Суть кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются психологом и клиентом, тем в большей степени они становятся управляемыми. Естественно, могут быть ситуации, когда осознание слишком сложной и трудноразрешимой проблемы может еще больше усугубить кризис клиента, и тогда профконсультант должен сориентироваться в данной проблеме сам, выдавая клиенту лишь готовую рекомендацию или решение. Но как уже отмечалось, в этом случае клиент не может рассматриваться как полноценный (со сформированной внутренней активностью) субъект самоопределения.
Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:
· противоречие между половым, общеорганическим и социальным развитием человека (по Л. С. Выготскому);
|
|
· противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б. Г. Ананьеву);
· противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л. И. Божович, А. Н. Леонтьеву);
· проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи);
· кризисы идентичности (по Э. Эриксону);
· кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между «реальным Я» и «идеальным Я» (по К. Роджерсу);
· кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б. Д. Эльконину);
· кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е. А. Климову) и др.
Деловая игра «Мой выбор»
Цель: оказание действенной помощи учащимся 9-х классов в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
1. Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
2. Активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
3. Учить учащихся грамотно составлять деловые документы различного вида.
4. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: (плакаты, рисунки, пословицы, мини-сочинения учащихся, компьютер + проектор)
Ход игры
1. Приветствие.
2. Знакомство с темой. Установка цели.
3. Основная часть - проведение самой игры.
4. Подведение итогов.
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии».
(Н. Чернышевский)
|
|
Ведущий: Сегодня у нас необычная встреча - деловая игра. Любой деловой предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Сейчас перед вами стоит задача – выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша игра. Вы познакомитесь глубже с некоторыми профессиями, выявите самые перспективные из них.
(Класс делится на 4 группы по интересам, каждая группа придумывает название)
1 конкурс. У каждой группы список названий разных профессий.
Каждой команде необходимо назвать профессии по:
- степени сложности, от самой легкой к самой трудной (обьяснить почему)
- выбрать одну наиболее востребованную профессию, является ли она высокооплачиваемой, перспективной, престижной (почему).
- степени оплаты (от более высокой к низкооплачиваемой)
- дайте краткую характеристику каждой профессии
Конкурс. «Резюме»
Резюме – это своеобразная визитная карточка, предоставляемая работодателю при устройстве на предприятие. Текст резюме отражает биографические сведения, образование, опыт работы. Содержит дополнительную информацию. В заключение в резюме указываются пожелания относительно нового места работы.
Вы пришли устраиваться на работу. Представьте себя так,чтобы работодателю захотелось принять на работу именно вас (от каждой команды по одному человеку).