Основы языка программирования QBasic

Бейсик (Basic) - диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. Язык QBASIC (Beginner's All-purpose Instruction Code) разработан Джоном Кимини и Томасом Куртцем в Дартмутском колледже, США, в середине 1960 г. QBASIC занимает особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих.

Вот некоторый достоинства QBASIC (с точки зрения массового пользователя): простота синтаксиса; простота организации данных и управляющих структур; большое число встроенных команд и функций, позволяющих без труда выполнять такие операции, как управление текстовым и графическим экраном, обработка символьных строк и т.п.)

Особым достоинством QBASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания (Shift +F5).

Переменная в программе

Программа на языке Бейсик записывается в виде последовательности символов, к числу которых относятся латинские и русские буквы, арабские цифры, знаки препинания (,;: " '?), знаки операций (* / - + < > = =.), специальные символы (% &! # $).

Для обозначения исходных данных и результатов вычислений употребляются переменные.

Переменная - это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.

Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.

Типы переменных: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.

Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком "=", например, x=10.

Последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы, называется идентификатором или именем переменной.

Числа в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой в десятичных дробях пишется точка: 0, - 17, 0.25, - 34.85.

Переменные и числа - это простейшие частные случаи выражения. Более сложные выражения строятся из чисел и переменных с помощью знаков сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень.

При вычислении значений выражений действуют обычные правила старшинства операций:

1) возведение в степень - ^

2) умножение, деление *, /

3) сложение, вычитание +, -

Действия в арифметических выражениях выполняют слева направо в зависимости от их приоритета. Для того чтобы изменить естественный порядок действий используются круглые скобки. Выражения в круглых скобках выполняются в первую очередь.

 

В выражении могут быть использованы следующие встроенные функции:

ABS (х) - модуль х

SQR (х) - корень квадратный из х

INT (х) - целая часть х

SIN (х) - синус х (аргументом служит радианная мера угла)

COS (х) - косинус х и другие.

Операторы ввода-вывода

INPUT - ввод данных

PRINT - вывод данных

 

Примеры простейших программ

ПЛОЩАДЬ ТРЕУГОЛЬНИКА

CLS

INPUT A, B

S = A * B / 2

PRINT S


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: