Основные направления в западной философской

Мысли XIX века

 
 



       
   
 
 
 
 
 
 

         
 
 
   
 

 

Кризис буржуазной культуры на рубеже XIX-XX веков
Империализм(от лат. imperium – власть, государство) – высшая, монополистическая стадия в развитии капитализма, когда сложилось господство монополий и финансового капитала.

Рубеж XIX – XX веков – особый период в развитии европейского общества и его культуры. Европейские ведущие государства перешли в стадию империализма, а культура вступила в полосу кризиса. Его характерным проявлением стал декаданс. Декаданс – общее собирательное понятие различных и одновременно сложных, противоречивых явлений в культуре буржуазного общества данного времени. Оптимистическое мироощущение индивидов молодого, энергичного, развивающегося капитализма сменилось к рубежу веков настроениями пессимизма. Это:

· неверие в «разумность» истории и страх перед будущим;

· крушение былых гуманистических идеалов;

· рост иррационализма, мифологии, мистики;

· неприятие окружающей действительности и подчеркнутая асоциальность;

· эстетизация индивидуализма и рост эгоизма и эгоцентризма;

· аморализм культа красоты как высшей ценности;

· настроения упадничества, безнадежности, звучание мотивов небытия и смерти.

Декаданс(от лат. decadentia, франц. decadence – упадок) –понятие вошло в употребление в 80-е годы XIX в. Тогда же появились журналы под названием «Декадент» и «Декаданс ».
Кризис (от греч. krisis – решение, переломный момент) культурный –острые, разрушительные процессы, происходящие «внутри» самой буржуазной культуры, коренные изменения в ее мировоззренческих, ценностно-ориентацион-ных, нравственно-смыс-ловых основах.

Настроения пессимизма, тревожности проявляются не только в массовом сознании, они доминируют в философии (в работах выдающихся немецких философов А. Шопенгауэра, 1788-1860; Ф. Ницше, 1844-1900; О. Шпенглера, 1880-1936); литературно-художественном творчестве, живописи, театральном искусстве (в произведениях французского поэта С. Малларме, 1842-1898 – «верховного жреца» символизма; бельгийского поэта М. Метерлинка, 1862-1949; германского поэта С. Георге, 1868-1933, и многих других). Вся наша европейская культура уже давно движется в мучительном направлении, которое год от года растет, как бы стремясь к катастрофе», – делают вывод многие европейские мыслители. Ф. Ницше об этом пишет в самых ярких гротескных образах. «Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек, – говорит философ устами Заратустры. – … Приближается время самого презренного человека… Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха…»[19]. Этот образ «презренного» человека присутствует в творчестве художников, писателей, поэтов, режиссеров, актеров. Художник-символист Одилон Редон (1840-1916), друг Малларме, в 80-е годы XIX века создал ряд полотен, в том числе рисунок под названием «Паук». Гигантский паук с жутким человеческим лицом, выражающим тупую жестокость, движется на зрителя, которому нетрудно вообразить себя жертвой этого чудовища. Щупальцы паука движутся так решительно и агрессивно, что возникает ощущение трагедии, гибели всего, что окажется на пути. Морис Метерлинк в 1890 г. написал пьесу «Слепые», в которой слепота предстает обобщающим символом – во всей своей безнадежности. Но эта «Слепота» не человека, а человечества, это Рок, направляющий жизнь к трагической развязке…

Откуда это трагическое мироощущение в культуре рубежа XIX–XX веков, в чем корень ее кризисного состояния? Они – в развитии самого буржуазного общества, в нарастании серьезных противоречий во всех областях общественной жизни:

Ø это время вызревания мощных финансово-олигархических монополий, которые делят мир на сферы влияния и ведут борьбу между собой;

Ø это время захватнических войн и создания колониальных империй, враждующих друг с другом;

Ø это время, когда в недрах буржуазного общества все сильнее заявляют о себе социальные язвы: безработица, нищета, преступность, социальное расслоение;

Ø это время, когда мощно заявляет о себе рабочее движение, а пролетариат, как антипод буржуазии, организуется в самостоятельные партии и начинает массовые выступления в 1880 – 1890-е годы, но особенно в начале ХХ столетия;

Ø это время широкого поворота демократически настроенной интеллигенции к пролетарским слоям общества, к социалистическим идеям. Эти идеи на рубеже веков зазвучали особенно сильно, в масштабах общенациональной общественной жизни, они были альтернативой всем нерешенным мировым проблемам.

«Капитал» –главный труд К. Маркса, в котором немецкий ученый исследовал капиталистический способ производства, сформулировал экономический закон движения буржуазного общества и экономически обосновал необходимость коммунистического преобразования всего общественного устройства. Созданию своего экономического учения К. Маркс посвятил 40 лет жизни. В окончательном виде «Капитал» состоит из четырех томов. Это произведение принадлежит к числу наиболее выдающихся феноменов западноевропейской и всей мировой интеллектуальной культуры.

Об этих острых проблемах буржуазного общества писали многие ученые Запада. Подробный анализ капитализма дан немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом в ряде их произведений, но прежде в «Капитале» Маркса, где раскрыт экономический закон движения капиталистического общества. Маркс показал, что капитал есть стоимость, производящая посредством присвоения неоплаченного чужого труда прибавочную стоимость. Погоня за прибавочной стоимостью определяет все движение капиталистического способа производства, в том числе расширение производства, развитие техники, усиление эксплуатации рабочих, обострение конкуренции между капиталистами и др. С развитием капитализма, считал Маркс, производство все больше приобретает общественный характер. Но, имея общественный характер труда, капиталистическое производство сохраняет частнокапиталистическую форму присвоения. В этом, делал вывод немецкий ученый, и состоит основное противоречие капитализма. Оно, по его мнению, проявляется и в ряде других противоречий:

§ между трудом и капиталом;

§ между высокой организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства во всем обществе;

§ между тенденцией к безграничному расширению производства и ограниченностью платежноспособного спроса;

§ между богатством верхов и бедностью низов и т.д.

Основное противоречие проявляется в периодически повторяющихся кризисах перепроизводства. Все это в конечном счете ведет к обострению классовой борьбы между рабочим классом и буржуазией.

Указанные противоречия отразились, и очень сильно, на всей сфере духовной культуры, на литературе, искусстве, философии и т.д. Среди буржуазной интеллигенции развитых капиталистических стран воцарилось настроение тревоги, неуверенности, предчувствия разрушительных катаклизмов. Прогресс подвергался сомнению, будущее казалось туманным и угрожающим. Начало ХХ века ознаменуется Первой мировой войной, а культура – книгой немецкого философа, представителя философии жизни Освальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы»… Ученый придет к выводу, что культура, умирая, перерождается в цивилизацию. А переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества – к бесплодию, от становления – к окостенению, от героических «деяний» – к механической «работе»… ХХ век на практике проверит этот «диагноз» авторитетного мыслителя.

Литература

Барг М.А. и др. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. М., 1990.

Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород, 2000.

Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб., 1998.

Вебер М. История хозяйства. М., 1923.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1928.

Всемирная история. Начало колониальных империй. М., 2000.

Гордон Л.В. Цивилизация Нового времени между мировой культурой и культурным ареалом. М., 1998.

Девятова М.Э. Формирование буржуазных отношений и становление гражданского общества в Европе. СПб., 1997.

Европейский либерализм в Новое время. М., 1995.

Европейское искусство XIX-XX вв. М., 1998.

Европейское просвещение и французская революция XVIII века. М., 1988.

Зарождение капитализма. М., 1995.

Каган М.С. Введение в историю мировых культур. Книга вторая. СПб., 2003.

Кара – Мурза С.Г. Европоцентризм: эдипов комплекс интеллигенции. М., 2002.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870- 1917). М., 1987.

Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени 1500- 1789. М., 2006.

Маркс К. Капитал. Процесс производства капитала. Т. 1. М., 2001

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Избранные произведения. Кн. 1. М., 1990.

Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Век капитала. 1848-1875. Век империи. 1875 – 1914. В 3-х книгах. Ростов н/Д., 1999.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч. Т.1. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки по морфологии мировой истории. М., 1993.

Шумпетер М. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.


[1] Маркс К. Нищета философии // К. Маркс и Ф. Энгельс Ф. Соч. Т. 4. М., 1955. С. 168.

[2] Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. С. 153.

[3] Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.7. М., 1956. С. 361.

[4] Цит. по: Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга 2. СПб., 2003. С. 108.

[5] Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870 – 1917). М., 1987. С. 70.

 

[6] Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002. С. 49.

[7] Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? // Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1979. С. 519.

[8] Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма // Избранные философские произведения. Т. II. М., 1956. С. 53.

[9] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.20. М., 1961. С. 16.

[10] Энгельс Ф. Роль насилия в истории //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.. Т.21. М., 1961. С. 424.

[11] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 258.

[12] Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. М., 1955. С. 428.

[13] По данным П.А. Сорокина в XIX веке было сделано открытий и изобретений 8527.

[14] Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870 – 1917). М., 1987. С. 122.

[15] Там же. С. 122.

[16] Энгельс Ф. Письма Ф. Энгельса к разным лицам. Августу Бебелю, 28 октября 1885 // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 36. М., 1964. С. 320.

[17] Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917). М., 1987. С. 115.

[18] В XIX в. происходит не менее значительный взлет русской духовной культуры во всех ее многообразных проявлениях. Об этом будет рассказано в другом разделе учебника.

 

[19] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1990. С. 11.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: