Краткое содержание Декларации

 

Содержание статей
Статья 1. «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными в правах».
Статья 2. «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угнетению».
  Статья 3. «Источник всей верховной власти всегда находится в нации». В дополнении 1793 г. провозглашаются обязанности общества искать работу для неимущих, обеспечивать средствами существования нетрудоспособных, заботиться о просвещении граждан.
Статьи 7, 8, 11. Провозглашают свободу личности, свободу совести, слова и печати.

 

В век господства феодальных отношений, действий католической инквизиции, боровшейся с научным свободомыслием, принципы равенства, свободы, братства, суверенитета народа, провозглашенные Декларацией, производили огромное впечатление на людей той эпохи, они оказывали активное воздействие на перемены в ценностно-смысловом ядре культуры как Франции, так и всей Европы.

Третье.

Крупные качественные изменения происходят в хозяйственно-экономической жизни Европы. Они связаны с первоначальным накоплением капитала, развитием капиталистических отношений. За счет разорения мелких собственников, захвата и грабежа колоний, работорговли создается крупная частная собственность. Складывается новая модель экономики. Ее фундаментом стал механизм товарного производства и рыночного обмена, базирующийся на непрерывном движении капитала. Под его влиянием формируется единое общеевропейское экономическое пространство. Западная экономика отличалась необыкновенной подвижностью и гибкостью. Капитал, непрерывно вращаясь, подталкивал рост производства, стимулировал развитие техники, регулировал распределение и, как следствие, поддерживал определенный уровень благосостояния. Становление нового хозяйственного уклада привело к радикальному переосмыслению всех ценностных установок, прямо или косвенно связанных с экономической деятельностью. В их основе лежало стремление к получению дохода, вокруг которого строилась система буржуазных ценностей. Важнейшим элементом новоевропейской символики становятся деньги. В обществе свободно распространялись новые знания, порождая изобретательность и установки на принятие инноваций. Так возникла капиталистическая система хозяйства, еще одна автономная область культуры, живущая по своим собственным законам.

Четвертое.

Изменяется и усложняется социальная структура европейского общества, происходит экономический процесс раскрепощения индивидов, возникают новые взгляды на человека. В ходе революционных сдвигов в Европе резко активизируется третье сословие, из которого выделяется пролетариат, объединяющий в своих рядах крестьян и безработную бедноту. Именно народные массы придавали революциям ту силу и размах, которые обеспечили победу буржуазии. Но и сама буржуазия в тех исторических условиях была смелым, революционным классом. Выйдя на авансцену широкой общественной жизни, буржуазия стала новым историческим субъектом культуры и сыграла огромную прогрессивную роль:

а) в становлении совершенно нового мировоззрения и мироощущения, главными чертами которого стали установка на свободу самовыражения и деятельности;

б) в утверждении буржуазной морали и прежде всего таких ее ценностей как бережливость, сдержанность, культ домашнего очага;

в) в ниспровержении феодально-сословных представлений о человеке;

г) в разрушении средневекового уклада жизни, пронизанного нормами сложнейшей регламентации;

д) в развитии крупного машинного производства и росте производительности труда;

е) в активном и заинтересованном подъеме науки и техники, широком внедрении научных результатов во все сферы жизни общества.

Важнейшим результатом этих революционных изменений в Европе стало нарастание исторической тенденции, возникшей еще в эпоху Ренессанса, к секуляризации (обмирщению) культуры и созданию широкой системы чисто светских ценностей. Ослабление, а затем и отрицание религиозных традиций привело к тому, что сознание отдельного человека стало постепенно освобождаться от влияния общины, и «последним источником авторитета» (Гадамер) стал рассматриваться человеческий разум. Распадение привычного жизненного уклада и традиционных ценностей, изменение норм и обычаев, с одной стороны, создавали людям трудности ориентации в окружающем мире, а с другой, открывали новые возможности для самопознания и самореализации человека, для творения культуры. Созерцательное отношение к миру утрачивает свои позиции, открывая простор созидательным способностям человека. Усложняется ценностная картина мира Нового времени. Она наполняется «личным» содержанием с неотъемлемыми правами и свободами, среди которых основополагающей стала свобода совести. Человеку приходится уже самостоятельно делать свой жизненный выбор и избирать круг ценностей наиболее созвучных собственной индивидуальности. Свобода открывала большой простор для движения человеческой мысли: была провозглашена идея равенства людей не только перед Богом, но и перед законом; крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах, увеличилась власть человека над природой.

Все эти процессы имели общеевропейский характер, отражая рождение новой Европы и «единой» европейской культуры буржуазного общества. Но данный тип культуры, сохраняя на всех этапах Нового времени свою качественную определенность и основные черты внутренней структуры, вместе с тем под воздействием меняющейся материальной жизни общества и собственных, относительно самостоятельных процессов, постоянно изменялся и усложнялся от столетия к столетию, от одного состояния капиталистического общества к другому. Поэтому было бы правильнее сделать вывод: культура буржуазного общества – исторический феномен, представляющий собой единую и одновременно сложную, противоречивую, развивающуюся систему. Она проходит не простой путь – от рождения, расцвета – к «усталости» и кризису.

XVII век – эпоха рационализма, барокко, классицизма

Испытав небывалый взлет в эпоху Возрождения, западноевропейская культура в середине XVI в. вступила в полосу перманентного кризиса, который углублялся с каждым десятилетием. К мыслителям-гуманистам, прославлявшим ранее человеческую личность как «венец творения равный Богу разуменьем», считавшим ее доброй от природы, приходит разочарование. Число сторонников гуманизма уменьшается, а их идеи уже не вызывали энтузиазма. Трактаты мыслителей Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы, Томаса Мора и других представителей гуманистической мысли стали рассматриваться как социальные утопии, а великие творения гениев Возрождения сознательно замалчивались или переосмысливались, приобретая религиозное толкование. Кризис гуманизма становится реальностью, и культура XVII в. начинается с осознания кризиса ренессансной веры в гармонию бытия, трагического переживания несовершенства мира и человека.

Но процесс социально-экономических и социально-культурных преобразований, возникший в недрах европейского общества, уже нельзя было приостановить и даже затормозить. XVII век в истории Западной Европы был временем дальнейшего роста и укрепления национальных государств и обретения народными массами национального самосознания. Переход западноевропейского общества к новым буржуазно-капиталистическим отношениям сопровождался острыми социальными столкновениями, которые вынуждена была преодолевать культура. Дворянство и нарождавшаяся буржуазия противостояли друг другу и боролись за политическое господство. Католическая церковь, сумевшая устоять под натиском протестантизма, перешла в контрнаступление. Используя орудие инквизиции, она вела жестокую борьбу со всеми проявлениями свободомыслия. Выдающийся английский физик и социолог науки, профессор Кембриджского университета, автор фундаментальных работ о значении науки в жизни общества Дж. Бернал (1901-1971) отмечал: «Резко изменяется отношение католической церкви ко всему, в чем можно усмотреть хоть тень свободы мысли. Повсюду свирепствует инквизиция. А исправленная реформированная церковь оказывается такой же нетерпимой и беспощадной к инакомыслящим, как и старая, неисправленная. В эпоху процесса над Галилеем, почти тридцатилетнего заточения Кампанеллы, казни Бруно и Ванини, конфликт между философией и религией, между знанием и верой так остер, как никогда раньше. В Риме и в Париже, в Лондоне и в Женеве пылают костры: людей сжигают живьем за их веру или за их научные взгляды. В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии, рождается скептицизм» [4].

Скептицизм (франц. scepticisme от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия.

Ужасы религиозных войн, падение нравов, нарастающий фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим вошли в повседневную жизнь Европы. Основная идея «Левиафана» Т. Гоббса – «война против всех» выражает доминанту мироощущения этого столетия.

Религия и церковь в XVII в. продолжали играть ведущую роль в жизни европейских народов, однако все ощутимее становились импульсы светских элементов. Протестантская доктрина самостоятельного постижения Бога предполагала знакомство с книгами Священного Писания, что требовало определенного уровня грамотности населения. Поэтому в странах Северной Европы, где укоренилась протестантская церковь, в городах и сельской местности в большом количестве стали открываться школы. Все большую независимость от религии приобретает общественная мысль.

В ходе эволюции культуры эстетико-гносеологические вопросы, стоявшие в центре общественного внимания Ренессанса, уступают место этико-эстетической проблематике. Отражая изменения в социальной и духовной жизни европейского человека, культура XVII в. носит противоречивый характер. Старые религиозные истины перестают отвечать на растущие запросы большинства европейцев, а новая идеология еще не сформировалась. Отсюда берет свое начало активный поиск новых идей, отвечающих духу времени, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. В этот период происходит смещение акцентов интеллектуального общения: из клерикальных центров оно начинает перемещаться в пространство аристократических салонов и гостиных. Особую популярность приобретают литературно-философские салоны в Англии, Франции. В них собираются аристократы и буржуа, философы и писатели, художники и музыканты. Их встречи в гостиных способствовали не только общению, но и расширению горизонтов познания мира.

XVII столетие – время великих мыслителей и ученых, писателей и художников. Заложенные ими принципы научного исследования, художественного творчества, философского знания, политических учений найдут свое воплощение в широких культурных движениях, но уже в XVIII в. В XVII–XVIII вв. в центре внимания передовых людей своего времени находится человек, его возможности, предназначение, приобретенные и врожденные качества. Провозглашая свободу человека, мыслители приходят к пониманию, что судьба индивида определяется не только его желанием и активностью, она находится в прямой зависимости от природных и социальных условий существования.

Одной из основных новаций в духовной культуре XVII в. стало стремительное разворачивание научной революции. Отражением духа новой эпохи стал девиз: «Знание – сила», провозглашенный Ф. Бэконом. Научная революция проявила себя в механике, математике, естествознании. Творившие в XVII в. философы и ученые – Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704) в Англии, Р. Декарт (1596-1650), П. Гассенди (1592-1655) во Франции, Б. Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Г. Лейбниц (1646-1716) в Германии и др., пытались создать единую непротиворечивую модель мира.

Асмус Валентин Фердинандович – известный советский философ, специалист в области истории философии, теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Автор трудов: «Диалектика Канта». «Декарт», «Демокрит», «Немецкая эстетика XVIII века», «Проблема интуиции в философии и математике», «Платон» и др.

На протяжении XVII в. наука и философия находились в оживленном диалоге друг с другом. В отличие от эпохи Возрождения, когда философией занимались рафинированные аристократы, в Новое время большинство философов были учеными. В Новое время, как афористично заметил В.Ф. Асмус (1894-1975), философия хотела быть научной, а наука – философичной. Новоевропейские ученые отказались от средневекового универсального критерия знания, основанного на божественном откровении, и, опираясь на целый комплекс научных достижений, провозгласили:

§ научная истина есть результат соединения понятий разума с данными опыта;

§ единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эксперимент;

§ методом познания является опыт, индукция.

В результате уже в XVII в. возникает уникальный феномен культуры Нового времени – рационализм, утверждавший определенную роль разума не только в познании, но и деятельности людей. Ученые-мыслители понимали разум как прирожденную познавательную способность, присущую всем людям в равной мере. Разум, считали они, обладает единообразием: его законы и правила являются всеобщими и универсальными для всех людей и во все времена. Рационализм основывался на сложившемся представлении о том, что мироздание строится по определенным законам, доступным человеческому разуму. Соответственно, познавая законы природы, общественного устройства, можно создать государство, регулировать общественную мораль и свою собственную жизнь, исходя из разумных, рациональных оснований, соответствующих естественному порядку. На социальную, культурную, духовную сущность человека переносятся свойства и структуры материальных объектов, в том числе технических, машинных и даже биологических («человек человеку – волк»). Г. Лейбниц считал, что «процессы в теле человека и каждого живого существа являются такими же механическими, как и процессы в часах». И. Ньютон и егопоследователи выводили из новой картины мира идеи о «естественном» (природном) характере конституции, что должна ограничить власть монарха («ведь Солнце подчиняется закону гравитации»), либеральные концепции свобод, прав, разделения властей. Ученый и философ Томас Гоббс развил главный и поныне для буржуазного общества миф о человеке как эгоистическом и одиноком атоме, ведущим «войну всех против всех» – bellum omnium contra omnes.

Таким образом, по словам немецкого философа-экзистенциалиста, одного из крупнейших мыслителей ХХ в. М. Хайдеггера (1889-1976), в Новое время картина мира означает, по существу, не картину, изображающую мир, а мир, понимаемый как картину, что характеризует сущность этой эпохи. Она состоит в том, что принцип рационализма рассматривался учеными-философами в качестве универсального ключа, открывающего как тайны природы, так и тайны человеческой культуры.

 

Выдающиеся ученые XVII века, заложившие основы

рационализма в Новое время

 

 

       
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 

 

 



               
   
   
 
 
   
 
   
 
 

 

 


Гносеология(от греч. gnosis – знание)– теория познания.

 

Рационализм, как ценностная система гносеологических воззрений, начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Но он вышел за их пределы и нашел свое проявление в различных сферах культуры той эпохи:

а) в повседневной жизни здравый смысл возобладал над прежним догматизмом и мистицизмом;

б) в экономике выразился в точном расчете и планомерном стремлении к поставленной цели;

Утилитарный(от лат. utilitas – польза)–узкопрактический, прикладной.

в) в политике – в становлении гражданского общества и подчинении его утилитарным принципам.

Все это стало основой выработки нового буржуазного мировоззрения, создания целостных картин мироустройства. Важнейшей среди них были теории Естественного права и Общественного договора, у истоков которых стояли Т. Гоббс и Дж. Локк – великие английские мыслители своего времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: