Вопрос формирования и рационального использования кадрового резерва на государственной службе стоит сейчас особенно остро и злободневно. Создание новой модели государственного управления требует обновления управленческих кадров. Это можно осуществить при наличии профессионального кадрового резерва.
Термин «резерв» в переводе с латыни буквально означает запас чего-нибудь на случай надобности. Поэтому кадровый резерв — это один из основных источников формирования и пополнения кадров, т.е. специалистов в той или иной сфере профессиональной деятельности. Важнейшая задача заключается в том, чтобы выявить наиболее перспективных специалистов, обладающих качествами, которые более всего необходимы для данной профессиональной деятельности.
(Слайд 36) Основной целью формирования и использования кадрового резерва государственной службы является:
- создание подготовленного к управлению в новых условиях состава государственных служащих;
- обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления;
|
|
- его совершенствования на основе отбора, подготовки и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно реализовать задачи и функции органов государственной власти1.
Необходимым условием формирования добротного кадрового резерва является наличие понятной и научно обоснованной кадровой политики в государственном органе.
Особенно важным является понимание и реализация руководством принципов работы с кадровым резервом. К ним следует отнести:
• обеспечение законности, соблюдение нормативно-правовых требований и процедур в решении кадровых вопросов;
• комплексная и объективная оценка профессионализма, деловых и нравственных качеств государственных служащих при их подборе и выдвижении;
• объективность и равный доступ специалистов в продвижении по службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
• создание необходимого и достаточного кадрового пространства для поддержания требуемой укомплектованности кадров государственного аппарата;
• демократическое, коллегиальное решение кадровых вопросов с учетом общественного мнения, гласности, на альтернативной основе;
• систематическое и рациональное обновление кадров с сохранением преемственности, качественного обогащения за счет притока свежих, молодых сил, использование возможностей и способностей всех возрастов;
• подконтрольность управленческих кадров;
• деполитизация кадровой работы, политическая нейтральность государственных служащих.
В правовом отношении категория кадрового резерва у нас стала разрабатываться и регулироваться, начиная с Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации 2001 г. В этом документе были заложены правовые основы кадрового резерва, нашедшие свое дальнейшее развитие в последующих нормативных правовых актах. В главе 4 Концепции было сказано, что «в целях замещения должностей государственной службы в порядке должностного (служебного) роста государственными органами формируется кадровый резерв для замещения должностей руководителей на конкурсной основе».
|
|
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. уделил вопросам кадрового резерва значительное внимание. В ст. 17 были сформулированы уровни кадрового резерва:
- федеральный кадровый резерв;
- федеральный резерв в федеральном государственном органе;
- кадровый резерв субъекта РФ; кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.
Особое значение работе с кадровым резервом гражданской службы отвел Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. Статья 64 дает расширенную характеристику кадровому резерву и порядку его формирования.
Этот Закон внес следующие новации.
1. Впервые было установлено, что кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы формируется на конкурсной основе — по результатам конкурса.
2. Кадровый резерв формируется с учетом Сводного реестра государственных гражданских служащих и поступивших заявлений гражданских служащих и граждан. То есть в кадровый резерв имеют право зачисляться не только действующие гражданские служащие, но и граждане, желающие потупить на гражданскую службу.
3. Конкретизированы виды кадрового резерва. Кадровый резерв формируется для замещения:
• вакантной должности гражданской службы в своем государственном органе в порядке должностного роста;
• вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста;
• должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
• в кадровый резерв зачисляются гражданские служащие, в связи с их призывом на военную или альтернативную службу.
Здесь ничего не говорится о служащих, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа, значит, они должны зачисляться в кадровый резерв на общих основаниях, то есть по конкурсу.
4. Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой; в кадровый резерв субъекта РФ — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ; в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего.
5. На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов РФ, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов РФ федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы РФ.
6. Вакантная должность гражданской службы замещается гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, по решению представителя нанимателя.
Структура кадрового резерва обусловлена особенностями и спецификой конкретного государственного органа. В каждом государственном органе кадровый резерв формируется по группам должностей — на старшие, ведущие, главные и высшие должности.
|
|
При определении численности кадрового резерва следует исходить из следующих положений:
• численность и должностной состав кадрового резерва определяется с учетом потребностей структурных подразделений в кадрах на ближайший период и на отдаленную перспективу;
• на каждую должность, предусмотренную в штате, подбирается, как правило, не менее двух и не более четырех человек резерва.
Здесь особенно важен индивидуальный подход. Работа с «резервистами» должна осуществляться по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, правовых, управленческих, экономических и других знаний, необходимых для будущей работы.
Анализ данного вопроса показывает, что (Слайд 37) в работе по формированию и использованию кадрового резерва на государственной службе имеется ряд нерешенных проблем:
• создание современной законодательной базы кадрового резерва;
• разработка передовых методов и технологий, позволяющих объективно оценить возможности, перспективность работников, включенных в кадровый резерв;
• активизация материальных и моральных механизмов (стимулов), позволяющих привлечь на государственную службу молодых, талантливых, перспективных работников, настоящих профессионалов-управленцев;
• создание условий для обеспечения стабильности государственной службы, ее высокого правового и социального статуса, престижа и авторитета в обществе.
Таким образом, государственная кадровая политика в сфере государственной службы представляет собой стратегию государства по формированию, развитию и обеспечению востребованности кадрового потенциала и кадрового состава в государственной службе. Отсутствие законодательно закрепленной государственной кадровой политики в системе государственной службы Российской Федерации существенно тормозит решение кадровых проблем в административной ветви государственной власти.