Ведущие ценности буржуазной культуры XIX века

 
 



XIX век – эпоха торжества научно- технического прогресса, развития естественно-научного знания

XIX век стал историческим временем поистине революционных изменений в науке и технике, торжества научно-технического прогресса, распространения естественнонаучных знаний. Произошла промышленная революция и качественные технологические перевороты. Их было несколько:

Ø в начале столетия –создание паровых машин (Джеймс Уатт), изобретение паровоза и парохода открыло простор для перемен в текстильной промышленности, широкого развития железнодорожного транспорта, океанского пароходства;

Ø в середине века –ядром стало тяжелое машиностроение, появились первые электростанции, строились железные дороги, судоходные каналы;

Ø в конце периода – новая волна технической революции: ее сердцевиной стала энергетика, переход от пара и угля к электричеству и жидкому топливу, освоение способов массового производства и передачи на дальние расстояния электроэнергии, бурное развитие электротехники (этот этап технической революции иногда называют «электротехнической»). Появление автомобиля и аэроплана, развитие электроэнергетики, изобретение телеграфа, телефона и радио, механизация сельского хозяйства и угледобычи, а также сотни других изобретений [13] вели к стремительному подъему промышленного производства, росту производительных сил в странах Европы.

Именно с развитием производительных сил неразрывно связан сам культурный прогресс, с одной стороны, являясь его порождением, а с другой, – его важнейшей предпосылкой. Ведь главная производительная сила общества – это сами люди, участники общественного производства: рабочие, мастера, инженеры, управленцы, все трудящиеся массы. В ходе меняющегося производства обновляется и обогащается производственный опыт людей, их знания, умения, трудолюбие, активность и трудоспособность, а вместе с этим – общий уровень их культурного личностного развития. Разрабатывая и внедряя новые технологии определенного производства или конструкции машин, разгадывая тайны строения вещества или эволюции видов флоры и фауны, человек одновременно «возделывает», «разгадывает», возвышает себя. Именно тогда в XIX в. К. Маркс сформулировал важнейшее не только в экономическом, но и в социокультурном отношении положение: действительным богатством общества являются развитые производительные силы всех индивидов. А одна эпоха принципиально отличается от другой именно положением человека и всех трудящихся в системе производительных сил общества.

В духовной жизни населения развитых капиталистических стран XIX века резко возросла роль научных представлений о природе, обществе, самом человеке. Это стало возможным в результате развития научного знания, как естественных фундаментальных наук (физики, математики, химии, биологии, медицины), так и гуманитарных (философии, истории, психологии, литературоведения). Научные знания коренным образом меняли представления о строении материи, пространстве, времени, движении, о путях развития флоры и фауны, о месте человека в природе, о происхождении жизни на земле. Эти изменения не только подрывали почву под религиозными догмами, опровергая мифы о сотворении мира и человека, но и затрагивали ту механистическую картину мира, которая господствовала в сознании образованной части общества и соответствовала «ньютоновскому» этапу развития естествознания.

Огромное значение имели труды Ч.Р. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859); Ч. Лайеля (Лайелл) «Основы геологии» (1833); Р. Чеймберса «Следы естественной истории мироздания» (1844). В 1873 году физик Д.К. Максвелл изложил теорию электромагнитного поля, а в конце 1880-х годов Г.Р. Герц (Херц) получил электромагнитные волны в лабораторных условиях. В 1866 году настоятель монастыря в Моравии Г.И. Мендель вывел законы наследственности, чем положил начало новой науке – генетике. В 1895 г. ректор Вюрцбергского университета В.К. Рентген открыл существование «нового рода лучей» (он назвал их «Х–лучами»). В 1897 г. Д.Д. Томсон и другие ученые экспериментально доказали существование микрочастицы под названием «электрон». В 1900 г. физик М. Планк изложил гипотезу о прерывности излучения тепловой энергии, о существовании квантов – ее неделимых порций. Именно на основе квантовых представлений позже выдающемуся датскому физику Н.Х.Д. Бору (1885-1962) удалось создать такую модель атома, которая объясняла и превращение вещества, и само излучение. В 1897 г. голландец Я. Х. Вант – Гофф и француз Ж.А. Ле Бель выдвинули идею о различном пространственном расположении одинакового числа атомов в молекуле и соответственно различных свойств вещества, состоящих из молекул. Так начала развиваться стереохимия, большое значение приобрела электрохимия. В 1856 году английский химик-органик У.Г. Перкин (старший) синтезировал анилиновый краситель; затем была развернута целая индустрия по производству красителей. Стала формироваться биохимия, а химическая фармакология сделала химические исследования необходимым элементом медицины. С биологией тесно связано развитие медицины XIX в. Большой прогресс был достигнут в микробиологии. Французский химик Л. Пастер создал биохимическую теорию брожения, установив роль микроорганизмов в этом процессе. Так были заложены основы бактериологии, а затем – теории иммунитета.

Новые научные открытия не оставались втуне, а входили в жизнь, внедрялись в сознание, мышление и мироощущение людей, непосредственно к науке не причастных. Это внедрение шло различными путями. Традиционный путь – систематическое обучение в школах различных ступеней. В большинстве стран Европы принимаются меры по организации народного образования. В Англии, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Австро-Венгрии, США в разные годы принимаются законы о бесплатном и обязательном обучении. « Швейцарская конституция 1874 г. обязала кантоны создавать государственные бесплатные начальные школы и провозгласила обязательность посещения учебных заведений. В Бельгии принятый в 1877 г. закон учреждал государственную светскую начальную школу, бесплатную для детей из семей с низкими доходами. В Голландии аналогичный закон был издан в 1878 г. В Италии законом 1877 г. была учреждена светская школа, а в 1879 г. введено обязательное начальное обучение»[14]. Результат не замедлил сказаться. Так, если «в 1872 г. во Франции 43% населения не умело читать, в 1901 г. – 19 %, то в 1911 г. – всего 11 %, (причем, за счет лиц старших возрастов)»[15]. Уже в 1885 г. Ф. Энгельс писал: «Во Франции теперь лучшие в мире школы, настоящее обязательное обучение…» [16].

Филогенез(от греч. phylon – род, имя, вид и происхождение)–процесс формирования некоторой систематической группы организмов. Термины введены Э. Геккелем.
Онтогенез(от греч. ontos – рождение, происхождение) –процесс развития индивидуального организма (фазы: эмбрионогенез, созревание, взрослое состояние, старение).

В Европе был и другой, нетрадиционный для того времени, путь распространения знаний в народе: публичные лекции. Многие выдающиеся ученые, чей вклад в разработку коренных проблем естествознания обеспечивал уважение и доверие к лектору со стороны публики, читали публичные лекции. Так, в Германии выступали Юстус фон Либих – автор крупных открытий в области органической химии, Герман Гельмгольц – физик и физиолог, ученый широкого диапазона, известный своим вкладом в обоснование закона сохранения энергии, и многие другие. Большой резонанс имели лекции Эрнста Геккеля (1834-1919) – выдающегося биолога, последовательного дарвиниста, сформулировавшего биогенетический закон взаимозависимости онтогенеза и филогенеза. А в Англии с блестящими лекциями выступал друг и соратник Дарвина Томас Гексли (1825-1895) – ученый, интересовавшийся чуть ли не всеми отраслями естествознания. На его лекциях зал бывал битком набитым, на них невозможно было попасть многим людям.

Образование и просвещение занимают особое место в истории культуры XIX века. « Помимо самостоятельного значения как собственно духовной сферы общественного бытия, втягивающей в свою орбиту прямо или косвенно все классы и социальные группы, система образования оказывает существенное влияние на все стороны духовной жизни».[17]В том числе от нее зависит степень профессиональной подготовки работников всех без исключения сфер производства как материального, так и духовного: через систему образования происходит проникновение научных теорий и художественных ценностей в сознание масс. И чем просвещеннее, образованнее люди, тем больше элементов научного миропонимания входит в их сознание, тем культурнее они. XIX век доказал это в полной мере.

XIX век – эпоха небывалого расцвета европейской литературы, искусства, гуманитарного знания

XIX век стал историческим временем мирового триумфа европейской художественной и всей гуманитарной культуры: литературы, музыки, театра, изобразительного искусства, а вместе с ними таких наук, как фольклористика, искусствознание, литературоведение, психология, история, философия. Процессы культурного формообразования развивались столь бурно и насыщенно, что вызвали в этой сфере не менее революционные перемены, чем в технике и естествознании. В течение одного столетия сменяли и дополняли друг друга классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм, символизм. Европейская художественная культура властно и по праву заняла центральное, без преувеличения первенствующее место в мировой культуре. Обилие литературных талантов и великих произведений, созданных ими, просто поражает воображение. Англия дала миру Д.Н.Г. Байрона, В. Скотта, Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Д. Голсуорси, Д.Б. Шоу; Германия – И.В. Гёте, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофмана; Франция – П.Ж. Беранже, О. де Бальзака, В.М. Гюго, А.М.Б. Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Г. де Мопассана, А. Франса, Э. Золя; США – М. Твена, Д. Лондона, Т. Драйзера, О¢ Генри, Ф. Норриса. Подлинный взлет переживает в конце XIX - начале ХХ века литература скандинавских стран, давшая миру творчество писателей мирового значения: Г. Ибсена, А.Ю. Стриндберга, М. Андерсен-Нексе. Та же картина в Бельгии, Венгрии, Румынии и других странах Европы.

Музыкальное искусство континента не менее велико в своих творческих достижениях и завоеваниях человеческого гения. Современная мировая культура продолжает жить и развиваться благодаря великим именам композиторов: Р. Вагнера, К.М. фон Вебера, О. Николаи, Р. Шумана (Германия); Г.Л. Берлиоза, А. Адана, Ж. Бизе (Франция), Д. Верди, Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Д. Пуччини (Италия); Ф. Листа (Венгрия), Ф. Шопена (Польша) [18].

XIX век – время создания крупных национальных государств, которые, по оценке Ф. Энгельса, являются единственным типом государственного устройства, нормальным для правящей европейской буржуазии. Буржуазия, как правящий класс, руководит их созданием и укрепляет свое господство на нескольких направлениях:

Ø в экономике (промышленности, финансах, создании монополий);

Ø в политике (парламенте, идеологических структурах, политических партиях);

Ø в идеологии (науке, образовании, культуре).

Промышленная буржуазия в течение всего XIX столетия была преобладающей, ведущей частью буржуазного класса, а в последней четверти столетия стал формироваться финансовый капитал, который окончательно сложился и укрепил свое господство в передовых капиталистических странах уже в начале ХХ века. Произошел переход от старого капитализма к «новому» – монополистическому или империализму. В его недрах сформировался пролетариат – рабочий класс со своими особыми, вполне осознанными экономическими и политическими целями, главная из которых – освобождение от эксплуатации. Борьба буржуазии и пролетариата – важнейшая и характернейшая особенность XIX столетия, но прежде всего конца этого периода.

Существует теснейшая связь между этими социально-экономическими, идейно-политическими условиями и развитием интеллектуальной гуманитарной мысли в европейских странах, в особенности исторических и философско-социологических знаний, которые должны были дать ответ на вызовы эпохи. Но эти ответы были разными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: