Кадровая работа и кадровая служба государственного органа

Вопрос о задачах кадровой работы, функциях и полномочиях кадровой службы всегда был и остается актуальным, поскольку кад­ровая служба - одна из самых значимых структур в любом органе, организации, учреждении, будь то государственная или негосударст­венная сфера.

В новом Федеральном законе № 79-ФЗ 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законодатель резко увеличил перечень функций, выполняемых кадровой службой государственного органа, доведя их до девятнадцати. На основании данного Закона был узаконен термин «кадровая работа».

Кадровая работа — это деятельность органов управления, кадровых служб и должностных лиц, содержанием которой является практическая реализация целей, задач и принципов кадровой поли­тики.

Кадровая работа представляет собой совокупность форм, методов и технологий работы с кадрами (персоналом):

• формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

• подготовку предложений о реализации положений федераль­ного законодательства о гражданской службе и внесение ука­занных предложений представителю нанимателя;

• организацию подготовки проектов актов государственного ор­гана, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначе­нием на должность гражданской службы и т.д.;

• ведение трудовых книжек гражданских служащих;

• ведение личных дел гражданских служащих;

• ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

• оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских
служащих;

• обеспечение деятельности комиссии по урегулированию кон­фликта интересов;

• организацию и обеспечение проведения конкурсов на заме­щение вакантных должностей гражданской службы и включе­ние гражданских служащих в кадровый резерв;

• организация и обеспечение проведения аттестации граждан­ских служащих;

• организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

• организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;

• организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

• формирование кадрового резерва, организацию работы с кад­ровым резервом и его эффективное использование;

• обеспечение должностного роста гражданских служащих;

• организацию проверки достоверности предъявляемых гражда­нином персональных данных и иных сведений при поступле­нии на гражданскую службу, а также оформление допуска ус­тановленной формы к сведениям, составляющим государст­венную тайну;

• организацию проведения служебных проверок;

• организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюде­ния гражданскими служащими ограничений, установленных законом;

• консультирование гражданских служащих по правовым и
иным вопросам гражданской службы.

Каждое из представленных направлений кадровой работы регу­лируется отдельным правовым актом разного уровня — от феде­рального закона до инструкции. Правда, по ряду важнейших на­правлений кадровой работы (например, кадровому резерву) таких актов пока нет.

Ряд направлений кадровой работы регламентируются специаль­ными указами Президента РФ. Например, президентский Указ

■ N° 609 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных гражданского служащего, а также ве­дения его личного дела.

Под персональными данными гражданского служащего пони­жаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах его жизни, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в I личном деле гражданского служащего.

Наиболее важные положения этого Указа:

• защиту персональных данных гражданских служащих обеспе­чивает представитель нанимателя в лице руководителя госу­дарственного органа, а по его поручению — работники кадро­вой службы;

• не допускается передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне без письменного согласия граж­данского служащего, за исключением случаев, установленных законом;

• запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах. К личному делу гражданского служащего согласно Указу при­общаются:

• письменное заявление с просьбой о поступлении на граждан­ скую службу;

• собственноручно заполненная и подписанная гражданином РФ анкета установленной формы с приложением фотографии;

• документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;

• копия паспорта и копия свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;

• копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;

• копии документов о профессиональном образовании, профес­сиональной переподготовке, повышении квалификации, ста­жировке;

• копии решений о награждении государственными наградами,
присвоении почетных, воинских и специальных званий;

• копия акта государственного органа о назначении на долж­ность гражданской службы;

• экземпляр служебного контракта;

• копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы;

• копии документов воинского учета;

• копия акта государственного органа об освобождении граж­данского служащего от замещаемой должности и прекраще­нии служебного контракта;

• аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязан­ностей за аттестационный период;

• экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений и о возможности при­своения ему классного чина;

• копии документов о присвоении гражданскому служащему
классного чина;

• копии документов о включении гражданского служащего в кад­ровый резерв, а также об исключении из кадрового резерва;

• копии решений о поощрении гражданского служащего, а так­ же о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия;

• сведения о доходах, имуществе и обязательствах имуществен­ного характера;

медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданского служащего заболевания, препятствующего по­ступлению на гражданскую службу и ее прохождению.

В личное дело гражданского служащего включаются и некоторые другие документы, установленные законодательно.

Издан ряд указов Президента РФ, регламентирующих порядок организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного гражданских служащих, присвоения и сохранения классных чинов, которыми руководствуются кадровые службы государственного органа в своей кадрово-служебной деятельности.

Кадровая служба государственного органа — это подразделение в структуре государственной службы, которое выполняет функции и задачи, установленные ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Функции, полномочия и структура кадровой службы государственного органа определяются Положением о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, которое, согласно Федерального закона N° 79-ФЗ (п. 2 ст. 44), должно утверждаться руководителем государственного органа.

Главным кадровым органом страны является Управление Прези­дента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. В По­ложении об Управлении Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, утвержденном Указом Президента РФ № 799 от 25 июня 2005 г., фиксируются задачи, функции, права этого подразделения.

Структурно Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам состоит из 12 департаментов: военной кадровой политики, кадровой политики в специальных службах, кадровой политики в правоохранительных органах, кадровой поли­тики в органах судопроизводства и прокуратуры, инспектирования и контроля работы с кадрами, работы с персоналом Администрации Президента РФ, правового обеспечения, анализа кадровых процес­сов и перспективного планирования, государственной наградной политики, организации вручения государственных наград, по обеспечению деятельности консультативных органов, организационно-технического обеспечения; Штатная численность Управления — около 150 человек.

В нижней палате федеральной законодательной ветви власти — Государственной Думе РФ в рамках ее центрального аппарата создана и функционирует своя кадровая служба — Управление государственной службы и кадров. Это кадровое подразделение состоит следующих отделов: отдел по работе с депутатами и их помещ­иками; отдел по работе с персоналом Аппарата Государственной Думы; отдел обеспечения прохождения государственной службы и повышения квалификации; отдел специальных работ.

Аналогичное подразделение имеется и в верхней палате Федерального Собрания — Совете «Федерации. Оно также называется Управление государственной службы и кадров.

В администрациях субъектов Российской Федерации существуют свои структурные подразделения по кадровым вопросам, имеющие разные наименования, задачи и функции — департаменты, управле­ния, отделы

Закономерен вопрос: насколько эффективна сегодня работа кадровых служб государственных органов?

Выводы очевидны — руководителям государственных органов и руководителям кадровых служб следует обратить более пристальное внимание на вопросы открытости проводимой кадровой политики и кадровой деятельности, пресечения фактов субъективизма и кадрового произвола, повышения уровня правовой и социальной за­щищенности персонала, роста его профессионального уровня и обеспечения должностного роста, содействия служебной карьере.

Практика свидетельствует, что (Слайд 35) приоритетными задачами и на­правлениями работы кадровых служб государственных органов на ближайшее время должны стать:

внедрение новой системы поиска и отбора кадров государст­венной службы;

обеспечение устойчивого и непрерывного профессиональногоразвития персонала;

формирование и рациональное использование кадрового ре­зерва;

планирование и реализация служебной карьеры;

становление единой системы государственных гарантий и со­циальной защиты государственных служащих;

активизация государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и кадровой деятельности;

согласование вопросов взаимодействия, соподчиненности с государственными органами по управлению государственной службой, дифференциации задач и функций.

Кадровая служба государственного ор­гана — это подразделение в структуре государственной службы, ко­торое претворяет в жизнь основные направления кадровой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: