доминировал национальный вопрос. С одной стороны, любовь к родному краю, а с другой, социальное и национальное недовольство белорусов существующим положением вызывали уЯ Коласа печально-экзистенциальные мировоззренческие установки.Говоря о духовных особенностях белоруса, он фиксировал внимание на его способностях к высоким душевным состояниям. Описывая же его склонность к перманентному покаянию, несмелости и непрактичности, обращает внимание на духовные, а не на материально-практические ориентации. Игнат Абдиралович (Кончевский) в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он сосредоточивает внимание читателя на том, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: