Г) углублении рационализма, утверждавшего определяющую роль разума не только в познании, но и в практической деятельности людей

Глава IX. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века)

Капитализм(от позднелат. capitalis от caput – голова) – историко-экономическое, философско-социологическое, социокульту-рологическое понятие, использующееся для обозначения одной из общественно – экономических формаций, основанной на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации наемных работников. Термином «капитал»,вошедшим в оборот в XII–XIII вв., обозначилось «запас товаров; ценности; денежная масса; деньги, приносящие процент».На протяжении конца XVII в. и в течение XVIII в. понятие «капитал»в основном вытесняют термины «фонды», «богатство», «ценности», «имущество», «достояние»и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот в середине XIX в. (В 1850 г. французский ученый Луи Бланписал: «…То, что я бы назвал «капитализмом», то есть присвоением капитала одними с исключением других»).

Новое время, по принятой в современной науке периодизации истории культуры стран Европы и Америки, это историческая эпоха трех столетий (XVII–XVIII–XIX), когда развивается бурный процесс формирования буржуазного общества и начинается активная «капиталистическая эра» (К. Маркс). Условность указанных временных границ вполне естественна, ибо капиталистические производственные отношения складываются задолго до этого, то есть еще в недрах феодального общества, и приобретают довольно прочные позиции до начала буржуазных революций, открывших широкий простор новому общественному укладу – капитализму. А капитализм – качественно новое явление всемирной истории.

Новоевропейская культура – феномен буржуазно – капиталистического общества, основанного «на частном владении» (А.Ф. Лосев)

XVII–XIX вв. для Европы, с одной стороны, единый пространственно-временной период глубоких качественных (революционных) изменений в политической, экономической, социальной жизни десятков народов, а с другой, – время возникновения и расцвета нового, во многом уникального, типа культуры. Она возникает на едином основании:

а) буржуазном способе производства, в основе которого лежит частная собственность. («Определить буржуазную собственность, - считал К. Маркс, - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства») [1];

б) буржуазной демократии, которая означала огромный прогресс по сравнению с государственно-политической организацией средневекового феодального общества;

в) развитии человеческой индивидуальности (субъектности);

г) углублении рационализма, утверждавшего определяющую роль разума не только в познании, но и в практической деятельности людей.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Выдающийся русский (советский) философ и теоретик культуры А.Ф. Лосев (1893-1988), давая обобщенную характеристику феномену культуры буржуазного общества, писал: «А что такое Новоевропейская культура? Это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивид, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит здесь над объектом, человек объявлен царем природы» [2].

Новоевропейская культура буржуазного общества в своем формировании и развитии проходит сложный, насыщенный крупнейшими общественными процессами, исторический путь, среди которых главными, определяющими являются следующие.

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление). В узком смысле Реформация – пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению нового направления христианства – протестантизма (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, меннонитство, англиканство, баптизм, адвентизм и др.).

Широкую дорогу становлению буржуазно-капиталистиче-ского общества открыла Реформация, охватившая в XVI–XVII вв. большинство стран Западной и Центральной Европы, своим острием была направлена против средневековой католической церкви, как «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» [3]. Вместе с тем это широкое, хотя и разнородное, социально-политическое и идеологическое движение явилось первым решительным выступлением нового общественного класса – буржуазии – против средневековых феодальных устоев во всем: экономике, политике, идеологии, культуре. Как уже отмечалось выше, реформация способствовала:

а) появлению человека буржуазного общества – автономного индивида, гражданина – нового субъекта культуры;

б) через раскрепощение человека – становлению рыночной экономики;

в) формированию гражданского (демократического) общества;

г) возникновению «целой эпохи протестантской культуры» (М. Вебер) с ее новыми ценностно-смысловыми ориентациями.

Второе.

Продолжением Реформации стали буржуазные революции, которых в Европе в XVII–XIX вв. было немало: в Нидерландах (1566-1609 гг.); в Англии (1640-1689 гг.); три революции во Франции (1789-1794 гг., 1830 г. и 1848 г.); пять революций в Испании (1808-1814, 1820-1823, 1834-1843, 1854-1856, 1868-1874 гг.), революция в Бельгии (1830 г.); две революции в Италии (1848-1849, 1859-1860 гг.); в Германии, Австрии, Венгрии, Чехии (все в 1848 – 1849 гг.). В ряде европейских стран революции происходили в начале XX века. Они были необходимым историческим условием перехода от феодализма к капитализму, развития буржуазного общества во всей полноте общественных отношений этой новой, более прогрессивной экономической, политической и социокультурной системы.

Буржуазные революции начинались обычно при наличии более или менее готовых форм капиталистического уклада, возникших и развившихся в недрах феодального общества. Господствовавшие феодальные производственные отношения и вся политическая, правовая и идеологическая надстройка феодального общества становилась оковами для дальнейшего развития производительных сил. Конфликт между развивавшимися в недрах феодализма производительными силами и устаревшими производственными отношениями разрешался посредством буржуазных революций, приводивших к смене феодализма капитализмом.

А установление буржуазно-капиталистического строя имело огромные прогрессивные последствия для общества, в том числе вело к развитию буржуазной демократии и к радикальным изменениям во всех сферах культуры. Мощный толчок этим процессам дала Великая французская революция XVIII в. Она подняла знамя свободы, провозгласила принципы буржуазной демократии и дала замечательные примеры героической борьбы за эти принципы. Эта революция сыграла крупнейшую прогрессивную роль не только для Франции, но и для развития всей Европы. 26 августа 1789 года Учредительное собрание торжественно приняло «Декларацию прав человека и гражданина», состоявшую из 17 статей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: