Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих 5 страница

10. Охарактеризуйте законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в связи с реализацией прав военнослужащих на продовольственное и вещевое обеспечение.

11. Назовите основные формы продовольственного обеспечения военнослужащих.

12. Назовите основные формы продовольственного обеспечения военнослужащих.

13. Задачи, организация и порядок продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

14. Задачи, организация и порядок вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

15. Структура органов военного управления вещевой службы (обеспечивающих органов).

16. Что понимается под охраной здоровья военнослужащих?

17. Для чего предназначена военно-медицинская подготовка военнослужащих?

18. Какие мероприятия проводятся по медицинскому обеспечению военнослужащих?

19. Предназначение и основные задачи военной торговли.

Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих,
лиц, проходивших военную службу, и членов их семей

§ 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих*(162)

1. Понятие социального обеспечения военнослужащих. В системе правовых норм военного права особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В свою очередь, право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства.

Совокупность нормативных правовых актов, содержащих специфические правовые нормы, регламентирующие комплекс однородных общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, может быть названа военно-социальным законодательством. Указанное законодательство является основой системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В самом общем виде социально-правовая защита представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, обеспечивающих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное положение военнослужащих и членов их семей в обществе. Само понятие "защита" подразумевает, во-первых, действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо (активная защита); во-вторых, это то, что защищает и служит обороне (пассивная защита)*(163). Социально-правовая защита предполагает предотвращение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, причиненный этими нарушениями. Она выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, предоставляемого государством своим защитникам. По своей сути социально-правовая защита представляет собой социально-правовой механизм разрешения противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом.

Уровень, достигнутый в решении данной задачи на конкретный момент времени, определяется как социальная защищенность, которая представляет собой понятие, отражающее степень реализации важнейших прав различных категорий военнослужащих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения военнослужащих той роли, которую они действительно играют в жизни общества*(164).

Очень важной для понимания сущности социально-правовой защиты является идея, высказанная доктором юридических наук И.А. Ледяхом. Суть ее состоит в том, что социальная защищенность требует одновременно и правовой защищенности. Органы и должностные лица, осуществляющие социальную защиту граждан, существуют и действуют в процедурах и принципах правового социального государства, т.е. строго на правовой основе. Подлинную социальную защищенность можно обеспечить только всемерным использованием правовых средств в комплексе с иными средствами - организационными, воспитательными и т.д.*(165) На эту связь указывает также А.В. Коровников, который связывает социальную защищенность прежде всего с наличием механизма реализации и гарантий (закрепленных в законе) правового положения военнослужащих*(166).

Содержание понятий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрыто в ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих":

1) правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации;

2) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Принципиальное различие между социальной защитой военнослужащих и социальной защитой других трудоспособных граждан состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает "на себя", в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничивается ряд его конституционных прав и свобод. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что социально-правовая защита военнослужащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных особым характером служебной деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий военнослужащего, которые легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного военнослужащего.

2. Формы социально-правовой защиты. Сложность и многомерность рассматриваемого понятия предопределяет многообразие видов как пассивных, так и активных форм социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К числу пассивных форм социально-правовой защиты указанных категорий граждан относятся:

- наличие в законодательстве материальных правовых норм, устанавливающих размеры денежного довольствия, дополнительных выплат и пенсий, нормы вещевого, продовольственного и иных видов материального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также различного рода льготы, гарантии и компенсации;

- законодательное закрепление механизма реализации указанных выше материальных правовых норм;

- включение в законодательство процессуальных правовых норм, устанавливающих процедуры защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К активным формам социально-правовой защиты данных категорий граждан относятся:

- правомерная деятельность уполномоченных государственных органов, органов военного управления и должностных лиц по реализации военно-социального законодательства;

- правоохранительная деятельность органов прокуратуры, судов и других государственных органов по защите и восстановлению нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

- деятельность негосударственных структур (общественных объединений, ассоциаций, фондов, правозащитных организаций и т.п.) по социальной поддержке и защите прав указанных граждан;

- активная деятельность самих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по защите и отстаиванию своих прав, по обжалованию неправомерных действий органов государственного и военного управления, должностных лиц в административном либо в судебном порядке.

Основополагающим законодательным актом в сфере социально-правовой защиты военнослужащих является Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Данным Законом закреплены и конкретизированы такие важнейшие конституционные права и свободы военнослужащих, как право на свободу передвижения и выбор места жительства; на свободу слова; на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; на свободу совести и вероисповедания; на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд и на отдых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на возмещение причиненного вреда; право собственности; право на образование. Кроме того, указанным Федеральным законом определены правовые основы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения, торгово-бытового обслуживания военнослужащих, установлены льготы по налогам и по проезду на транспорте, закреплены страховые гарантии военнослужащих, а также другие меры их социальной защиты.

Наряду с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" социально-правовая защита военнослужащих регулируется рядом других законодательных и нормативных правовых актов.

Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства в военно-социальной сфере и составляют основу системы права в данной области. Во исполнение каждого из указанных выше законодательных актов изданы соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты). В единстве они образуют определенную систему, которая составляет правовую основу военно-социальной политики Российского государства.

Важнейшими институтами отечественной системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей являются гарантии, льготы и компенсации.

В системе социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей важное место принадлежит гарантиям, под которыми понимаются материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию социальных прав военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии)*(167).

К основным гарантиям социальных прав военнослужащих относятся: наличие законодательства, юридически устанавливающего необходимый объем прав и льгот военнослужащих; достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей; законодательно закрепленная обязанность государственных органов и должностных лиц обеспечивать реализацию социальных прав указанных категорий граждан; предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение прав военнослужащих; наличие юридически закрепленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Контроль за исполнением законодательства о социальной защите военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением данного законодательства осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Кроме того, неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров по реализации прав военнослужащих могут быть обжалованы в административном порядке.

Под льготами принято понимать предоставление каких-либо преимуществ отдельным лицам (группам населения) либо частичное освобождение их от некоторых правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Роль и место льгот в системе социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей состоят в том, что льготы:

а) предоставляются указанным гражданам не всем поровну, в одинаковых размерах и количестве, а в строгой связи со степенью нуждаемости в дополнительной защите со стороны государства: с учетом особого характера их деятельности (например, риск для жизни и здоровья участников боевых действий); в силу объективных обстоятельств (инвалиды, семьи погибших военнослужащих, ветераны, малообеспеченные, многодетные семьи и т.п.); исходя из общепризнанных и официально закрепленных особых заслуг перед государством (Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны);

б) заключаются в предоставлении отдельным категориям военнослужащих определенных преимуществ перед другими военнослужащими (например, внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений) либо полное или частичное освобождение отдельных категорий военнослужащих от некоторых обязанностей (например, от оплаты стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение);

в) различаются в объеме, характере и условиях их предоставления в зависимости от уровня социальной защиты со стороны государства тех или иных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

г) закрепляются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

К понятию "льгота" близко понятие "компенсация", однако аналогии между ними проводить нельзя. Под компенсациями (от лат. compensatio) понимаются выплаты, производимые для возмещения дополнительных расходов, которые несет военнослужащий при исполнении обязанностей военной службы (например, выплаты, связанные со служебными командировками; подъемные пособия, связанные с переводом военнослужащего к новому месту службы), денежные выплаты в возмещение неполной реализации некоторых прав военнослужащих (денежная компенсация взамен не выданных предметов вещевого имущества, взамен продовольственного пайка; компенсация за поднаем жилых помещений военнослужащим, не обеспеченным жильем по установленным нормам). Компенсационные выплаты производятся либо в размере фактически понесенных военнослужащими расходов, но не более максимального размера, устанавливаемого законодательством (например, оплата жилья при командировках, компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим), либо в твердых размерах, независимых от фактических затрат (например, суточные при командировках, подъемные пособия при переездах к новому месту службы, компенсация на санаторно-курортное лечение).

Являясь различными по своей природе и содержанию, льготы и компенсации призваны частично либо полностью компенсировать военнослужащим отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные военной службой. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих": "В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации".

§ 2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих*(168)

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (п. 2 ст. 1) в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Особый характер обязанностей заключается в том, что они связаны с подготовкой к вооруженной защите и непосредственно с вооруженной защитой Российской Федерации от внешней агрессии. Этим объясняется и необходимость беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Следует указать, что льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, могут устанавливаться различными нормативными правовыми актами Российской Федерации: федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и др.

Реализация льгот, гарантий и компенсаций, установленных военнослужащим, возлагается в соответствии с законодательством на органы государственной власти, органы военного управления и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих рассматриваются как отдельные институты, взаимосвязанные между собой, а также как соотносимые понятия*(169).

1. Гарантии военнослужащих. Следуя нормам международного права, Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции Российской Федерации закреплены основные направления социальной политики нашего государства, одним из которых является установление гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). По своей природе гарантии являются чаще всего юридическими гарантиями, хотя они могут быть и организационными, и экономическими, и политическими*(170).

Основной смысл назначения юридических гарантий - это создание таких государственных институтов, которые бы защищали и охраняли права и свободы граждан от каких бы то ни было посягательств. Механизм реализации гарантий зависит от ряда условий. Во-первых, это компетентность органов государства, выражающаяся, прежде всего, в решении вопросов, возникающих в связи с обладанием конституционным правом, и особенно с его реализацией. Во-вторых, это установление ответственности как должностных лиц, так и граждан за ненадлежащую реализацию прав и свобод и, напротив, за допущение при этом злоупотреблений. В-третьих, это процедурно-процессуальный порядок защиты и восстановления ущемленных и нарушенных прав.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации отводит Президенту Российской Федерации особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в Российской Федерации. Кроме этого, функция правовой защиты реализуется в процессе деятельности компетентных органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительной власти, в том числе и военного управления, по созданию и приведению в действие свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы.

Юридические гарантии - это условия и средства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законах и иных правовых актах, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления (включая восстановление) прав, свобод, а также исполнения обязанностей военнослужащими.

Содержание и объем прав, обязанностей, ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет (ст. 7 УВС ВС РФ).

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет юридические факты (жизненные обстоятельства), когда военнослужащие, считаются исполняющими обязанности военной службы (п. 1 ст. 37). Перечень юридических фактов (жизненных обстоятельств) является исчерпывающим. Таким образом, законодатель гарантирует военнослужащим, что при наступлении юридических фактов (жизненных обстоятельств), перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", они будут считаться исполняющими обязанности военной службы. Этот факт весьма важен, так как находится во взаимосвязи с объемом льгот, компенсаций, предоставляемых военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы.

Льготы и компенсации, установленные для военнослужащих в нормативных правовых актах, теряют свою значимость и ценность без гарантий, способных реализовать их.

2. Льготы военнослужащих. Под льготами понимаются предусмотренные государством преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой или выполнением иных воинских обязанностей, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей. Основной целью института льгот является установление различных преимуществ военнослужащим в связи с ограничением в интересах государства их прав и свобод, установленных нормативными правовыми актами. С одной стороны, льготы тесно переплетаются с отдельными личными правами военнослужащих, а с другой - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы*(171).

Институт льгот военнослужащим делится на две большие группы в зависимости от времени их действия:

1) временные льготы - предоставляются только в период прохождения военной службы (ограничиваются временем исполнения военной службы);

2) постоянные льготы - не ограничиваются временем исполнения военной службы, т.е. сохраняются в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы.

Временные льготы. Льготы по проезду на транспорте. Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд:

- железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

- на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн;

- на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

Льготы при приобретении проездных документов. Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению.

Почтовые льготы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями. Бесплатно пересылаются письма, адресованные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по месту их военной службы, не взимается плата за досылку и возвращение почтовых посылок, адресованных им. Одежда граждан, призванных на военную службу, бесплатно отправляется почтовыми посылками.

Жилищные льготы:

а) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи;

б) за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях;.

в) за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий;

г) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы;

д) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

Льготы в области здравоохранения. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей. Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, воспитанники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30% стоимости путевки на военные туристские базы.

Льготы в области охраны труда:

а) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - из расчета один день военной службы за два дня работы;

б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: