Русский философский Ренессанс» (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.) и его влияние на современную культуру

Новый этап в раз-тии рус. ф-фии начин на рубеже 19-20в. Ценность личности и личной судьбы была противопоставлена господствовавшей весь19в ценности социальности, что не означало отрешение от социально-философской проблематики, а углубление её анализа. Представители: Струве, Булгаков, Бердяев, Франк, Шестов, Флоренский и др. следует подчеркнуть, что рус. ф-фы на новом этапе значительно углубляют соловьёвскую концепцию всеединства. Булгаков. Основной мотив ф-фии Б.- определение мира, утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия., чётко различая Абсолют и космос. Исток и направленность творческой активности материи в контексте проблемы «Бог и мир» ф-ф раскрывает в учении о Софии, ядро его ф-фии- идея 2х Софий. Первая, или Божественная София, есть душа, идеальная основа мира, всеорганизм идей или божественных замыслов. Вторая, или тварная, становящаяся София есть просвечивающий в самом мире лад бытия, потенциальная красота, которую призван осуществить чел. Софиология Б. оказывается антропологией, рассматривающей чел. в качестве центра мироздания, микрокосмоса, соединяющего в себе относительное и абсолютное, что делает возможным обожествление жизни. Противоречивость учения о свободе: свобода фаталична, являет собой неустранимый момент акта творения, но при этом распространяется лишь на ход истор. процесса, но не на его исход. Бердяев отвергает концепцию всеединства Соловьева, рассматривая как наиболее важную идею Богчеловечесва. Б. отвергает традиционную онтологию, построенную на категории бытия, подчёркивая, что бытие не первично, а вторично, оно есть уже конструкция мысли. Первичным, ни из чего не выводимым началом, ф-ф объявлял свободу; свобода становится основной категорией его ф-фии. Свобода и рациональность, полагает Б., несовместимы. Свобода не может быть ограничена никаким ей чуждым бытием, в том числе и Божьим. Франк. Непостижимо, по Ф., не есть непознаваемое, о его существовании мы знаем до всякого познания, т е познание- прежде всего самопознание индивида в форме «ведающего неведения». Смысл познания помимо самого акта познания состоит в его трансцендентности. Разум при этом не исключается, но включается в систему всеохватывающего интуитивно-эмоционального (сердечного) познания мира как необходимая, но не высшая форма постижения. Таким образом, должно наличествовать внутреннее свидетельство бытия, без которого факт познания остаётся необъяснимым. Своего высшего выражения онтологизм рус. ф-фии достигает в опирающейся на принципы имяславия символической онтологии Флоренского. В центре филосовствывания выходят концепты языка, слова, имени, или символа. Символ здесь является не столько семиотической единицей, сколько онтологической, он не только обозначает нечто иное, но и становится реальным носителем этого иного. Символ принципиально антиномичен, в нём неслитно объединяются два мира - тот, к которому символ принадлежит предметно, и тот, на который он указывает. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделён, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Современный этап развития духовной культуры России характеризуется возрождением национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на философском языке рубежа 20-21в., оказывается чрезвычайно созвучной переходному характеру национальной и мировой истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: