Задание проверяет умение анализировать и разбирать сложное предложение

v ССП – два и более простых, соединенных сочинительными союзами (соединительными- и, да, тоже, также; противительными – а, но, однако, зато, не только, но и…; разделительными – или, либо, то..то, то ли.. то ли)

v СПП – два и более простых, соединенных подчинительными союзами, союзными словами.

Виды придаточных предложений.

 

Вид Вопросы Союзы Союзные слова Указательные слова Примеры
Определительные Какой? Чей? Какой, который, каков, чей, кто, что, где Тот, такой, таков, всякий, любой Я живу в доме, который находится на краю деревни [..сущ.],(который).
Изъяснительные Вопросы косвенных падежей Что, чтобы, как, будто, словно. Кто, что, чей, как отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько. То, тот [Он знал], (что основа всего – нравственность). [ ], (что).
Обстоятельственные места Где? Куда? Откуда?   ― Где, куда, откуда. Оттуда, везде, всюду. Никогда не возвращайся туда, где был счастлив. [туда], (где) там, туда.
Времени Когда? Как долго? С каких пор? До наших пор? На сколько времени? Когда? Пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем.     ― Тогда до тех пор (Когда открыл окно), [комната наполнилась ароматом цветов] когда? (когда), [ ].
Сравнения Как? Насколько? Как, будто, как будто, словно, точно, подобно, тому как, чем-тем.     ―   Так настолько [ Герасим вырос немой и могучий], (как дерево растет на плодородной почве). [ ], (как).
Образа действия и степени Как? Каким образом? В какой мере? до какой степени? Что, чтобы, как будто, словно, точно. Как, насколько Тем, такой, таким образом, настолько [Дядюшка пел так], (как поёт простой народ). [ ], (как).
Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы.   ― Для того, затем, с тем Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать. [ ], (чтобы).
Условия При каком условии Если, когда, кабы, ежели, коли, как скоро.     ― В том случае, тогда [Куплю новый телефон], (если будут деньги). [ ], (если).
Придаточные причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что.     ―   Потому, оттого, ввиду того, вследствие того. Я не пришёл в школу, потому что заболел. [ ], (потому что).
следствия Что из этого следует Так что   ―     ― Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело высокие. [ ], (так что).
Уступки Несмотря на что? Вопреки всему? Хотя, несмотря на то, что, пусть пускай.   ―     ―   Мы вышли на прогулку, хотя шёл дождик.
             

 

Однородное подчинение.

Все придаточные предложения относятся к главному, имеют одинаковое значение, т.е. являются однородными и произносятся с перечислительной интонацией:

Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил.

Параллельное подчинение.

Придаточные предложения относятся к одному главному, но являются разными по значению, принадлежат к разным типам:

Как только жара спала, в лесу стала так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось.

 

Последовательное подчинение.

Первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное относится к первому и т.д.:

Быть бы нашим странником под одною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею.

Комбинированное подчинение.

Одновременно представлены разные виды подчинения: однородное, последовательное, параллельное:

В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто его любил.

v БСП – простые объединены между собой только по смыслу и интонационно. (Ставятся; -,)

v Предложения с союзной и бессоюзной связью.

Задание В 7

Задание проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложениями в нем.

 

Средства связи

Лексические средства

1. Ключевые слова

2. Синонимический

оборот

3. Местоимения

4. Антонимы

Грамматические средства

1.Видовременные формы глагола

2. Предлоги, союзы, частицы

(вот, почему, однако,

так как, поэтому)

3. Наречия

(вскоре, спустя, когда, неподалеку)

 

Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от­сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

· слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы

· имя собственное - имя нарицатель­ное (офицер - Соболевский);

· лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.

· повтор грамматической формы, связывающей два предложе­ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако­выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по­этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре­дложения.

· синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детствене знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

· противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

· вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);

союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;

· порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую­щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

Задание В8

 

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 2 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные выска­зывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности. Для этого вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фраг­менте рассматриваются языковые особенности текста. Некото­рые термины (средства выразительности), использованные в ре­цензии, пропущены. Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художествен­ной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими зна­ниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания.

Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексиче­ские, фразеологические средства выразительности, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Рассмотрим лексические средства.

К лексическим средствам языка относятся: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и пр. Они участвуют в создании художественного образа, на их основе строятся выразительные средства.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

 

Антонимы Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными,т. е становится антонимами только в данном контексте.   Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной.
Многозначные слова Это слова, имеющие много значений Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева  
Омонимы   Это слова, одинако­вые по звучанию (при возможном различном написании) или напи­санию (при возмож­ном различном звуча­нии), но разные по значению.   Планировать — составлять план Планировать — постепенно, плавно снижаться в Засыпать — погружаться в сон Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего.
Синонимы Это слова одной и той же части речи, одина­ковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию !Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными Битва, побоище, сеча, бата­лия, стычка, сражение     Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют.
В разговорной речи может встречаться просторечная лексика. Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться).
Диалектизм Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.   Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи.
  Историзм   Архаизм.     Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования.   Архаизмы (от греч. Archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии.   Арбалет, граммофон, кулак, барщина.   Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.  
Заимствованная лексика   Это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. Амбар, артист, авария  
Неологизмы Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.  
Канцеляризм КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. П.    
Термин От лат. Terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Ноосфера, дебет, кредитор и т. П.
Профессионализм Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. Балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков.
Жаргонизм Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что Бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача
Фразеологизм Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. Д.

 

СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. Ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).

АССОНАНС (франц. Assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. П.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: