Профессиограмма педагога-психолога

1.Название должности: педагог-психолог

2.Организация: школа, колледж

3 Квалификационные требования: На должность педагога-психолога назначается

специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со

специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы.

Знания, необходимые педагогу-психологу:

- Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка,

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.

- Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики,

психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.

- Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и

психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения,

современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и

коррекции нормального и аномального развития ребенка.

Умения, необходимые педагогу-психологу:

- Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и

ближайшую зоны развития).

- Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и

оценивать ход и результаты данных программ.

- Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические

задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и

психологической безопасности участников взаимодействия.

- Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития

дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение

организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми

и сверстниками и т.д.).

- Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях

содействия психическому развитию детей.

- Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека

4.Функциональные обязанности:

Основными задачами психологической службы в является создание комфортных условий

для естественного развития детей, укрепление психологического здоровья детей и

сотрудников, развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-змоционального

мира.

1.Проводит работу в ДОУ, направленную на обеспечение психологического здоровья и

развития личности детей.

2.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции,

консультирования, оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении

личных, профессиональных и других конкретных проблем.

3.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в

школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа

образовательной программы.

4.Совместно с воспитателем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом

индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.

5.Своевременно выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью

определения их в учреждения по назначению.

6.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников.

7.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет

психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе.

8.Ведет работу по преемственным связям со школой, работает в тесном контакте со

школьным психологом.

9.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.

10.Соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике

безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные

соответствующими правилами и инструкциями.

11.Соблюдает правила внутреннего распорядка.

12.Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.

13 Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.

5 Критерии успешности:

- успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков, в

соответствии с возрастом;

- своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей;

- открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные;

- общий психологический комфорт в коллективе;

- составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные

данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.

6 Условия работы:

Психолог-педагог в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими

неблагоприятными фактами:

6.1 санитарно-гигиенические

6.1.1. контакт со специфическими детскими заболеваниями

6.1.2 работа в группах и на улице во время прогулок

6.2 психофизиологические

6.2.1 высокая вовлеченность и сосредоточенность

6.2.2 физическая нагрузка

6.2.3 высокая эмоциональная нагрузка

6.3 социально-психологические

6.3.1 ответственность за жизнь и здоровье детей

6.3.2 профессиональное выгорание

тип коммуникации

Педагогическая и психологическая

уровень руководства

Пихолог-педагог является специалистом, и подчиняется администрации, прямого

руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через

консультации.

 

Профессиограмма социального педагога включает следующие структурные блоки:

1. Содержание труда: социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении.

2. Профессионально важные качества (ПВК): коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость.

3. Описание профессии: деятельность социального педагога ориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.

Главная сфера деятельности социального педагога – социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением.

Цель деятельности социального педагога – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства. Правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и ее микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструментарий индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования. 1

Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать любой образованный человек, и своеобразных, необходимых специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.

Основу психологической модели профессионализма составляют общие характеристики цивилизованной личности, отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По мнению А. М. Столяренко, они составляют первый блок характеристик модели. Второй блок представляют профессиональные характеристики. 2

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:

− профессиональную направленность;

− морально-психологическую подготовленность;

− профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность – одно из основных свойств личности профессионала. Она является особенностью системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Ее характеризует: положительное отношение к профессии, одобрение ее целей, задач, испытываемая потребность посвятить себя их достижению и решению; оценка ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, взвешенное отношение к ее трудностям; возможности самореализации и самоутверждения.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Профессия социального педагога, наряду с профессиями учителя, врача, юриста, социального работника и др., особенно тесно связана с моралью. Цель не может оправдывать применение таких средств, как обман, запугивание, грубость, черствость и равнодушие.

Морально-психологическая подготовленность социального педагога включает в себя:

− моральные знания и убеждения;

− навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе и вне ее (для профессий

социального педагога, специалиста по социальной работе и др. это имеет профессиональное значение);

− морально-психологические установки и ценностные ориентации, которые выражают степень внутреннего принятия моральных и этических норм, освоения стиля общения и поведения.

Особое значение наличию морально-психологических ценностей у педагогов придавал В. А. Сухомлинский. Он считал, что идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках.

К профессионально важным морально-психологическим качествам социального педагога можно отнести трудолюбие, справедливость, добросовестность, ответственность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, демократичность, здравое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала тоже имеет структуру. Важное место в ней занимает профессиональное мастерство. А. С. Макаренко, отвергая утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. 1

Педагогическое мастерство, основанное на умении и квалификации, по его мнению – это знание воспитательного процесса, умение его построить и привести в движение. По мнению А. М. Столяренко, профессиональное мастерство – это профессиональная обученность, представленная совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, имеющихся у специалиста.

Психограмма социального педагога

1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.

Особенности восприятия:

Сочетание синтетического и аналитического типа.

Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).

Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).

Развитая наблюдательность.

2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации.

Темп деятельности выбирается самим социальным педагогом в зависимости от его психологических особенностей.

3. Основной установкой для деятельности социального педагога должна быть ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.

4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.

5. Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.

При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.

6. В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности - ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.

Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и т ворческим.

7. Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны:

· недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);

· сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);

· отрицательной мотивацией;

· стрессом (эмоциональным и информационным);

· патологическим процессом.

При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.

8. Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».

9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

· взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

· слушать и слышать;

· войти в ситуацию общения и установить контакт;

· выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;

· создавать и развивать позитивные отношения;

· строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

· правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

· объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).

 

Психограмм психолога

Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:

1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Личность психолога, его профессиональные качества

Психология и психолог пришли в детский дом, чтобы сделать его более гуманным, способствующим личностному росту каждого ребенка, педагога, сотрудника и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога?

Это незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

Психограмма профессии (психолог)

Личностные особенности, профессиональные умения психолога
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних  

 

Понятие "самоопределение"

вполне соотносится с такими понятиями, как "самоактуализация", "самореализация", "самоосуществление", "самотрансценденция". Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно - с нахождением смысла в своей работе.Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение).При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимо­проникают. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби, на­пример при сочинении стихов, достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной профессионал, да и окружающие гово­рят о таком человеке как о «настоящем поэте».

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

Для профессионального самоопределения характерны: 1) боль­шая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соот­ветствующие организации, оборудование и т.п.).

Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный чело­век; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания дан­ной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отме­чалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного доку­мента является... Личностью»); 2) не «благоприятные» в обыва­тельском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоя­тельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром герои по­являются преимущественно именно в трудные, переходные об­щественно-исторические периоды. Правда, в «благополучные» эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто «наслаждаться жизнью», как это делают большинство обывателей. Такое самоопределение в «благополучные» эпохи, полные «со­блазнов» и пошлости, может быть даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть личностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: