Опт. торговля – элемент инфрастуктуры рынка, вид торговли для последующего исп-ния товаров в предпр. деят-сти.
Концепция развития – создание условий для эффект-го функц-ия опт.организаций.Сейчас около 11 тыс. торг. Опт орг-ий(59 – в подчинении Мин.Торга). 125 опт.баз.Особенность: разнонаправленный характер.
Т-от опт орг-ции. – объём реализации товаров всех форм и видов.Объём в факт.оптускных ценах определяется как сумма оборотов от всех видов деят-ти.
Оптовый т-от – стоимость продажи товаров несобственного производства без видоизменения юр лицам, ИП и другим с целью дальнейшей перепродажи или профессионального использования.
Состав такой же как и в рознице.
Источники инф-ии для анализа т-та:ф.№1-торг(опт, годовая), Отчёт о прибылях и убытках,ф.12-торг(продажа).
Особенности анализа опт.т-та:
1.должен быть связан с анализам розн.т-та
2.может проводится по видам деят-ти(оптовый,розн.,общепита,торг-го посредничества, прочих)
3.по тов. Группам
4.по формам товародвижения(складская,транзитная,просредническ ая)
|
|
5.по группам торг.покупателей(розн.орг-ции, произв-ые,ИП)
6.по формам орг-ции ком.связей(поставка по выделенным квотам,сверх квот)
7.по террит. Признаку(местные покупатели, регион, экспорт)
8.по формам оплаты(предоплата,немедленная,последующая, в кредит)
9.звенность товародвижения – кол-во звеньев, кот. Проходит товар перемещаясь в торговую сеть
10.чтобы определить т-от в целом, нужно сначала определить объём продаж по отдельным тов.группам.
Коэф-т звенности можно рассчитать 2-мя способами:
1.в кратных единицах, путём деления т-та опт. орг-ции на розн.(+общепит)(кол-во звеньев,через которые проходит товар)
2.в процентах,опт т-от на розн. Т-от зоны обслуживания и умножения 100%(доля товаров,поступ. В сеть через торг звено)
ОПТ.Т-ОТ = изм-ие к-та звенности*розн.т-от зоны обсл.1/100
График сезонной волны – уд. Вес каждого месяца в году.Он позволяет рассчитывать индекс сезонности т-та.
Состав показателей плана аналогичен рознице.
Методы планирвоания опт. т-та:
1.Т-от опт = Потр – Постпр – Тпоср
Потр – потребность зоны обслуж. в товарах
Постпр –объём поступления из прочих источников
Тпоср – объём посреднич.деят-ти
2.к-т эластичности опт. т-та/розн. По отд. Тов. Группам
3.если маленький объём деятельнсоти – от общего к частному:
Сначала план. Опт.т-та, а затем по тов.группам
4.по периодам года.(доля отдельных периодов в общем)+индексы сезонности.Т-ОТ КОНКРЕТНОГО ПЕРИОДА = год план.*индекс сезонности
12. Товарооборот общественного питания, особенности его анализа и планирования.
Т оп – это весь v реализ торговыми объектами ОП ПСП и ПТ в стоимостном выражении. Т– количеств-й пок-ль, хар-щий v продаж. Т выр-т экон отнош, возникающ при реализ ПСП, ПТ, оказ-я усл по орг питания.
|
|
Т дел на розничн, оптов и валов (общий). Розн Т вкл продажу ПСП и ПТ непоср насел-ю для личного потребл. К ПСП относ пищевые продукты и п/ф, изготовл в ООП либо подвергшихся к-л обработке.
ПСП по степ гот-ти дел на готовые блюда и кулинарн изд-я и п/ф, кот треб-т в дальнейшем дополнит обработки.
В ООП, кр произв-ва и реализ ПСП, осущ продажа ПТ, к кот относ готов к употребл прод, реализ ООП без кулинарн обраб. ПТ пост-т в готов виде от др предпр-й. Реализ-я ПТ в стоимостн выр сост-т оборот по ПТ.
В сост опт Т вход отпуск кулин и конд изд, п/ф, др прод ПСП предпр-м пит для послед их доработки и реализ, а тж предпр-м розн торговли – для продажи насел-ю. В состав опт Т не входит, а выд-т отдельно внутр отпуск п/ф, кулинарн, конд и мучных изд ПСП своим произв-торг подразд-м.
Роль и знач Т как эк пок-ля:1. Т явл объемным пок-м, хар-м масштабы деят-ти ООП; 2. по уд весу Т ООП в Т региона отрасли можно судить о доле орг на рынке; 3. Т в расч на душу насел хар-т 1 из аспектов жизнен ур нас-я; 4. по отнош к Т учит-ся, анализ-ся и план-ся качеств пок-ли, оценивающ эф-ть деят-ти орг-ции (товарооб-ть, рент-ть, ур изд).
Ан-з Т ООП позв оц-ть достигн рез-ты, изучить развитие Т по видам и формам, оценить правильность стратегии орг-ции в развитии Т. Оценка достигн рез-в – основа планир-я v реализации ООП.
Методика эк ан-за Т ООП вкл в себя: 1) изучение вып-я плана Т по ПСП, в тч обеденной и проч, по розничн реализ, опт продаже, выполн плана по валов Т; 2) изуч-е дин-ки валов, розничн, опт оборота, а также об-та по ПСП; 3) анализ производств программы орг; 4) исслед-е вл-я факторов на вып-е плана и дин-ку Т; 5) выявл-е резервов роста Т и разр-ка конкр меропр-й по увелич Т.
Ан-з Т пров в факт (действ) и сопост ценах. Для опр-я Т в сопост ценах необх его V с мом действ нов продажных цен разд-ть на индекс цен.
Ан-з вып-я плана и дин-ки Т проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается Т и насколько равномерно удовл-ся спрос потреб-лей. Под равномерностью вып-я плана понимается степень соотв-я v пр-ва и реализации продукции его средней величине в каждый отрезок времени анализ-го периода. Ритмичность выполнения плана Т – это соотв-е фактическ V планов заданию, уст-му на каждый отрезок t анализируемого пер.
На V Т, его изм оказ влияние внешн и внутр факторы. К внешним факторам относятся изменение численности обслуж-го населения, его денежных доходов, цен на товары и сырье. Внутр факторы м объединить в три группы: 1.- связ с тов ресурсами (обесп-ть тов рес, прав-ть их исп);2. -связ с трудов рес-ми (обесп-ть трудов ресурсами, эф-ть труда раб-в);3.-связ с сост и эф-тью исп мат-техн базы ООП, а также режимом ее работы.
Пути роста ТО: ускорение товарооборачиваемости, совершенствование ассортиментной структуры, инновационные решения и выполнение всего написанного выше.