Замещая должность государственной службы и исполняя должностные обязанности, служащие претворяют в жизнь важнейшие задачи и функции государства и государственных органов.
Любую организационную структуру невозможно представить без людей и должностей. Происхождение термина «должность» связано с понятием категории «долг».
По виду деятельности (функционально) они могут быть управленческие и неуправленческие (хозяйственные, социально обеспечивающие и др.).
Управленческая должность — это основной, первичный элемент структуры органа управления, предназначенного для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности.
Государственная должность – это юридически установленный, организационно оформленный и профессионально обоснованный первичный структурный элемент системы государственной власти или государственной службы.
В целом (слайд 24) для государственной должности характерны шесть основных признаков:
• ее утверждение соответствующим государственным правовым актом;
|
|
• ее принадлежность только государственному органу;
• зависимость объема полномочий государственной должности
от объёма полномочий и функций государственного органа;
• предназначение;
• оплата труда по исполнению должностных обязанностей - только за счет государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
• лицо, замещающее государственную должность, несет ответственность за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.
Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на два вида:
- государственные должности Российской Федерации и ее субъектов;
- государственные должности государственной службы.
(слайд 25) Государственные должности Российской Федерации - это политические должности, которые устанавливаются Конституцией и федеральными законами РФ. Их замещают публичные политики, обладающие государственно-политическими властными полномочиями.
К ним на федеральном уровне относятся:
- Президент РФ;
- Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации;
- Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы;
- Председатель Правительства РФ и его заместители;
- федеральные министры,;
- депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации;
- полномочный представитель Президента РФ;
- руководители иных федеральных государственных органов (Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Центральный банк, Уполномоченный по правам человека), аудиторы Счетной палаты, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры Прокуратуры РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федерального суда.
|
|
(слайд 26) На региональном уровне к политикам, т.е. лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, относятся руководители высшего государственного органа исполнительной власти:
- президенты республик, губернаторы (главы администраций) краев, областей и округов и их заместители;
- депутаты местных законодательных собраний;
- судьи конституционного (уставного) суда.
Их перечень в систематизированном виде содержится в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о государственной службе и называются они по-разному - высшие конституционные должности, государственные должности, политические должности.
Отличительным признаком лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации:
- является либо факт их избрания на всенародных выборах (Президент РФ, депутаты всех уровней),
- либо утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства РФ, федеральные министры, губернаторы регионов, Генеральный прокурор, Председатель и аудиторы Счетной палаты, Председатель ЦИК, судьи и т.д.)
Данные должностные лица - политики, и по закону они не являются государственными служащими;
- на них не распространяются нормы законодательства о государственной службе:
- их правовой статус, деятельность и полномочия регулируются специальными законами. Например, деятельность Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Соответствующими законами регулируется деятельность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей и других должностных лиц — политиков. Аналогично данный вопрос решается и на региональном уровне.
Воинские и правоохранительные должности являются только федеральными.
Важно отметить, что в государственных органах законодательно разрешено иметь должности, не являющимися должностями государственной службы - это должности младшего обслуживающего и технического персонала. Трудовая деятельность таких работников регулируется не законом о государственной службе, а трудовым законодательством РФ.
Должности федеральной гражданской службы учреждаются в аппаратах федеральных органов государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами — в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ, в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах), в том числе в территориальных органах.
Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются в аппаратах законодательного собрания субъекта Федерации, аппарате губернатора (главы администрации) субъекта Федерации, аппарате исполнительного органа (правительства) государственной власти субъекта Федерации, аппарате избирательной комиссии и уставного суда субъекта РФ.