Какие качества должны быть у лидера?
Так называемые субъективные факторы культуры доверия Штомпка разбивает на 2 группы: личные качества и общественные резервы. К личным качествам социолог предлагает отнести «высокие претензии, активность, оптимизм, ориентацию на будущее, успешность действий. Они формируют ту общую ориентацию общественной активности и продвинутости, в которое общее доверие становится естественной составляющей. Наоборот, заниженные духовные потребности и претензии, пассивность, пессимизм, привязанность к прошлому, стремление сохранить статус-кво создают альтернативную ориентацию, которая увязывается с общим недоверием»[22]. Резервы – это образование, доходы, контакты и знакомства («связи»), семейная поддержка, состояние здоровья, религиозность, духовность. В старших классах мы будем говорить об «резервах» в рамках концепции социального капитала. Наличие подобных резервов (капитала) поддерживает и предохраняет от рисков, просчетов в реализации доверия и недоверия. И наоборот, недостаток резервов усугубляет риски. «Неоправданное, напрасно оказанное доверие может в данном случае привести к жизненной катастрофе, отсюда – сильнейшая склонность к общему недоверию как самозащитная реакция»[23].
|
|
Лидером нередко оказывается тот, кто способен рискнуть – довериться интуиции, порыву или прошлому опыту. Однако легко и успешно действовать подобным образом может только тот, кто располагает соответствующими резервами. К примеру, Маша может рискнуть спеть без подготовки. При прочих равных обстоятельствах у нее это получится (благодаря ее музыкальному образованию) с гораздо большей вероятностью, чем у Лены, которая никогда не занималась вокалом.
Культуру доверия можно формировать разными способами, один из важнейших – воздействие на членов общества, точнее названых двух факторов. Это соответствующее наращивание резервов – образования, благосостояния, связей внутри общностей, состояния здоровья, поддержки, духовности. «Все это относится к своеобразному полюсу безопасности, которая позволяет смело и открыто, с доверием относиться к другим. Особое направление деятельности – это формирование разными способами активности, общественной заинтересованности, оптимизма, высоких претензий, ориентации на будущее. Ну, и наконец, надо противодействовать возможным патологиям со стороны семьи, чтобы обеспечить благотворные социальные условия ранней социализации, а также развивать разного рода программы, нацеленные на повышение нравственности общества, чтобы уменьшить шансы нарушения доверия, с которыми могут встретиться люди в дальнейшей их жизни. Только тогда появятся шансы создания «импульса доверия» как постоянного индивидуального признака»[24].
|
|
Как возникает лидерство?
Штомпка: «в возникающих заново группах очень быстро проявляется неравенство влияний, какие могут оказывать на группу отдельные ее члены, а в организованных группах также очевидно неравенство властных прав, связанных с определенными статусами. Особенно характерным процессом является выделение в группах лидеров и конституирование руководящих позиций»[25]. В большинстве случаев этот процесс обусловлен тремя взаимосвязанными потребностями. Это необходимость: 1) координации действий, направленных на достижение групповых целей, 2) обеспечения внутренней интеграции, целостности группы, 3) утверждения важных для группы идеалов и ценностей посредством индивидуальных образцов, а также реализации достойных способов поведения.
В группе может выделить один или несколько лидеров. Во втором случае они либо будут конкурировать, либо будут действовать разнопрофильно. Здесь Штомпка выделяет 3 разновидности лидерства по типам власти[26]. 1) Экспертная власть обеспечивает наиболее успешную реализацию целей благодаря знаниям и опыту лидера. 2) Власть затейника, организатора способствует созданию климата солидарности, лояльности, взаимного доверия, обеспечить полезное / приятное времяпрепровождение. Такого рода лидерство требует соответствующих коммуникативных способностей. 3) Власть морализаторства означает воплощение групповых ценностей и идей, когда лидер становится образцом для подражания. Иначе (не по Штомпке) этот тип лидерства можно назвать властью личного примера. Именно этот тип реализуется в феномене первой учительницы, культе личности любого масштаба. У Джона Масиониса данная типология еще проще. Американский социолог выделяет два типа лидерства в зависимости от преобладающей ориентации деятельности лидера. 1) Инструментальное лидерство – это руководство группой, которое сосредоточено на выполнении задач. Члены группы в этом случае полагаются прежде всего на лидера (лидеров). Инструментальные лидеры обычно поддерживают с членами группы официальные отношения, отдают приказы и поощряют в соответствии с вкладом в общую деятельность. Такой лидер стремится к уважению в глазах членов группы. 2) Экспрессивное лидерство фокусируется на коллективном благополучии. При этом лидера «интересует не столько достижение целей, сколько укрепление групповой морали и сведение к минимуму напряжения и конфликтов между членами группы»[27]. Экспрессивные лидеры устанавливают скорее теплые личные, чем официальные отношения, уделяют внимание сплочению группы, им удается снискать личную симпатию.
При формировании лидерства имеют значение социальные характеристики, которые индивид приносит как бы в приданное, по выражению Штомпки, вступая в группу. Какие-то из них облегчают путь к лидерству, другие, наоборот, затрудняют. Штомпка приводит рейтинг необходимых для лидерства качеств, выявленный Уильямом Уайтом в исследовании бостонских молодежных кланов («Общество на углу улицы», 1943). «Однако самыми важными оказываются те достоинства, которые проявляет человек в процессе своей деятельности внутри данной группы. К этим достоинствам прежде всего относятся высокий уровень уверенности в себе и доминирующий характер поведения. Далее следуют товарищеские способности, простота в общении с другими людьми, чувство коллектива и умение вести себя в ситуациях, складывающихся в коллективе. На третьем месте оказывается замеченная особая компетенция в делах и сферах, ценимых в данной группе… На четвертом месте – образцовое соответствие принятым, признанным в группе нормам и ценностям»[28].
|
|
Способ реализации лидерства можно обозначить как стиль руководства. Есть немало типологий таких стилей. Штомпка выделяет автократическое, демократические и толерантное. Выбор стиля зависит как от индивидуальных качеств лидера, так и сложившихся традиций и конкретных условий. Автократический лидер стоит высоко над остальными и правит единолично. Демократический – это первый среди равных. Толерантный – «реализует решения, которые свободно принимает сама группа и до минимума ограничивает собственное вмешательство в процессе принятия решений, от только старается служить группе в силу своей компетенции и исполнительских способностей и навыков»[29].
Стиль руководства удобно характеризовать с помощью следующих 4 вопросов-критериев[30], они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стили руководства (реализации лидерства)
автократический | демократический | толерантный | |
Как обозначаются цели и задачи группы? | Лидер навязывает цели группе | Лидер руководит выявлением целей в группе | Группа определяет цели в ходе свободной дискуссии |
Как определяется реализация групповых задач? | Лидер указывает стратегию и пошаговую тактику | Лидер представляет группе разные сценарии на выбор | Если группе нужна консультация для создания плана, лидер готов выступить советником |
Как распределяются задания между членами группы? | Лидер детально распределяет задания | Задания распределяет группа, лидер вмешивается только в крайнем случае | Задания распределят группа, лидер не участвует |
Как лидер относится к членам группы? | Лидер четко и ясно выражает свои личные оценки (похвалы и взыскания) каждому в присутствии остальных | Лидер старается объективно оценивать успешность действий, указывать пути возможного совершенствования | Лидер редко позволяет себе персональные оценки, ограничивается общими комментариями деятельности группы |
У Дж. Масиониса толерантный стиль выступает под названием laissez-faire – лидерство попустительского, отстраненного типа, акцент делается на то, что лидер фактически оставляет своих подопечных на произвол судьбы (Масионис использует терминологию Я. Морено, который писал про экспериментально проверенные способы образования групп: авторитарный, демократический и laissez-faire).
|
|
Эффективность лидерства соединяет в себе два принципиально различных аспекта: результативность группы в решении поставленной задачи и удовлетворенность членов группы от участия в ней.
Практическое задание Исследовательская работа Формальные и неформальные лидеры
Найти и продемонстрировать развернутые примеры формального и неформального лидерства. Можно использовать художественную литературу, фильмы, жизненные ситуации.
Задача – выделить признаки этих типов лидерства, сильные и слабые стороны каждого типа. Почему формальное и неформальное лидерство не всегда совпадают? Как их можно совместить? Как сочетаются власть и авторитет в ситуации формального и неформального лидерства? Кому и чему подчиняется лидер в той и другой ситуации?
Практическое задание Исследовательская работа Лидерство и подчинение
Задача – показать сходство и различие культуры лидерства и подчинения.
Ученики делают коллаж или рисунок, в разных группах по разным темам. Затем сравнивают и обсуждают, чем один рисунок «Лидерство» отличается от другого «Подчинение».
Желательно при этом использовать одни и те же иллюстрации из одних и тех же журналов. Просто одна группа делает рисунок или коллаж по теме «Лидерство», а другая с теми же иллюстрациями по теме «Подчинение». Если ученики рисуют, то нужно договориться об единстве каких-то деталей, образов.
Учитель не объясняет предварительно, зачем необходимо такое единство в иллюстрациях и деталях. Для учеников это должно стать открытием, что с помощью одних и тех же образов можно показать и то, и другое,
Практическое задание Игра Школа лидерства
Задача – показать варианты, способы становления будущих лидеров.
Ученики в классе разбиваются на группы, они получают время на подготовку рекламных проспектов своей школы лидерства. Единственное условие – обыграть оба способа - развитие личностных качеств и ситуативное выдвижение. Каждая из групп представляет свои проекты и критикует предложения остальныхе проекты, в основе критики – отсутствие особенностей учета социальной среды, индивидуального подхода к будущему лидеру и т.п.