Основные характеристики кризиса профессионального самоопределения

Суть кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются психологом и клиентом, тем в большей степени они становятся управляемыми. Естественно, могут быть ситуации, когда осознание слишком сложной и трудноразрешимой проблемы может еще больше усугубить кризис клиента, и тогда профконсультант должен сориентироваться в данной проблеме сам, выдавая клиенту лишь готовую рекомендацию или решение. Но как уже отмечалось, в этом случае клиент не может рассматриваться как полноценный (со сформированной внутренней активностью) субъект самоопределения.

Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:

· противоречие между половым, общеорганическим и социальным развитием человека (по Л. С. Выготскому);

· противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б. Г. Ананьеву);

· противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л. И. Божович, А. Н. Леонтьеву);

· проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи);

· кризисы идентичности (по Э. Эриксону);

· кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между «реальным Я» и «идеальным Я» (по К. Роджерсу);

· кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б. Д. Эльконину);

· кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е. А. Климову) и др.

 

 

Деловая игра «Мой выбор»

Цель: оказание действенной помощи учащимся 9-х классов в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:

1. Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;

2. Активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;

3. Учить учащихся грамотно составлять деловые документы различного вида.

4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: (плакаты, рисунки, пословицы, мини-сочинения учащихся, компьютер + проектор)

 

Ход игры

 

1. Приветствие.

2. Знакомство с темой. Установка цели.

3. Основная часть - проведение самой игры.

4. Подведение итогов.

 

«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии».

(Н. Чернышевский)

 

Ведущий: Сегодня у нас необычная встреча - деловая игра. Любой деловой предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Сейчас перед вами стоит задача – выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша игра. Вы познакомитесь глубже с некоторыми профессиями, выявите самые перспективные из них.

 

(Класс делится на 4 группы по интересам, каждая группа придумывает название)

1 конкурс. У каждой группы список названий разных профессий.

Каждой команде необходимо назвать профессии по:

  • степени сложности, от самой легкой к самой трудной (обьяснить почему)
  • выбрать одну наиболее востребованную профессию, является ли она высокооплачиваемой, перспективной, престижной (почему).
  • степени оплаты (от более высокой к низкооплачиваемой)
  • дайте краткую характеристику каждой профессии

 

Конкурс. «Резюме»

Резюме – это своеобразная визитная карточка, предоставляемая работодателю при устройстве на предприятие. Текст резюме отражает биографические сведения, образование, опыт работы. Содержит дополнительную информацию. В заключение в резюме указываются пожелания относительно нового места работы.

Вы пришли устраиваться на работу. Представьте себя так,чтобы работодателю захотелось принять на работу именно вас (от каждой команды по одному человеку).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: