Вопрос о задачах кадровой работы, функциях и полномочиях кадровой службы всегда был и остается актуальным, поскольку кадровая служба - одна из самых значимых структур в любом органе, организации, учреждении, будь то государственная или негосударственная сфера.
В новом Федеральном законе № 79-ФЗ 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законодатель резко увеличил перечень функций, выполняемых кадровой службой государственного органа, доведя их до девятнадцати. На основании данного Закона был узаконен термин «кадровая работа».
Кадровая работа — это деятельность органов управления, кадровых служб и должностных лиц, содержанием которой является практическая реализация целей, задач и принципов кадровой политики.
Кадровая работа представляет собой совокупность форм, методов и технологий работы с кадрами (персоналом):
• формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
• подготовку предложений о реализации положений федерального законодательства о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;
|
|
• организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы и т.д.;
• ведение трудовых книжек гражданских служащих;
• ведение личных дел гражданских служащих;
• ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
• оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских
служащих;
• обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов;
• организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
• организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
• организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
• организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;
• организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
• формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
• обеспечение должностного роста гражданских служащих;
• организацию проверки достоверности предъявляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
|
|
• организацию проведения служебных проверок;
• организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных законом;
• консультирование гражданских служащих по правовым и
иным вопросам гражданской службы.
Каждое из представленных направлений кадровой работы регулируется отдельным правовым актом разного уровня — от федерального закона до инструкции. Правда, по ряду важнейших направлений кадровой работы (например, кадровому резерву) таких актов пока нет.
Ряд направлений кадровой работы регламентируются специальными указами Президента РФ. Например, президентский Указ
■ N° 609 от 30 мая 2005 г. «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных гражданского служащего, а также ведения его личного дела.
Под персональными данными гражданского служащего понижаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах его жизни, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в I личном деле гражданского служащего.
Наиболее важные положения этого Указа:
• защиту персональных данных гражданских служащих обеспечивает представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа, а по его поручению — работники кадровой службы;
• не допускается передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных законом;
• запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах. К личному делу гражданского служащего согласно Указу приобщаются:
• письменное заявление с просьбой о поступлении на граждан скую службу;
• собственноручно заполненная и подписанная гражданином РФ анкета установленной формы с приложением фотографии;
• документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;
• копия паспорта и копия свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;
• копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;
• копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке;
• копии решений о награждении государственными наградами,
присвоении почетных, воинских и специальных званий;
• копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;
• экземпляр служебного контракта;
• копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы;
• копии документов воинского учета;
• копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности и прекращении служебного контракта;
• аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;
• экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений и о возможности присвоения ему классного чина;
• копии документов о присвоении гражданскому служащему
классного чина;
• копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении из кадрового резерва;
|
|
• копии решений о поощрении гражданского служащего, а так же о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия;
• сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданского служащего заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и ее прохождению.
В личное дело гражданского служащего включаются и некоторые другие документы, установленные законодательно.
Издан ряд указов Президента РФ, регламентирующих порядок организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного гражданских служащих, присвоения и сохранения классных чинов, которыми руководствуются кадровые службы государственного органа в своей кадрово-служебной деятельности.
Кадровая служба государственного органа — это подразделение в структуре государственной службы, которое выполняет функции и задачи, установленные ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Функции, полномочия и структура кадровой службы государственного органа определяются Положением о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, которое, согласно Федерального закона N° 79-ФЗ (п. 2 ст. 44), должно утверждаться руководителем государственного органа.
Главным кадровым органом страны является Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. В Положении об Управлении Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, утвержденном Указом Президента РФ № 799 от 25 июня 2005 г., фиксируются задачи, функции, права этого подразделения.
Структурно Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам состоит из 12 департаментов: военной кадровой политики, кадровой политики в специальных службах, кадровой политики в правоохранительных органах, кадровой политики в органах судопроизводства и прокуратуры, инспектирования и контроля работы с кадрами, работы с персоналом Администрации Президента РФ, правового обеспечения, анализа кадровых процессов и перспективного планирования, государственной наградной политики, организации вручения государственных наград, по обеспечению деятельности консультативных органов, организационно-технического обеспечения; Штатная численность Управления — около 150 человек.
|
|
В нижней палате федеральной законодательной ветви власти — Государственной Думе РФ в рамках ее центрального аппарата создана и функционирует своя кадровая служба — Управление государственной службы и кадров. Это кадровое подразделение состоит следующих отделов: отдел по работе с депутатами и их помещиками; отдел по работе с персоналом Аппарата Государственной Думы; отдел обеспечения прохождения государственной службы и повышения квалификации; отдел специальных работ.
Аналогичное подразделение имеется и в верхней палате Федерального Собрания — Совете «Федерации. Оно также называется Управление государственной службы и кадров.
В администрациях субъектов Российской Федерации существуют свои структурные подразделения по кадровым вопросам, имеющие разные наименования, задачи и функции — департаменты, управления, отделы
Закономерен вопрос: насколько эффективна сегодня работа кадровых служб государственных органов?
Выводы очевидны — руководителям государственных органов и руководителям кадровых служб следует обратить более пристальное внимание на вопросы открытости проводимой кадровой политики и кадровой деятельности, пресечения фактов субъективизма и кадрового произвола, повышения уровня правовой и социальной защищенности персонала, роста его профессионального уровня и обеспечения должностного роста, содействия служебной карьере.
Практика свидетельствует, что (Слайд 35) приоритетными задачами и направлениями работы кадровых служб государственных органов на ближайшее время должны стать:
• внедрение новой системы поиска и отбора кадров государственной службы;
• обеспечение устойчивого и непрерывного профессиональногоразвития персонала;
• формирование и рациональное использование кадрового резерва;
• планирование и реализация служебной карьеры;
• становление единой системы государственных гарантий и социальной защиты государственных служащих;
• активизация государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и кадровой деятельности;
• согласование вопросов взаимодействия, соподчиненности с государственными органами по управлению государственной службой, дифференциации задач и функций.
Кадровая служба государственного органа — это подразделение в структуре государственной службы, которое претворяет в жизнь основные направления кадровой работы.