double arrow

Обобщающие уроки в 7 классе

2

 

В 7 классе заканчивается изучение первой части программы, которая была посвящена вопросам взаимодействия между людьми. На первом плане, конечно, было межличностное взаимодействие, поскольку это сфера хорошо знакома нашим ученикам и они могут применить к ней методы исследовательской деятельности. Более того, эти отношения очень важны для наших учеников, они сильно влияют на их жизнь. Изучение обществознания тем самым может помочь ученикам взрослеть, разбираться в отношениях с близкими людьми. Для этого пригодится второй план – институциональные условия человеческой жизни, организующая роль его социального пространства. Более подробно этот материал - например, как возникает семья, каким нормам (моральным, правовым и т.п.) подчиняется ее жизнь, как функционирует система образования – будет изучаться в 8-9 классах. В 6-7 мы только давали необходимые пояснения, фрагментарно, например Язык в 6 классе, процесс выбора, его обусловленность в 7 и т.п. Но и этих фрагментарных знаний достаточно, чтобы понять сложность данной обусловленности, выделить ее отдельные аспекты.

Чтобы не допустить излишнего вмешательства учителя в личную жизнь ученика (при этом можно больше испортить, чем помочь) необходимо использовать анонимное обсуждение каких-то ситуаций, которые характерны (присущи) для учеников этого возраста. Только сам учитель и сам ученик совместно могут принять решение – уместно или нет в классе обсуждать какие-то увлечения детей, их проблемы в отношениях. Если есть хоть какие-то сомнения, переводите все в безличную форму, поступайте как в данном УМК – используйте опыт Маши, Пети, Насти, которые реально не существуют, но очень похожи на настоящих детей-подростков такого возраста. Не помешает и опыт Ксении Сергеевны, Елены Вадимовны, учитель тоже человек, он тоже делает выбор и тоже может ошибаться, поделитесь своим опытом с учениками, им это пригодится в жизни. Не хотите раскрывать свои личные тайны, используйте обезличенную форму.

Практическое задание Исследовательская работа Поле твоей жизни

Задача – подвести итог, создать общую картину, как особенности социального пространства, социального времени влияют на жизнь конкретного человека. И в 6, и в 7 классе много говорили об обусловленности человеческой жизни, как собственными действиями, так и действиями других людей.

Для этого используется создание координатной плоскости, но осями к будут социальное время и социальное пространство. В учебном пособии предложен примерный рисунок жизненного поля Светы с определением основной проблемы и возможных путей ее решения. Конечно, наличие серьезной проблемы совсем не обязательно. Наверное, будет более оптимальным вариантом показать как самые обычные повседневные действия (те же мелкие домашние ссоры) определяют дальнейшее развитие жизни человека. Обычно такую информацию мы получаем из житейских разговоров, просмотра каких-то фильмов. Задача учителя выйти на другой уровень обсуждения, разобраться как и почему с человеком происходит подобное, как это влияет на жизнь общества, социальной группы.

Как вариант – групповая работа в классе. Ученики сами придумывают особенности жизни человека и рисуют поле его жизни в соответствии с необходимыми условиями.

 

Практическое задание Исследовательская работа Твоя социальная компетентность

Это задание фактически продолжает предыдущее. Задача – определить особенности, уровень собственной компетентности. Это задание нужно делать только по отношению к себе самому, поэтому предупредите детей, что не нужно писать какие-либо подробности, если ты не хочешь сделать их общим достоянием. Ученики заполняют следующую таблицу. При этом они сами выбирают то, что хотели бы записать в каждую их колонок таблицы. Таблица сдается учителю и его задача – организовать корректное обсуждение наиболее адекватных, глубоких, критических записей. Если в классе между детьми очень хорошие отношения, можно сделать обсуждение таблиц в группах.

 

Я знаю, что… Я понимаю, это происходит потому что… Я делаю так, поскольку…
Света знает, что она хочет читать рэп Света понимает, что ее папа, как военный, привычный к строгой дисциплине, с трудом может понять свою дочь, которая ужасно одевается (какие-то нелепые штаны, шапочка) и общается с какими-то странными товарищами. Света пытается объяснить папе, почему для нее важно этим заниматься.

 

В данном примере компетентность Светы проявляется не только в том, что она пытается договориться с родителями, а в том, что она старается понять своего папу, исходя из особенностей его жизни, профессиональной принадлежности, воспитания и т.д. Результат – какой может быть компетентность ученика 7 класса и в каких вопросах?

Как изучение обществознания помогло ученикам в развитии собственной компетентности? Что именно?


Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: