Основные направления в западноевропейской ф-фии 20в.(Экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, структурализм, герменевтика)

Неотомизм – авторитетное течение католической церкви базируется на учении Фомы Аквинского. Неотомисты различают два источника познания – естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая, что они не противоречат друг другу, так как чел. создал Бог.

Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии (Хайдеггер, Ясперс), позже, в годы второй мировой войны,- во Франции (Сартр, Камю, Мерло – Понти).. Э. – фил. концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности чел. существования. Основной пункт фил. э. – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Главная проблема э. – проблема существования (экзистенция). Экзистенция – это Я сам, мир моих переживаний, неповторимость моего личного опыта. Чел. улавливает свою эк-ую в пограничной ситуации: Хайдеггер – боязнь не найти своё предназначение, ради которого можно пожертвовать и жизнью; Ясперс – земные болезни, вина, смертельная опасность; Сартр (использование феноменологического метода – познание чел. не логикой, а феноменом, который обязательно проявиться в деятельности) – переживание беспочвенности своих ожиданий, предчувствие бесполезности практических начинаний. Камю обратил внимание на проблему смерти и самоубийства в первую очередь.

Герменевтика (греч. Hermeneuo — разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Постпозитивизм – пестрое движение, выдвигающее множество моделей науки; оно по своему интерпретирует задачи современного рационализма: основная задача – именно Ф науки (вывод на базе истории науки); все направления постпозитивизма отталкиваются от положений логического неопозитивизма.

Структурализм представляет собой вариант позитивистской рационалистической философии, поскольку верит в силу научного знания. В основе структурализма лежит представление о том, что различные явления социальной и духовной жизни (язык, художественная литера­тура и искусство, научное знание, культурные и социальные образова­ния, массовая культура) организованы в виде структуры — устойчиво­го набора связей и отношений между элементами, сохраняющегося в качестве устойчивого образования даже при внешних изменениях и трансформациях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: