Типы монархии в Византии

Тема 11

Государство и право Византии

 

Вопросы:

1. Образование Византии.

2. Типы монархии в Византии.

3. Типы церковно-государственных отношений.

4. Византийское законодательство Юстиниана.

5. Византийское законодательство после Юстиниана.

6. Церковное право.

 

 

Образование Византии

В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Восточная часть стала самостоятельным государством Византией. Это наименование восходит к древнему городу Византию (основан в VIII в. до Р.Х.), на месте которого был построен Константинополь (Стамбул). В 330 г. Константин провозгласил его столицей Римского государства (тогда он назывался Новым Римом, Константинополем стал позже). В состав Византии в IV-VII вв. входили Балканский пол-в, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т.д. Варварские государства Западной Европы до Карла Великого признавали верховную власть византийского императора. Жители всех этих территорий именовали себя ромеями (римлянами). Их объединяла, в первую очередь, внешняя опасность в виде вторжений гуннов, славян (558 г.), персов и авар (626 г.), арабов (672 и 717 гг.).

Наиболее известным из византийских императоров после Константина был Юстиниан Великий. Он был незнатного происхождения, однако прославился своими победами над варварами, законодательной и культурной деятельностью.

Монархическая власть в Византии так и не стала наследственной, с чем связано множество драматических смен верховных правителей под воздействием придворных интриг ли бескомпромиссной борьбы соперничавших группировок. Поэтому василевс пытался еще при жизни короновать своего ребенка, чтобы повысить его шансы в занятии трона. Ему присваивали титул цезаря.

Государственная жизнь была тесно связана с Церковью. Вскоре после Константина к власти приходит Юлиан Отступник, пытавшийся возродить язычество, однако его попытка терпит полный крах. После этого некоторые императоры поддерживают различные еретические течения, возникающие в Церкви, но эти попытки успехом не увенчиваются. Самая трагическая попытка в истории Византии – эпоха иконоборчества. 843 г. – восстановление иконопочитания.

В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка, особенно после нашествия крестоносцев в 1204 г. Империя распадается на несколько государств. В 1261 г. крестоносцы изгоняются, империя восстанавливается, но уже не в прежнем могуществе.

Управление возглавлял монарх (василевс). Ему помогали Сенат и госсовет (консисторий). Ему подчинялся большой бюрократический аппарат. Высшими должностными лицами были эпарх (правитель) столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев. В Италии и Карфагене были наместники. Были также знатоки законов – логофеты.

Все должностные лица делились на несколько разрядов. Иерархия чинов была приведена в единую систему в конце IX в. Всего чинов было 18 – табель о рангах (!).

В провинции власть делилась на гражданскую и военную, как в древнеассирийской или древнеримской державах. Военачальник осуществлял военную власть, гражданский правитель – гражданскую.

Армия делилась на фемы – корпуса. Во главе нее – генерал – стратег, обладавший и военной и гражданской властью над данным округом. Фемные войска были сборщиками налогов.

 

Типы монархии в Византии

Л.А.Тихомиров выделял три типа монархии: самодержавная, абсолютная и деспотическая. Идеальной монархией он называл самодержавный тип, вторые два типа – ее искажением. При самодержавной монархии народ добровольно и искренне признает власть монарха как делегированную от Бога и связанную, таким образом, с Высочайшей силой нравственного содержания. Власть связана с идеалом народа, которым он желал бы наполнить всю свою жизнь. Т.е., желая подчинить свою жизнь нравственному началу, нация подчиняет себя Божественному руководству и ищет верховной власти Бога, осуществляемой через ее помазанника – монарха.

В монархии деспотической (самовластие), в отличие от самодержавия, воля монарха не имеет объективного руководства. Отсюда – произвол. В самодержавной монархии произвол невозможен, потому что воля монарха подчинена Богу. Для самовластия характерно обожествление личности монарха. Таким образом, монарх не имеет никакого внешнего закона своей воли. Что он хочет – то и есть закон. Народ покоряется ему не добровольно, а из страха, ибо против него как божества ничего невозможно сделать.

По теории государственного абсолютизма предполагается, что народ отказывается от своей власти в пользу монарха (при самодержавии – в пользу Бога). Самодержавие – не абсолютно, потому что имеет ограничением начала нравственно-религиозного характера; она имеет власть не в самой себе. Абсолютной властью обладает только та сила, которая ни от чего, кроме самой себя не зависит, истекает из самой себя. Абсолютной является демократическая власть, т.к. это власть народа, сама из себя происходящая и потому – абсолютная. Абсолютизм по природе свойственен только демократии, хотя может проявляться и при любом типе власти. Т.е. монарху принадлежат только все власти управления, а Верховная власть остается у народа. Самодержавная власть истекает из Бога и подчиняется Ему, поэтому она не абсолютна. Абсолютистские монархии возникают из демократий как ее делегирование (Цезаризм) и к ней ведут европейские монархии.

В реальности все эти власти существуют в различных комбинациях.

Принципат в Римской империи предполагал, что власть делегируется принцепсу народом. Надо сказать, что Юлий Цезарь лично обладал самодержавным сознанием, поскольку был проникнут сознанием власти во имя народного идеала, но не во имя народной воли, которую глубоко презирал. У него было личное сознание некоего высокого божественного руководства, и вследствие этого – своего божественного характера. Поэтому своих предков он производил от римских богов. Но главная идеи этого периода – делегирование власти народа кесарю. Это выражалось в формальных актах. Так, при восшествии Веспасиана (дом Флавиев), провозглашенный различными частями войск, он получил формальную санкцию от Сената, который передал ему все права, какими в республиканскую эпоху обладали Сенат и народ.

Таким образом, монархическая власть была абсолютной, неограниченной. Власть принадлежала народу и была без условий и сроков передана (делегирована) кесарю. По мысли Тихомирова, это придавало власти слабость, т.к. она сводилась к управленческим функциям, порождая централизм, бюрократизм и слабость социального строя. Для укрепления власти возникла идея ее обожествления. Для народа эта идея не была пустым звуком: к тому же Веспасиану после его провозглашения императором пришли два человека, уверяя, что во сне им явился Серапис и послал к императору, дабы он их исцелил (один был слепой, другой – хромой). Этот эпизод передает Светоний. Он пишет, что Веспасиан действительно исцелил их помазанием своей слюны.

Именно поэтому кесари так усердно боролись с Христианством, отрицавшим личную божественность, хотя и не отрицавшим власть императоров. Но очевидно, что личная божественность императора была надежной опорой только в отношении суеверной массы народа, а не развитых умов. Поэтому в верхних слоях общества начала появляться идея делегации власти императору самими богами. Однако, таким образом, монархия превращалась в восточную деспотию, ибо являясь делегатом божества, воля которого неизвестна, монарх получал полномочия делать все, что он вздумает. Т.е., по мысли Тихомирова, власть в Римской империи колебалась между абсолютизмом и деспотизмом, не находя прочных опор для своего верховенства. При Диоклетиане тяжесть власти оказалась так велика, что пришлось раздроблять империю между несколькими кесарями. К этому времени римский абсолютизм окончательно перешел в восточное самовластительство, в котором процветание государства и самое его существование зависит почти исключительно от того, умный ли и хороший человек захватил власть, или неспособный и своекорыстный. Но такие государства, как правило, недолговечны. Как раз при Диоклетиане стал очевидным факт распадения империи. Константин совершил переворот, изменив в корне идею власти и избрав самодержавие как форму своей монархии.

Государственная идея Константина Великого состояла в сочетании Римской империи с Христианством – новым историческим фактором. Поскольку Христианство отрицало античный мир – это был настоящий переворот.

По мысли Христианства власть воздвигается Богом для власти самих людей, поэтому нет власти не от Бога. Задачи власти – охранять добрых граждан и наказывать злых. Власть служит Богу, и сама от себя ничего не имеет. Характерно, что эти принципы были выработаны еще во времена языческой власти. Константин мог понять, какой незыблемый устой власти способно дать Христианство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: