Ф.И.О. отца. Возраст отца

- Образование матери _______________, отца _______________________

- Профессия матери _________________, отца _______________________

- Вредные привычки матери __________________ отца _______________

- Хронические заболевания матери (пиелонефрит, ревматизм, тонзиллит,

артериальная гипертония, гипотония, эндокринопатия, прочие)

_______________________________________________________________

- Генитальная патология матери ___________________________________

- Профессиональные вредности матери _____________________________

- Акушерский анамнез: порядковый номер беременности ______________

- патология предшествующих беременностей и родов _________________

- мертворождение – да, нет (подчеркнуть)

- смерти детей в период новорожденности (диагноз) __________________

- число абортов или выкидышей до последней беременности __________

- Патология настоящей беременности: гестоз 1 половины беременности _ да, нет

- Острые заболевания в первый триместр (ОРВИ, ангина, ОКИ и др.)

- Питание беременной:

пристрастие к некоторым продуктам питания ______________________

переносимость различных продуктов питания ______________________

употребление в пищу облигатных аллергенов ______________________

- Режим дня и отдыха беременной ___________________________________

- Жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи:

бюджет семьи: зарплата отца _______________ матери ________________

квартира: площадь ________ кв.м, светлая, тёмная, сырая, сухая (подчеркнуть), санитарное состояние ________________________________

Проживает человек ______________ из них детей ____________________

Больные туберкулёзом, сифилисом в семье, в квартире – есть, нет

 

Заключение: риск для плода имеется, не имеется (подчеркнуть).

Наследственность отягощена, имеется склонность к

____________________________________________

Рекомендовано ____________________________________________

Участковый педиатр ____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

2-Й ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ Приложение №2

 

Дата ________________________ Срок беременности _________________

Ф.И.О матери ___________________________________________________

- Течение настоящей беременности: гестоз 1 половины, 2 половины, нефропатия, угроза прерывания (подчеркнуть)

- Острые болезни матери во время беременности (ОРВИ, грипп, травмы физические, психические) (подчеркнуть),

проводивщееся лечение: ________________________________________

 

- Обострение хронических заболеваний _____________________________

(указать в какой срок беременности)

 

- Питание беременной, приём аллергизирующих продуктов _____________

 

- В весе прибавила до 8 кг, свыше 8 кг (подчеркнуть)

 

- Состояние грудных желез, сосков __________________________________

 

- Подготовка грудных желез к лактации: проводилась, не проводилась

(подчеркнуть)

- приём витамина «Д» в дозе ______________ МЕ, УФО № _____________

 

- Психопрофилактика гипогалактии _________________________________

 

- Посещение школы матерей – да, нет (подчеркнуть)

 

 

Заключение: плод относится к группе внимания, высокого риска

(подчеркнуть)

 

Направленность риска ____________________________________________

 

Рекомендации ___________________________________________________

 

 

Участковый педиатр ______________________________________

Ф.и.о.

Комплексная оценка состояния здоровья детей.

Основой профилактической работы врача-педиатра является комплексная оценка состояния здоровья ребенка с использованием шести основных критериев.

Первый критерий, обусловливающий здоровье – выявление отклонений в онтогенезе (биологический, генеалогический и социальный анамнезы). Этот критерий обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, второго, третьего года жизни, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве, определять группы риска.

Второй критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности.

Третий критерий – уровень нервно-психического развития.

Четвертый критерий – уровень резистентности организма.

Пятый критерий – уровень функционального состояния организма.

Шестой критерий – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр делает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья (I, II, III IV, V).

Первая группа – здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения, или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции.

Вторая группа – также здоровые дети, но с неблагоприятным генеалогическим анамнезом – II А группа; II В группа: дети с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, с отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и др.

Третья, четвертая, пятая группы – больные дети с хронической патологией, порками развития в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации. Схема распределения детей раннего и дошкольного возраста по группам здоровья представлена в приложении № 1.

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может изменяться в зависимости от динамики состояния здоровья.

Часто болеющие дети, а также перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции берутся на диспансерный учет по форме № 030\у.

Оценка генеалогического и социального анамнезов проводилась на предыдущем занятии.

Оценка биологического анамнеза (БА) включает в себя сведения об особенностях течения раннего онтогенеза: антенатального периода (АНП), интранатального (ИНП), раннего неонатального (РНП), позднего неонатального (ПНП) и постнатального периода (ПП).

БА собирается при любом первом осмотре ребенка педиатром или другим специалистом; чаще это происходит при дородовых патронажах или при первичном патронаже к новорожденному и тогда включает сведения АНП, ИНП, РНП.

БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза. БА – неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

Оценка физического развития (второй критерий здоровья).

В практике для оценки физического развития (ФР) используются два способа – параметрический (сигмальный) и непараметрический (центильный).

Для оценки ФР ребенка на профилактическом осмотре принято использовать таблицы центильного типа (центиль – сотая часть вариационной шкалы). Центильные таблицы в отличие от сигмальных, не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обращении, что значительно экономит время врача. Центильная шкала представлена 6 (или 7) колонками цифр, отражающих значения признака. Пространство между цифрами отражает диапазон величин признака. Коридоров всего 7 (8).

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, окружность грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 – на «низкий», от 10 до 25 центиля – на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимаются за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиля указывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 – на «высокий», и от 97 центиля – на «очень высокий».

Наибольшими отклонениями в ФР следует считать следующие варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля), высокая масса тела (область от 97 центиля) при любой длине тела.

Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами. В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года в этих случаях употребляется термин субнанизм.

В первом полугодии жизни гипостатура может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором – при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состояние следует отличать от конституциональной низкорослости, где отсутствуют нарушения трофики, отставание в НПР, нарушение толерантности к пище.

В случае результатов измерений окружности головы в области 1, 2,7 (8) следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией. Для удобства оценки ФР можно использовать вспомогательную таблицу скриниг-диагностики отклонений в ФР (приложение № 2).

Здоровых детей (т. е. без ожирения и гипотрофии) можно отнести к одному из трех соматотипов: микросоматическому, мезосоматическому или макросоматическому. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов (номеров) до 10 – ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (ФР среднее), при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому (ФР выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же показателей центильной таблицы. В случае, если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, то можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность превышает 2 – развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если превышает 3 – резко дисгармоничным.

Варианты оценки физического развития.

1. Нормальное ФР (при значениях массы тела, окружности груди в пределах от 25 до 75 центиля, при любых вариантах длины, кроме низкого роста).

2. Дефицит массы тела I степени (при значениях от 3 до 10 центиля) или II степени (до 3 центиля при любых вариантах длины).

3. Избыток массы тела I степени (при значениях до 90 центиля) или II степени (от 90 до 97 центиля при любых вариантах длины).

При дефиците массы тела более 10% выставляется диагноз «гипотрофия» при избытке массы более 30% - ожирение.

Оценка уровня нервно-психического развития (третий критерий здоровья)

Контроль за нервно-психическим развитием (НПР) проводится методом опроса матери и выявлением уровня развития ребенка с помощью определенной методики. При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития. Итогом оценки является определение группы НПР.

При соответствии НПР ребенка возрасту или превышении его выставляется I группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок – II группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется III группа НПР и при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока – IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считается 1 месяц, для ребенка второго года - квартал и для третьего - полугодие.

Качественно-количественная оценка НПР ребенка раннего возраста представлена в приложении № 3.

Уровень резистентности организма (четвертый критерий здоровья)

Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (Иоз), который определяется отношением количества перенесенных заболеваний к числу месяцев наблюдений.

Оценка резистентности:

  • Хорошая – кратность острых заболеваний – 3 раза в год (Иоз 0 – 0,32);
  • Сниженная – кратность острых заболеваний – 4 – 5 раз в год (Иоз 0,33 – 0,49);
  • Низкая – кратность острых заболеваний – 6 – 7 раз в год (Иоз 0,5 – 0,6);
  • Очень низкая – кратность острых заболеваний – 8 и более раз в год (Иоз 0,67 и выше).

Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты острых заболеваний 0,33 и выше.

Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерно:

а). Выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнезов, определенная качественная ее направленность;

б). Высокая кратность (6 – 7 и более раз в течение года), более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, что сохраняется в течение 2 – 3 и более лет;

в). Наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем;

г). Быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции.

Уровень функционального состояния организма (пятый критерий здоровья)

Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, частота дыхания, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии; тяжелая и длительная – об измененном.

Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестное выражение, является поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.)

Показатели поведения:

1. Эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.

2. Настроение (для детей 2 -6 лет):

· Бодрое, жизнерадостное – охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеётся, нет страхов;

· Спокойное – положительно относится к окружающим; менее эмоционален, спокоен, активен;

· Раздражительное, возбужденное – плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, могут быть аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

· Подавленное – вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;

· Неустойчивое – может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты;

3. Засыпание – спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).

4. Сон (дневной, ночной) – глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.

5. Аппетит и пищевое поведение – хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.

6. Характер бодрствования – активен, малоактивен, пассивен.

7. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) – нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, губу, одежду, раскачивается, выдергивает, крутит волосы, часто моргает, онанирует.

8. Взаимоотношения с детьми и взрослыми – контактен, груб, агрессивен (кусается, дерется, царапается), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен; легко обучается, наблюдателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.

Оценка поведения и группа риска:

· Без отклонений;

· Незначительные отклонения (группа внимания) – отклонение по одному показателю;

· Умеренные отклонения (группа риска) отклонения в поведении по двум-трем показателям;

· Выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения по четырем-пяти показателям;

· Значительные отклонения (диспансерная группа) – отклонение в поведении по шести- и более показателям.

Наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний (шестой критерий здоровья)

Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка, или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после острых заболеваний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.

В процессе наблюдения за ребенком его группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.

Известно, что в антенатальном периоде плод очень чувствителен к действию патогенных факторов внешней среды (болезни матери, патологическое течение беременности, профессиональные вредности, курение, алкоголизм и др.). Наиболее опасны эти факторы в ранние периоды онтогенеза – в результате их влияния могут сформироваться врожденные пороки развития. Однако и в последующие периоды внутриутробного развития в организме плода, под влиянием неблагоприятных воздействий, могут возникнуть отклонения от нормального созревания и дифференцировки органов и систем. Особое значение придается поздним токсикозам беременности, осложнениям беременности и родов, преждевременным родам и т.д. У таких детей снижается устойчивость к повреждающему действию родового акта. При вирусных, гнойно-септических заболеваниях в раннем детском возрасте у этих детей могут возникнуть тяжелые нарушения нейрогуморальных адаптационных механизмов, неадекватность иммунного ответа, развиваются угрожающие жизни синдромы: нейротоксикоз, гипертермия, фебрильные судороги, токсические осложнения острой пневмонии, увеличивается возможность летального исхода.

Все это требует особого внимания к таким детям и заставляет отнести их к «группе риска». Анализ анамнеза, состояние ребенка в период новорожденности, индивидуальный подход к осуществлению лечебно-оздоровительных мероприятий и составляет суть дифференцированного наблюдения детей «группы риска».

Сроки наблюдения детей по группам риска, начиная с периода новорожденности и далее в течение 1-го года жизни, определяется участковым педиатром для каждого ребенка индивидуально, исходя из факторов риска и с обязательным учетом социальных факторов.

В настоящее время критерии риска уже достаточно разработаны; мы предлагаем следующую классификацию групп риска (1984г.).

Группы риска новорожденных.

1. Дети с повышенным риском заболеваемости ОРВИ и нарушений состояния здоровья в периоде социальной адаптации.

2. Дети с риском патологии ЦНС.

3. Дети с риском возникновения рахита, анемии и дистрофии.

4. Дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности.

5. Дети с риском врожденных пороков развития органов и систем.

6. Дети с риском аллергических заболеваний.

7. Дети из неблагополучных микросоциальных условий.

Поисковая таблица для определения риска возникновения той или иной патологии у детей, схемы наблюдения за их состоянием и лечебно-профилактические мероприятия представлены в приложениях №№ 4 – 10.

Таким образом, метод комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста позволяет не только объективно охарактеризовывать уровень здоровья, но и выявить ранние отклонения, еще не ставшие заболеваниями и провести необходимые мероприятия по их профилактике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: