Цель модуля:
Социальная адаптация, социализация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями через инклюзивное спортивное образование при занятиях парусным спортом.
Задачи модуля:
Образовательные:
· Обучение технике управления парусной яхтой.
· Изучение правил обращения и техники безопасности при работе с материальной частью яхт, правил тренировочной и соревновательной деятельности.
Воспитательные:
· Воспитание психологической устойчивости, мотивации к достижению цели.
· Приобретение навыков командного взаимодействия с напарником.
· Воспитание культуры поведения, в том, числе в яхт-клубах и яхтенных портах. Изучение морских традиций.
Развивающие:
· Развитие координации движений, мелкой и крупной моторики, кинестетической и зрительной памяти, тактильных ощущений, произвольного внимания и скоростно-силовых качеств.
· Привитие навыков действия по строгим правилам.
Адресат программной деятельности: дети и подростки 11- 30 лет, имеющие разную степень отставания в интеллектуальном развитии, учащиеся специальных коррекционных школ, общественных организаций инвалидов, занимающихся адаптивным яхтингом.
|
|
Модуль включает в себя три взаимосвязанных блока.
I. Образовательный, спортивно-технической направленности.
II. Психолого-педагогического сопровождения и коррекции.
III. Социальной адаптации.
Модуль строиться на основе следующих общепедагогических принципов.
1. Комплексность- взаимодействие трех блоков программы.
2. Преемственность – согласованное взаимодействие педагогов разного профиля, направленное на расширение общих целей и задач.
3. Гуманистической направленности воспитания, предполагающий отношение к подростку как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
4. Природосообразности воспитания - идея программы основывается на понимание взаимосвязи естественных и социальных процессов, законов природы и человека, и понимание того, как данные процессы влияют на здоровье человека.
5. Толерантность – формирование у участников программы взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи, терпимости, уважительного, доброжелательного отношения друг к другу.
6. Коллективной организации жизнедеятельности.
Отличительные особенности модуля:
1. Использование сложного спортивно-технического оборудования.
2. Совместные тренировки, проживание атлетов (спортсменов с особенностями развития) и партнеров (здоровых спортсменов) одной возрастной группы, что способствует толерантному отношению подростков друг к другу.
3. Использование совокупности комплекса природных факторов (солнца, вода, ветер, соленость, изменение температуры) для психотерапевтического воздействия на атлета.
|
|
4. Ориентация на участие в международных соревнованиях, как результат образовательной деятельности.
5. Ежедневное взаимодействие с тренером, педагогами, партнерами (здоровыми спортсменами). Использование общения и совместного проживания как мощного инструмента социализации.
6. Введение твердого графика учебно-тренировочного процесса для воспитания самоконтроля, самообслуживания и, в конечном счете, самопознания.
Учебно-тренировочный процесс организации:
Учебно-тренировочной процесс организационно разбит на два этапа:
Ø Навигация (работа на воде) весна, лето, осень (май-октябрь)
Ø Межсезонье (ноябрь-апрель) работа в спортивном зале и на открытом воздухе.
В зависимости от этапа атлету предлагается различный тренировочной режим.
В межсезонье у атлета ежедневно 2 тренировки: утренняя и вечерняя, продолжительностью 2 академических часа.
Формы работы: теоретические занятия, разминка, работа на тренажерах-симуляторах, специальные имитационные упражнения, работа с бегучим такелажем, эстафеты по завязыванию морских узлов и креплению парусов, спортивные игры, упражнения на парное взаимодействие атлета и партера.
Ø В навигацию:
· Одна тренировка в день 4-х часовая.
· Формы работы: разминка, работа в акватории яхтенного порта, вооружение яхты, упражнения по снятию статических нагрузок при управлении яхтой.
Каждый этап учебно-тренировочного процесса имеет свою форму итогового контроля:
Ø Мониторинг усвоения теоретических знаний
Ø Тесты
Ø Сдача нормативов по общей и Специальной физической подготовке
Ø Прохождение контрольных дистанций (Олимпийский треугольник) на воде
Кроме того, непрерывно производится мониторинг физического и психологического состояния атлетов группой специалистов службой сопровождения.
Формой подведения итогов, является участие яхтенных экипажей атлетов-партнеров в Международных соревнованиях, включая Специальные Олимпийские Игры.
Ожидаемый результат:
1. Уверенное освоение техники управления парусной яхтой (швертботом) в прибрежной зоне при слабом и сильном ветрах.
2. Освоение правил обращения и ТБ при работе с материальной частью яхт, правил тренировочной и соревновательной деятельности.
3. Достижение среднего уровня психологической устойчивости и мотивации к достижению спортивных результатов.
4.Умение работать в парном яхтенном экипаже и в команде.
5. Приобретение навыков культурного поведения в морском обществе, в том числе яхт-клубах и портах.
6. Получение навыков действия по строгим правилам.
7. Достижение высокого уровня в развитии координации движений, мелкой и крупной моторики, гибкости, скоростно-силовых качеств и тактильных ощущений, среднего уровня кинеститической и зрительной памяти, а так же произвольного внимания.
Модуль «Олимпийские паруса» в полном объёме представлен в Приложении 4.
Разработанная авторским коллективом под руководством старшего тренера отделения парусного спорта СДЮСШОР ГБОУ «Балтийский берег» Куликовым В. С. программа соответствует типовым требованиям Министерства Образования и Науки Российской Федерации и предъявляемым к дополнительным образовательным программам.
Программа содержит актуальность, новизну, педагогическую целесообразность, цели и задачи, ожидаемые результаты, материально-техническое, методическое кадровое обеспечение.
Структура программы включает в себя 3 взаимосвязанных блока: 1. Образовательный, спортивно-технической направленности; 2. Социализации и социальной адаптации, включающий в себя освоение новых знаний, умений и навыков самостоятельной жизнедеятельности и освоение специальных знаний, навыков общения в яхт-клубах, во время спортивных соревнований; 3. Блок психолого-педагогического сопровождения.