Французского классицизма

 

 

 
 

 

 


 

 

 
 



 
 

XVIII век – эпоха Просвещения
Термин «Просвещение»впервые употребили французский философ Вольтер и немецкий ученый Гердер, но как научное понятие определенного явления в культуре утвердился после указанной статьи Канта.

XVIII век Нового времени – это век такого феномена культуры, который вошел в историю под названием «Просвещение». Просвещение – идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общественного мироустройства. Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) предлагал Просвещение рассматривать как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Считая Просвещение выражением родовой сущности человечества, Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. «Будь смел… и используй собственный разум. Это девиз Просвещения», – говорил Кант в трактате «Ответ на вопрос: что есть Просвещение?»

Отличительные черты Новоевропейской культуры

Эпохи Просвещения

 
 


Глубокую и яркую характеристику Просвещения как своеобразного типа антифеодальной философско-общественной мысли нарождавшейся буржуазной эпохи дал наш современник русский ученый В.Ф. Пустарнаков (1934-2002). «Объективно буржуазный характер просветительской идеологии, просветительского мировоззрения выражается в его антифеодальной направленности, – пишет В.Ф. Пустарнаков. Но «Просвещение – не единственная форма антифеодальной идеологии. Просветительство – это такая стадия развития антифеодальной идеологии, на которой имевшийся в прошлом великий исторический компромисс старого феодального и нового становящегося буржуазного мировоззрения и идеологии признавался больше невозможным»[6].

Вместе с тем Просвещение – один из величайших феноменов западноевропейской и всей мировой культуры эпохи перехода от феодализма к капитализму. Под мощным воздействием идей Просвещения в странах Западной Европы развивался дальнейший процесс формирования новой культуры буржуазного общества с характерными отличительными особенностями, вытекавшими из конкретно-исторических условий данной эпохи.

Указанные (в таблице) особенности и ценностно-смысловые ориентации новоевропейской культуры XVIII в. формировались не стихийно и тем более не случайно. Они – прямой результат, с одной стороны, общественных изменений, происходивших в Западной Европе (т.е. становления буржуазного общества), а с другой, – итог деятельности многочисленных просветителей: ученых, писателей, философов, аристократов, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных работников, материалистов и идеалистов. Отличаясь друг от друга по своему социальному происхождению и статусу, научным и общественным взглядам и интересам, даже принадлежности к странам, просветители объективно выступали идеологами восходящего класса буржуазии. Но их идеи были близки и другим социальным слоям общества, ибо их сущность заключалась в отрицании феодальной эксплуатации, политического деспотизма, сословных привилегий, в защите «самоуправления, свободы», в отстаивании «интересов народных масс». [7] Высшим ценностным критерием для просветителей является сам человек, природа человека, потребности человека, его благо, его счастье. Антропоцентризм – характерная черта просветительского мировоззрения. «Человеческая природа, – справедливо говорил выдающийся русский мыслитель Г.В. Плеханов (1856-1918) о просветителях, – служила им тем ключом, при помощи которого, как они полагали, можно открыть все двери в области морали, политики и истории» [8].

Просветителей волновали проблемы социального переустройства общества, политической власти, экономических отношений, материального и социального неравенства между людьми. Они затрагивали вопросы смысла человеческой истории, соотношения природы и культуры, сущности и предназначения человека. Сложившиеся формы жизни просветители рассматривали как результат заблуждений народов или как следствие обмана их властелинами и священнослужителями. Отсюда главной их целью было преодоление «тьмы невежества» с помощью разума, знаний, идей справедливости. Они искренне полагали, что общественные преобразования могут быть достигнуты посредством убеждения и просвещения. Поэтому возлагали надежды на просвещенную монархию. Историческое будущее просветителям представлялось «царством разума».

Энциклопедия, изданная в 1751-1780 гг.,представляла собою огромный труд выдающихся мыслителей эпохи: она составила 17 томов текста и 11 томов иллюстраций и стала ярчайшим феноменом культуры Просвещения. Ее вдохновителями и организаторами выступили Д. Дидро, Ж.Л. Д¢Аламбер,в создании активно участвовали Вольтер, Э.Б. де Кондильяк, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, А.Р.Ж. Тюрго, Г.Т.Ф. Рейналь, Ж.Л.Л. Бюффон,в ней сотрудничали передовые ученые, писатели, инженеры.

Движение Просвещения охватило практически все страны Европы. Возникнув в XVII в. в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции (Монтескьё, Гельвеций, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы, по оценке Ф. Энгельса, «просвещали головы для приближавшейся революции» [9]. Во второй половине XVIII в. антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн), Германии (Г.Э. Лессинг, И. Кант), России (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Я.П. Козельский), в странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). В рамках движения Просвещения рождаются новые философские системы (материализм, деизм, сенсуализм, рационализм, атеизм), художественные формы литературы (просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм), искусства (рококо), появляются новые великие имена писателей, поэтов, музыкантов, художников и их замечательные творения.

Ярчайшей страницей в истории Просвещения предстает деятельность великих французских просветителей: философов, писателей, историков, публицистов, общественных деятелей, которые были высокообразованными и эрудированными в самых различных областях людьми. Они внесли огромный вклад в развитие не только самой научной, теоретической мысли, но и в становлении новой системы культуры Европы XVIII в. и всех последующих столетий. Французские просветители вошли в историю культуры как энциклопедисты, создатели знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», открывшей новую эпоху в познании, истолковании природы и общества. А сама Франция стала великой культурной державой, по праву занявшей первое место в Европе и мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: