Третий период развития классического психоанализа (1919 -1939)

Фрейдизм как философское учение.

«По ту сторону принципа удовольствия» (1920),

«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921),

«Я и Оно» (1923),

«Будущность одной иллюзии» (1927),

«Продолжение лекций по введению в психоанализ» (1933),

«Моисей и единобожие» (1939)

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения:

динамической,

топической (пространственное представление о структуре душевной жизни),

экономической.

 

С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики: сознательное, предсознательное и бессознательное.

Сознательное имеет свойство переживания.

Бессознательное - это вытесненная бессознательная психика (область вытесненного содержания), не обладает способностью проникнуть в сознание: проникнуть в него может только представитель вытесненной бессознательной психики.

Предсознательное – пограничная область между сознанием и бессознательным.

3. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания традиционной психологии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Психическое при этом должно объясняться из психического: психическое сознательное – из психического бессознательного: объективные проявления – сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость, имеющие место в нормальной душевной жизни, а также в невротических симптомах у больных людей, открываются сознанию, а их причины - нет.

Методы выявления вытесненного содержания:

метод анализа свободно всплывающих ассоциаций;

метод толкования сновидений.

[Cмысл вытесненного выражается в символике сновидений. Этот процесс] «…я назвал «работой сновидений», процесс, который совместно с цензурой переводит скрытые мысли в явное содержание сновидения и который включает такие процессы, как сгущение и смещение. В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определенной символикой, которая... вполне типична»

З.Фрейд «Анализ сновидений».

Методы выявления вытесненного содержания:

анализ ошибочных действий повседневной жизни.

Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны. Симптоматические действия должны быть истолкованы. Исходя из них, можно выявить существующие, но скрытые или подавленные импульсы и намерения.

Всюду в сновидениях, ошибках повседневного бытия, проявляющихся в нормальной душевной жизни, в невротических симптомах больных наблюдается столкновение двух тенденций, конфликт противоположно направленных душевных сил: одной - нарушающей и другой - нарушенной тенденции, желания. Сила, которая оказывает сопротивление этой второй тенденции, - цензура.

Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, где происходит переработка этой тенденции, создание замены невозможного удовлетворения путем искажения, образования болезненного симптома, навязчивого состояния, сублимации (переключения на другие пути - в рамках творческой, научной и т.п. деятельности) и др.

Так, в сновидениях работа цензуры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смещения (сдвига), превращения мысли в образ и др.

Возникает необходимость толкования, т.е. выявления скрытого смысла и значения ошибочных действий, невротических симптомов, сновидений. Толкование возможно, поскольку во всех этих образованиях сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

Каковы те тенденции, против которых выступает цензура? Это вопрос о содержании и сущности бессознательного. Скрытые тенденции - это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, потому что «...по природе своей они, безусловно, достойны осуждения, одинаково неприличны как в этическом, так и в эстетическом и социальном отношении и относятся к разряду таких явлений, о которых не решаются подумать или думают только с отвращением»

«Лекции по введению в психоанализ», 1922.

В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Бессознательные процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно - исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность.

Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата рассматривает подход к душевной жизни с точки зрения затрат энергии.

Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения, организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение, чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия.

Динамическая точка зрения рассматривает действие вытесненного содержания как влечения.

Первоначально (до 1915 г.) Фрейд различал сексуальные влечения, которые подчиняются принципу удовольствия и влечения «Я», и влечения к самосохранению, которые подчиняются принципу реальности.

В окончательном варианте психоанализа (с 20-х гг.) они объединяются в группу влечений к жизни (эрос). Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению (танатос).

 

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается "Я", формируются инстанции "Сверх-Я" и вытесненного "Оно". Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом обходные, через сублимацию.

Вся человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

 

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось Фрейдом как их динамическое столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом.

Механизмы взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах в обществе. Все социальные институты объяснялись им как результат развития сугубо внутренних тенденций в самом человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: