double arrow

Джон Уотсон (1878 – 1958)

"Психология глазами бихевиориста" (1913)

24 февраля 1913 г. Нью-Йорк.

Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем;

Цель бихевиоризма - служение практике.

 

«Основная задача бихевиоризма заключается… в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана».

Дж. Б. Уотсон.

 

• Психология должна стать наукой о поведении, а не интроспективным исследованием сознания или чистой экспериментальной отраслью естественных наук.

• Исследованию подлежит поведение как людей, так и животных.

• Современная психология должна отбросить все менталистические концепции и использовать только концепции бихевиоризма, такие как раздражение (стимул) и реакция.

• Задачей психологии является прогнозирование поведения и управление поведением.

 

Методы бихевиоризма:

 

Психолог должен ограничиваться исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной. Следовательно, допустимы только строго объективные методы иследования:

 

• Наблюдение с использованием или без использования приборов;

• Методы тестирования;

• Методы дословной записи;

• Методы условных рефлексов.

 

Метод условных рефлексов:

 

Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию.

Поведение человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти.

Поведение - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к среде.

Поведение трактуется достаточно широко и включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию, например, к поведению относится даже совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель.

Классификация реакций по основаниям:

- приобретенность или наследственность;

- скрытость (внутренние реакции) или явленность (внешние, наружные реакции).

- Наружные, или видимые, приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т.п. двигательные навыки);

- Внутренние, или скрытые, приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь);

- Наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций);

- Внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.

 

• Любой даже самый примитивный акт поведения есть результат научения.

• Число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления.

• Более того, нет данных, подтверждающих существование наследственных форм поведения, таких как ползание, лазание, драчливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.).

• Практически поведение является результатом обучения.

• Инстинкты. Те аспекты человеческого поведения, которые кажутся инстинктивными на самом деле являются социально условными рефлексами.

• Не существует наследственных дарований. Те качества, которые кажутся наследственными прослеживаются только до обучения в раннем возрасте. Все «дарования» – это навыки, поощряемые родителями или воспитателями определенные виды поведения.

• Эмоции. Эмоции являются формой неявного поведения, при котором внутренние ответные реакции проявляются.

 

Уотсон изучал раздражители, которые вызывали у младенцев эмоциональные ответные реакции. Уотсон пришел к выводу, что младенцы демонстрируют три основные эмоциональные реакции: страх, гнев и любовь. Страх порождается громкими звуками и внезапной потерей поддержки; гнев – ограничением свободы движений; любовь – ласками, прикосновениями, укачиванием и поглаживанием.

Далее он выявил типичные образцы поведения, соответствующие каждому раздражителю. Уотсон пришел к выводу, что страх, гнев и любовь являются единственными эмоциональными реакциями, которые возникают не в процессе научения. Прочие человеческие эмоциональные реакции состоят из этих трех основных эмоций и формируются в процессе выработки условных рефлексов.

Страх по отношению к крысе формировался в результате громкого и резкого звука (удар молотком по железной полосе) за спиной Альберта, который он слышал когда ему показывали крысу.

Такой обусловленный страх можно распространить на другие раздражители: кролика, собаку, обезьяну, Санта Клауса и т.д.

Уотсон сделал предположение, что многие страхи, тревожные состояния и антипатии взрослых были аналогичным образом сформированы в их раннем детстве.

• Навык – это индивидуально приобретенное, или заученное, действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными.

• Новый, или выученный элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность.

 

Люди действуют как машины, и их поведение в качестве потребителей можно контролировать и предсказывать, как поведение других машин. Для того, чтобы управлять потребителем, «необходимо лишь поставить перед ним фундаментальный или условный эмоциональный стимул… сказать ему что-то такое, что скует его страхом или вызовет легкое раздражение, или вызовет приступ нежности и любви, или коснется глубоко запрятанных психологических или житейских потребностей».

Дж. Уотсон.

Поведение потребителя необходимо изучать в лабораторных условиях. Рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление новым дизайном или образцом.

Цель состоит в том, чтобы заставить потребителя почувствовать неудовлетворенность теми товарами, которыми он пользуется в настоящее время, и разбудить в нем желание обладать новыми.

«Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914);

«Психология с точки зрения бихевиориста» (1919);

«Бихевиоризм» (1925);

«Психологическое воспитание ребенка» (1928).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: