Аналитическая психология

Центральное содержание учение о бессознательном и о процессе развития личности.

Бессознательное складывается из двух систем: личного и коллективного бессознательного.

Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Оно зависит от личной истории индивида, а его содержание может проявляться в снах и фантазиях.

Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух.

Коллективное бессознательное – это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни:

- инстинкт определяет специфическое поведение человека,

- архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний.

Архетипы существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного.

Архетип - определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом.

Ключевые архетипы бессознательного человека:

- персона; тень; анима (анимус); самость.

 

Маска или Персона — социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества.

«Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой.»

К.Г.Юнг

Тень — относительно автономная часть личности, складывающаяся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть пережитыми из-за несовместимости с сознательным представлением о себе.

 

«Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции.»

К. Г. Юнг. «Сознание, бессознательное и индивидуация».

Анима - архетип представляющий женский элемент в психике мужчины.

Женский аспект представляет определённый подчинённый уровень связи мужчины с окружающим миром и, в частности, с женщинами, уровень, который тщательно скрывается от других и от себя.

Анимус — архетип, представляющий мужские элементы в психике женщины.

Анимус представляет самую дальнюю и самую сокровенную часть в психике женщины. Анимус — это мнения и убеждения. Женщина, одержимая Анимусом, становится догматичной, фанатичной, фригидной и негибкой.

«Анима в качестве категории женского рода есть фигура, компенсирующая исключительно мужское сознание…

… если анима производит настроения, то анимус - мнения, и как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предпосылках.»

К. Г. Юнг «Отношения между Я и бессознательным»

«Анимус, так же как и анима,- ревнивый любовник, способный поставить на место действительного человека мнение о нем, мнение, явно сомнительные основания которого никогда не подвергаются критике. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят над индивидуумами и индивидуальными суждениями, точно так же как анима с ее антиципациями и проекциями чувства встает между мужчиной и женщиной.»

К. Г. Юнг «Отношения между Я и бессознательным»

Самость (нем. Selbst — «я», собственная личность) — архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения

«Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью...»

Юнг К.Г. Два эссе по аналитической психологии

Исцеление (как и развитие) идет по пути интеграции психологических составляющих личности.

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией, то есть, процессом становления индивидуальности.

Интегрировать отвергнутое можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием — обретением новой установки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: