Задача классификации государственных служащих является одной из сложных в административной науке и практике. Нормативно данная проблема решена лишь частично. На основе современных знаний можно предложить следующие подходы (критерии) (слайд 30) для классификации российских государственных служащих.
1. По уровням государственной власти:
• федеральные государственные служащие;
• государственные гражданские служащие субъектов РФ.
2. По ветвям государственной власти:
• государственные служащие законодательной власти;
• государственные служащие исполнительной власти;
• государственные служащие судебной власти и прокуратуру;
• государственные служащие иных высших органов государственной власти.
3. По видам государственной службы:
• гражданский служащий;
• военнослужащий;
• служащий правоохранительных органов.
4. По условиям прохождения службы:
• карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
• государственные служащие, замещаемые должности государственной службы по контракту на определенный срок.
|
|
5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, дипломатическим рангам.
В современном российском законодательстве определено Четыре вида классификации государственных служащих.
Проходящим федеральную государственную службу РФ, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, присваиваются:
• классные чины;
• дипломатические ранги;
• воинские звания;
• специальные звания.
Проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины.
(Слайд 31) Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:
• их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
• присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
• досрочное присвоение классного чина, воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
• учет классного чина, воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
• сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.д. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
|
|
• лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.
Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.
Особо следует остановиться на классных чинах гражданской службы. Классный чин гражданского служащего РФ — это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.
(Слайд 32) Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:
• секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации;
• референт государственной гражданской службы Российской Федерации;
• советник государственной гражданской службы Российской Федерации;
• государственный советник Российской Федерации;
• действительный государственный советник Российской Федерации.
В каждой группе чинов предусматривается три класса — первый, второй и третий (первый класс высший). Всего, таким образом, есть 15 классных чинов. Почти как в императорской России.
Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:
• чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1—3 класса соответствует младшей группе должностей;
• чин референта государственной гражданской службы РФ 1—3 класса соответствует старшей группе должностей;
• чин советника государственной гражданской службы РФ 1—3 класса соответствует ведущей группе должностей;
• чин государственного советника Российской Федерации 1—3 класса соответствует главной группе должностей;
• чин действительного государственного советника Российской Федерации 1—3 класса соответствует высшей группе должностей.
Высшие классные чины — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса — присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ. При этом:
• в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства РФ;
• в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.
Классные чины государственного советника Российской Федерации 1. 2, 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:,
• в федеральных органах исполнительной власти Правительством РФ;
• в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов.
Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1,2,3 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1,2,3 класса, секретаря государственной гражданской службы 1,2,3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.
Гражданским служащим субъектов Российской Федерации классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов федерации. Как правило, классные чины высших и главных групп; должностей присваиваются губернаторами, а остальные — руководителями местных администраций и их структурных подразделений.
|
|
В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.
Действующим законодательством установлено, что лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МВД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью дипломатические ранга. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса, советник 1 класса, советник 2 класса, первый секретарь 1 класса, первый секретарь 2 класса, второй секретарь 1 класса, второй секретарь 2 класса, третий секретарь, атташе.
На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов.
Своя классификация специальных званий имеет место в правоохранительной государственной службе.
Существует табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих:
• генералу армии, адмиралу флота, генерал-полковнику, адмиралу — квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1 класса;
|
|
• генерал-лейтенанту, вице-адмиралу — действительный государственный советник РФ 2 класса;
• генерал-майору, контр-адмиралу — действительный государственный советник РФ 3 класса;
• полковнику, капитану 1 ранга — государственный советник РФ 2 класса;
• подполковнику, капитану 2 ранга — государственный советник РФ 3 класса;
• майору, капитану 3 ранга — советник РФ 1 класса;
• капитану, капитан-лейтенанту — советник РФ 2 класса;
• старшему лейтенанту — советник РФ 3 класса;
• лейтенанту — советник государственной службы 1 класса;
• младшему лейтенанту — советник государственной службы 2 класса;
• старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману — советник государственной службы 3 класса;
• старшине, главному корабельному старшине; старшему сержанту, главному старшине — референт государственной службы 2 класса;
• сержанту, старшине 1 статьи, младшему сержанту, старшине 2 статьи — референт государственной службы 2 класса;
• ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу — референт государственной службы 3 класса.
Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим — их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Следует различать понятия профессионализм и компетентность государственных служащих.
Профессионализм — это комплекс присущих человеку специальных знаний, навыков и умений, приобретаемых в результате специальной подготовки и длительной практической деятельности и позволяющих ему выполнять установленные служебно-трудовые функции.
Компетентность — это обладание знаниями в какой-либо области, позволяющими работнику судить о чем-либо предметно. То есть, профессиональная компетентность — это мера профессионализма чиновника. Она определяет деловую надежность, способность и безошибочно осуществлять профессиональную служебную деятельность. Компетенция присуща тем профессиям, которые отличают сложность, социальная значимость. К таким профессиям относится управленческий труд, государственная служба.
Таким образом, государственный служащий — это важнейшее звено всей системы государственной службы.