Понятие, структура, элементы потребительского рынка, исходные предпосылки его формирования. Показатели оценки состояния потребительского рынка и тенденции его развития

Рынок потребит. тов. и усл. — совок-сть соц.-эк. отношений, кот. проявляются в процессе купли-продажи ТНП и услуг, удовлетворения имеющихся и формирующихся потребностей потенц. потребителей.

Потребит. рынок можно структурировать по терри­тор. и тов. признакам. По терр. признаку выделяют рынок страны, рынки областей (регионов), р. городов, р. села. По тов. признаку выделяют отраслевые рынки, рынки прод. и непрод. товаров, тов. рынки, рынки хлебопродуктов, молочных продуктов и др. прод.товаров, и рынки одежды, обуви, телевизоров и др. непрод.товаров.

Элементами и предпосылкой формиров. рынка потреб. тов. явл-ся потребности, спрос, предложение и цена. Сила взаимосвязи цены, спроса и предложения измеряется с помощью коэфф-нта эластичности.Эл-сть — мера реакции результата на изменение фактора. Эл-сть спроса показывает процентное изменение величины спроса на товар А при изменении его цены на 1 %. Различают прямую, перекрестную и эл-сть спроса от дохода.Прямая Э. отражает чистое влияние цены на спрос без учета цен на товары-заменители. Коэфф. прямой Э (Кэ): (ΔQ/ ΔP) * (P0/Q0), или (ΔQ *100/Q) / (ΔP*100/P) где Q–объем спроса,Р – цена.При Кэ=1 эластичность назыв. единичной.При Кэ<1 спрос неэластичен,Кэ>1 — эластичен, т.е. с изменением цены на 1 % он возрастает в больших размерах.

С пом. перекрестной Э. измеряют силу влияния изменения цен взаимозам. и взаимодоп. товаров на спрос на осн.товар А. Формулы коэфф. перекр. Э.: (ΔQА/ ΔPВ) или ((QА1 – QA0)/ (QА1 + QA0)) / ((PВ1 - PB0)/ ((PВ1 + PB0). Если коэфф. перекрестной Э. больше 0,то товар взаимозам.,если меньше 0—то взаимодоп.. При равенстве коэффициента нулю товары независ. др. от друга.

Коэфф. Э. предложения показыв. влияние цены на объем предложения и измеряется отношением процента изменения тов. предложения (ТП) к проценту изменения цены (Р) или по формулам: (Δ ТП/ ΔP)* (P0/ТП0) или ((ТП1-ТП0)*100)/ТП0)/((P1-P0)*100)/Р0). При Кэ<1 предложение неэластично, Кэ=0–абс.неэластично,Кэ>1(при аукционной форме продаж)-абс. эластично.

Эластичность спроса от дохода характеризует силу зависимости спроса от изменения доходов. Формула коэфф. Э. спроса от дохода (ΔQ/ Q0)/ (ΔД/Д0). К>1 означает, что с ростом доходов расходы на приобретение товаров возрастают, К< 1 - товары первой необходимости.

Разработка государством необходимых мер и их реализация на практике позволили РБ достичь успехов в развитии рынка потреб. товаров:нет товарного дефицита, сбалансированы по общему объему спрос и предложение, растет розничный товарооборот, его ассортиментная структура постепенно улучшается.

 


Покупательский спрос как форма проявления потребностей и условие развития сферы товарного обращения. Методы прогнозирования общего объёма и товарно-групповой структуры спроса на товары.

Спрос (С.)— платежеспособная потребность, кот. предъявляет покупатель на рынке для реализации своих желаний, т.е. это его потребность в товарах и услугах,ограниченная деньгами. Особенностью проявления С. является использование для покупок не только собственных, но и заемных средств.По уровню удовл-ния С. судят о степени удовл-ния потребностей.

Прогноз-ние С. идет в следующем порядке: 1)прогноз общ. объемаС. (осущ. с пом. методов логической связи, статистич., экономико-матем. и на основе материалов балансов.); 2)прогноз макроструктуры (осущ. методами экстраполяции, эксп. оценок, эк.-матем.Эк.-матем. м-ды включают несколько моделей.Для прогнозирования С. на продукты питания в условии устойчивой тенденции его изменения подходит формула линейной связи у = а + bt, где у- объем С. на прод.(непрод.) тов.; a, b- параметры уравнения; t— временной фактор, порядковый номер года.Как вариант используется однофакторная модель у = а + bх, где х- важнейший фактор, определяющий объем С. Для прогнозирования С. на непрод. товары применяется степенная функция У = ахb,где х- общий объем С. (размер покупательных фондов).Более точные результаты дает многофакторная эк.-матем. модель типа У = а0 + а1х1 +... + аnхnгде У - объем прогнозируемого С. по группе товаров; а01-параметры уравнения; х1, хn — факторы, формирующие спрос.); 3)прогноз С. на отдельные товары (методы (или их комплексы) основанные на графическом исследовании формы зависимости результата (у) от факторов (х).) 4)прогноз микроструктуры С. (логико-экономический, эксперт.оценок,нормативный, эк.-статист.,м-д структурных моделей, методы эк.-математич. моделирования). Логико-экон. - м-д сопоставлений (аналогий),базируется на опыте развития данного процесса и позвол. описать, что произойдет в будущем при подобных обстоятельствах. М-д экспертных оценок, опросов имеет целью изучение стр-ры неудовл-го спроса, отношения покупателя к товару, причин отказа от покупки. Нормативный – м-д, основ. на установлении харак-тик или конечн. сост-я прогнозируемого объекта в виде нормы или твердо сформулиров. цели, кот. предполагается достигнуть в будущем. Спрос нормат. м-дом рассч-ся по формуле: Qni = Tф*Iнkс, гдеTф — факт. объем продаж, кг, шт.; н — кол-во лет от базисного до прогноз. года; Кс — коэффициент сближения среднедушевого потребления с рациональной нормой (в среднем за год в магазине, обслуживающем определенный сегмент рынка), доли единиц; k — период, за который определяются показатели, Iнk— ин­декс изменения численности потребителей, чел.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: