Источник: Психология подростка. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 416-417.
Сбор информации.
Вопросы варьируются в зависимости от возраста и интересов детей, предполагается, что должны присутствовать разные виду деятельности.
Детям задают вопросы:
Þ С кем ты хочешь делать уроки? Почему?
Þ С кем ты хочешь сидеть за одной партой? Почему?
Þ Кого из детей ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? Почему?
Дети отвечают на вопросы на листочках. В верхнем углу ребенок пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1,2,3.
Отвечая на каждый из вопросов, школьник должен выбрать трех партнеров из своего класса.
Обработка.
Все листочки нумеруются в алфавитном порядке. Для обработки используются матрицы.
В матрицу 1 заносятся все выборы, сделанные учениками. В первом столбце фамилии тех, кто выбрал, в остальных столбцах – номера тех, кого выбрали. Взаимные выбора показаны – плюс обводится кружком.
Матрица 1.
№ | Фамилия ученика | |||||||
Алексеева | + | + | + | |||||
Белкина | + | + | ||||||
Виноградова | + | + | ||||||
Григорьев | + | + | ||||||
Данилов | + | + | + | |||||
Петров | + | |||||||
Яковлева | + | + | + | |||||
Всего выборов | ||||||||
В том числе взаимных выборов |
Далее необходимо сделать еще одну матрицу, на которой записываются дети уже не в алфавитном порядке, а, связанные друг с другом или как вариант - круговую диаграмму, где в центре будут размещены дети, имеющие наибольшее количество выборов, а на периферии – те, кто таких выборов не имеет.
[1] Елин А. КАК СТАТЬ КИДАЛТОМ // Профиль. Еженедельный журнал ИП Родионова №45(553) от 03.12.2007 http://www.profile.ru/items/?item=24789
[2] Кидалты: образ жизни или диагноз? ND 08 №04-00347 http://www.newdoctor.ru/bey7.htm
[3] Синдром Карлсона // Time Out Москва №36 / 10 - 16 сентября 2007 г.
[4] Семенова А. Впали в детство // Новые известия 18.01.2008 http://www.newizv.ru/news/2008-01-18/82861
[5] Горелик Л. Младшего среднего возраста. «Симпсоны» и новая зрелость // Большой город. Екатеринбург. № 11 (209). 02.07.08 – 15.07.08. С. 8.
[6] Синдром Карлсона…
[7] Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 445, 448.
[8] Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001. С. 56.
[9] См. Морено Я. Л. Социометрия… С. 57, 75.
[10] Морено Я. Л. Социометрия… С. 75. Далее Морено говорит о еще более крупных конфигурациях – «психологической географии сообщества» и «психологической совокупности человеческого общества (Человечества)».
[11] Морено Я. Л. Социометрия… С. 117 - 118.
[12] См. подробнее: Морено Я. Л. Социометрия… С. 118.
[13] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова: Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 646. – Курсив М. Вебера.
[14] Вебер М. Политика… С. 646. – Курсив М. Вебера.
[15] Вебер М. Политика…С. 646 – 647. – Курсив М. Вебера.
[16] Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. С. 195 – 196.
[17] Штомпка П. Социология… С. 196. - Курсив П. Штомпки.
[18] Штомпка П. Социология… С. 326. – Курсив П. Штомпки.
[19] Штомпка П. Социология… С. 329. – Курсив П. Штомпки.
[20] Штомпка П. Социология… С. 341.
[21] Межличностное доверие и взаимопомощь в российском обществе. 30.04.2008, Опрос населения. (Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 апреля 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%).
[22] Штомпка П. Социология… С. 337.
[23] Штомпка П. Социология… С. 337.
[24] Штомпка П. Социология… С. 342.
[25] Штомпка П. Социология… С. 399.
[26] Штомпка П. Социология… С. 399.
[27] Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 227.
[28] Штомпка П. Социология… С. 400.
[29] Штомпка П. Социология… С. 401.
[30] Штомпка П. Социология… См. С. 401.
[31] А.Н.Лутошкин, «Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы»/ М., Просвещение, 1981.