Структурализм
Вундт Титченер
Функциональная психология
Прагматизм (от др.-греч. Πράγμα - дело, вещь)
Чарльз Сандерс Пирс (1839 – 1914)
Уильям Джемс (1842 – 1910)
Джон Дьюи (1859 – 1952)
«То, во что для нас лучше верить — истинно». У. Джемс.
Прагматизм
«Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».
Чарльз Пирс.
Основные принципы прагматизма:
1. высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем и вне которой она теряет смысл (истинно есть то, что оправданно).
2. ничто полезное или практичное не является обязательно истинным, так же как и то, что в какой-то краткий момент помогает организму выжить (Понятия «реальное» и «истинное» считаются терминами процесса познания и не имеют смысла вне этого процесса).
|
|
3. прагматизм признает существование абсолютной и трансцендентной истины над познавательной деятельностью, которая стоит за действиями организма по поддержанию своей жизни.
4. основной предмет исследования для прагматизма — организм, ориентирующийся в окружающей среде.
5. первичность практики. Теоретизирование – неотъемлемая часть интеллектуальной практики. Теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни.
Экспериментальный метод (Д. Дьюи): мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.
Прагматизм в педагогике (Д. Дьюи):
• Цель прагматического воспитания — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.
• Ребёнок в процессе воспитания – предмет интенсивного воздействия многообразных факторов воспитания — экономических, научных, культурных, этических и пр.[
• Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности. Идея «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка.
• Обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.
• Цели обучения: умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта (знания как таковые и знания о способах действия), а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
|
|
• Воспитание должно опираться на независимое существование прирождённых способностей; задача воспитания состоит в их развитии, а не в их создании.
Предпосылки бихевиоризма:
Джон Дьюи (1896 г.) «Понятие о рефлекторном акте в психологии» – призыв к переходу к новому предмету психологии – целостному организму в его адаптивной по отношению к среде активности.
Джеймс Роуленд Энджелл (1869 – 1949)
(1906 г.) «Область функциональной психологии» - психология определяется как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания.
(1910 г.) термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа».
(1913 г.) – будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных.
Бихевиоризм