Должности государственной гражданской службы РФ

Замещая должность государственной службы и исполняя должностные обя­занности, служащие претворяют в жизнь важнейшие задачи и функции государства и государственных органов.

Любую организационную структуру невозможно представить без людей и должностей. Происхождение термина «должность» связано с понятием кате­гории «долг».

По виду деятельности (функционально) они могут быть управ­ленческие и неуправленческие (хозяйственные, социально обеспе­чивающие и др.).

Управленческая должность — это основной, первичный элемент структуры органа управления, предназначенного для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности.

Государственная должность – это юридически установленный, организационно оформленный и профессионально обоснованный первичный структурный элемент системы государственной власти или государственной службы.

В целом (слайд 24) для государственной должности характерны шесть ос­новных признаков:

ее утверждение соответствующим государственным правовым актом;

ее принадлежность только государственному органу;

зависимость объема полномочий государственной должности
от объёма полномочий и функций государственного органа;

предназначение;

оплата труда по исполнению должностных обязанностей - только за счет государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);

лицо, замещающее государственную должность, несет ответст­венность за качество ее исполнения в соответствии с законо­дательством.

Все государственные должности в Российской Федерации под­разделяются на два вида:

- государственные должности Российской Федерации и ее субъектов;

- государственные должности государст­венной службы.

(слайд 25) Государственные должности Российской Федерации - это по­литические должности, которые устанавливаются Конституцией и федеральными законами РФ. Их замещают публичные политики, обладающие государствен­но-политическими властными полномочиями.

К ним на федераль­ном уровне относятся:

- Президент РФ;

- Председатель Совета Феде­рации, заместитель Председателя Совета Федерации;

- Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы;

- Председатель Правительства РФ и его заместители;

- феде­ральные министры,;

- депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации;

- полномочный представитель Президента РФ;

- руково­дители иных федеральных государственных органов (Счетная пала­та, Центральная избирательная комиссия, Центральный банк, Уполномоченный по правам человека), аудиторы Счетной палаты, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры Прокуратуры РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федерального суда.

(слайд 26) На региональном уровне к политикам, т.е. лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, относятся руководители высшего государственного органа исполнительной власти:

- прези­денты республик, губернаторы (главы администраций) краев, облас­тей и округов и их заместители;

- депутаты местных законо­дательных собраний;

- судьи конституционного (уставного) суда.

Их перечень в систематизированном виде содержится в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о государственной службе и называются они по-разному - высшие конституционные должности, государственные должности, политические должности.

Отличительным признаком лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации:

- является либо факт их избрания на всенародных выборах (Президент РФ, депутаты всех уровней),

- либо утверждение высшими законодательными органами по пред­ставлению глав исполнительной власти (Председатель Правительст­ва РФ, федеральные министры, губернаторы регионов, Генераль­ный прокурор, Председатель и аудиторы Счетной палаты, Предсе­датель ЦИК, судьи и т.д.)

Данные должностные лица - политики, и по закону они не яв­ляются государственными служащими;

- на них не распространяются нормы законодательства о государственной службе:

- их правовой ста­тус, деятельность и полномочия регулируются специальными зако­нами. Например, деятельность Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Соответствующими законами регулируется деятельность депутатов Государственной Думы, членов Совета Феде­рации, судей и других должностных лиц — политиков. Аналогично данный вопрос решается и на региональном уровне.

Воинские и правоохранительные должности являются только федеральными.

Важно отметить, что в государственных органах законодательно разрешено иметь должности, не являющимися должностями госу­дарственной службы - это должности младшего обслуживающего и технического персонала. Трудовая деятельность таких работников регулируется не законом о государственной службе, а трудовым за­конодательством РФ.

Должности федеральной гражданской службы учреждаются в аппаратах федеральных органов государственной власти, образуе­мых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами — в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокура­туры РФ, в федеральных органах исполнительной власти (мини­стерствах и ведомствах), в том числе в территориальных органах.

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются в аппаратах законодательного собрания субъекта Федерации, аппара­те губернатора (главы администрации) субъекта Федерации, аппара­те исполнительного органа (правительства) государственной власти субъекта Федерации, аппарате избирательной комиссии и уставного суда субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: