Внешняя политика России в 80—90-е годы

Политика России и государств Запада в Европе. Русско-турецкая война выявила остроту проти воречий в Союзе трех императоров. Она ускорила складывание германо-австрийского союза, ко­торый в свою очередь способствовал русско-французскому сбли­жению.

Хотя в ходе войны и на Берлинском конгрессе Бисмарк пуб­лично заявлял о нейтральной позиции Германии, его симпатии были на стороне государств Запада. Берлинский кабинет, содействуя


укреплению позиций Австро-Венгрии на Балканах, и себе расчи­щал дорогу на Ближний Восток, что представляло опасность для России и Франции. Кроме того, активизация политики Австро-Венг­рии на Балканах отвлекала ее от европейских дел, предоставляя Германии свободу действий в регионе. Многочисленные словесные заверения Бисмарка о не заинтересованности Германии в восточ­ном вопросе также способствовали австро-германскому сближению.

В октябре 1879 г. в итоге переговоров канцлера Бисмарка с министром иностранных дел Австро-Венгрии Д. Андраши в Вене был подписан германо-австрийский договор, направленный про­тив России и Франции. Австро-германский союз положил начало складыванию военных блоков, приблизивших мировой конфликт. Союз ускорил отход Франции от поддержки антирусского блока государств, характерной для нее в годы русско-турецкой войны.

Однако, подписав соглашение с Австро-Венгрией, Германия вовсе не желала русско-французского сближения и пыталась со­хранить договорные отношения с Россией. Союз трех императоров продолжал существовать.

В русском правительстве в конце 70-х — начале 80-х годов не было единого взгляда на направление внешней политики. Сменив­ший в 1883 г. А. М. Горчакова на посту министра иностранных дел Н. К. Гире не обладал международным авторитетом своего предше­ственника, но был практичен, осторожен, хорошо разбирался в людях и международной обстановке. Он полагал, что на ближайшие годы в области внешней политики необходимо сохранить союз с Герма­нией и Австро-Венгрией.

Новый император Александр III обладал сильным умом, но небольшим кругозором. В отличие от своего отца, тяготевшего к Германии, он не любил эту страну, поддерживал связи с москов­скими славянофилами. Однако вера в силу монархической власти в Германии и Австрии примиряла его с правительствами этих госу­дарств, но не сделала сторонником длительного союза с ними. За союз с Германией, кроме правительственных лиц, стояли помещи­чьи круги, находившие сбыт своих сельскохозяйственных товаров в Германии, а также часть предпринимателей и петербургская знать. Торгово-промышленная буржуазия, связанная с Европой через южные порты страны, тяготела к союзу с Францией. Из государст­венных и общественных деятелей России за сближение с Франци­ей выступали военный министр Д. А. Милютин, Н. П. Игнатьев, М. Н. Катков, чуть позже — Н. Н. Обручев и др.

Однако русское правительство в эти годы еще не думало о союзе с Францией. Зависимость Франции от Англии, ее позиция на Берлинском конгрессе заставляли Петербургский кабинет придер­живаться выжидательной тактики. Внутренняя нестабильность, финансовая слабость государства не позволяла правительству ме­нять внешнеполитический курс. Кроме того, путем сохранения Союза трех императоров Петербургский кабинет надеялся удержать Ав-


стро-Венгрию от агрессивных действий на Балканах, направлен­ных против России.

Угроза войны с Англией, ее стремление установить свой кон­троль над проливами при отсутствии сильного флота у России тре­бовали проведения взвешенной, подчас лавирующей политики. Имели значение также довольно прочные экономические русско-германские связи.

По вышеизложенным соображениям русское правительство приняло предложение Бисмарка о возобновлении деятельности Союза трех императо­ров. В итоге переговоров в Берлине 18 июня 1881 г. представители России, Германии и Австро-Венгрии подписали русско-прусско-австрийский договор о нейтралитете (соглашение 1873 г. носило консультативный характер). Согласно его условиям союзные госу­дарства были обязаны соблюдать нейтралитет в случае, если одно из них окажется в состоянии войны с четвертой державой. Догова­ривающиеся стороны брали на себя обязательство следить за тем, чтобы Турция соблюдала принципы закрытия проливов. Эта статья имела особую важность для России, поскольку давала ей некото­рую гарантию от вторжения английского флота в Черное море. Для подтверждения прав Австрии на Боснию и Герцеговину вводилась специальная статья, обязывавшая Россию "уважать интересы Ав­стро-Венгрии и на Балканах".

Текст соглашения свидетельствовал о том, что главными во­просами, заставившими Россию пойти на подписание нового дого­вора, был балканский и вопрос о проливах. Россия получила согла­сие Германии и Австрии контролировать выполнение Турцией прин­ципа закрытия проливов, что при отсутствии сильного черномор­ского флота было чрезвычайно важно. Положительной стороной договора 1881 г. было и то, что Россия, подписав соглашение, выхо­дила из изоляции, в которой она оказалась после Берлинского кон­гресса. Для Австро-Венгрии смысл соглашения заключался в под­тверждении ее "прав" на Боснию и Герцеговину. Германия догово­ром с Россией стремилась избежать русско-французского единст­ва, что в известной степени обеспечивалось статьей о нейтралитете России в случае французско-германской войны. Разные цели, вза­имное недоверие между союзниками делали соглашение малоэф­фективным.

Тройственный союз Австро-германский договор 1879 г. и восстановление Союза трех императоров ускоряли колониаль­ную экспансию, содействовали борьбе за раздел мира. Первыми начали эту борьбу два старых капиталистических государства — Англия и Франция, постепенно уступавшие свои позиции Герма­нии. В 1878 г. Англия оккупировала Кипр, в 1882 г. — Египет. В результате англо-афганской войны 1878—1880 гг. Великобритания


осуществляет фактический протекторат над Афганистаном. В 1881 г. Франция устанавливает протекторат над Тунисом и предпринима­ет экспедиции на Мадагаскар, Тонкин. Италия, претендовавшая на Тунис, ищет "покровительства" Германии. Берлинский кабинет охот­но идет на сближение с Италией. Подогревая франко-итальянский антагонизм, он надеется использовать Италию в будущей войне с Францией.

Германо-итальянское сближение, основанное на взаимном со­перничестве с Францией, было закреплено австро-итальянскими переговорами, начатыми по инициативе Рима. Австро-Венгрия при­няла предложение Италии о союзе, надеясь привлечь последнюю на свою сторону на случай войны с Россией. 20 мая 1882 г. в Вене был подписан тайный договор между Германией, Австро-Венгри­ей и Италией, получивший название Тройственного союза. Исходя из статей соглашения, договаривающиеся стороны обязывались не участвовать в союзах против одной из них. Германия и Австро-Венгрия обязывались оказать военную помощь Италии в случае нападения на нее Франции, а Италия со своей стороны помогала Германии при нападении на нее Франции.

Тройственный союз, прежде всего направленный против Фран­ции, обострял обстановку в мире и являлся победой Германии. Он исключал возможность франко-итальянского союза в случае фран­ко-германской войны, открывал путь для немецких товаров и ка­питалов в Италию.

Тройственный союз не ликвидировал австро-германского со­глашения; он существовал параллельно с Союзом трех императо­ров. Во всех этих соглашениях руководящая роль принадлежала Германии. Договоры 70—80-х годов XIX в. закрепляли ее гегемо­нию в Европе и способствовали созданию германской колониальной системы.

В 1884 г., по истечении трехлетнего срока договора трех импе­раторов Берлинский кабинет предложил русскому правительству продолжить его еще на три года. 15 (27) марта 1884 г. между Рос­сией, Австро-Венгрией и Германией в Берлине было подписано но­вое соглашение, повторявшее основные статьи договора 1881 г. Глав­ная причина, побудившая Россию продлить Союз трех императо­ров, заключалась в надежде ограничить активные действия Авст­ро-Венгрии на Балканах, а также поддержать единство союзников в Африке и в Средней Азии как противовес англо-французской экспансии. Однако балканская проблема оставалась стержнем ав­стро-германо-русских отношений, где между союзниками сущест­вовали острые противоречия. Единственным вопросом, объединяв­шим государства, была борьба с революционным движением.

Политика России на Балканах в 80-е годы XIX в. Расчленение Болгарии в результате решений Берлинского конгресса не уничтожило у болгар надежду на объединение. В 1879 г. в быв­шей столице Болгарского княжества городе Велико-Тырнове Учре-


дительное собрание приняло Конституцию (Органический устав), по которому Болгария признавалась конституционной монархией с народным представительством, разделявшим законодательную власть с князем, утверждалась свобода личности, слова, собраний, запрещалась цензура, неприкосновенным считалось право частной собственности. Для мужского населения (христиан и мусульман) вводилась обязательная воинская повинность. Избирательное пра­во распространялось на мужчин, достигших 21 года.

Учредительное собрание Болгарии, приняв Конституцию, в апреле 1879 г. было распущено и созвано Великое народное Собра­ние для выбора князя. После долгого обсуждения главой болгарско­го государства был избран 22-летний немецкий офицер Александр Баттенберг, приходившийся племянником русской императрице. Через него царизм рассчитывал оказывать давление на политику болгарского правительства. Однако честолюбивый князь стремился освободиться не только от контроля России, но и ограничения своей власти, вытекавшей из Конституции. В своей политике он ориенти­ровался на государства Запада, прежде всего Австро-Венгрию и Германию. Опираясь на консервативные круги внутри Болгарии и Австро-Венгрию, а также воспользовавшись убийством Александ­ра II, возражавшего против отмены Конституции, князь в 1881 г. распустил Великое народное Собрание и изменил Конституцию. В стране была ограничена свобода слова и собраний, установлен ценз при выборах в парламент. Болгары отождествляли действия Баттенберга с политикой русского правительства; влияние России в стране заметно упало.

Ориентацию князя на страны Западной Европы поддерживала болгарская буржуазия, находившаяся в зависимости от австрий­ского капитала. В руках последнего сосредоточивались ключевые позиции в промышленности и железнодорожном строительстве Болгарии. В австро-русской борьбе за сферы влияния на Балканах Австро-Венгрия победила не только в Болгарии, но в Сербии и Ру­мынии. Правительства этих стран, получавшие материальные вы­годы от связей с Западом, также ориентировались на Австро-Венг­рию и Германию. Россия была вынуждена отступить.

В 1883 г. Александр Баттенберг восстановил Тырневскую конституцию. Однако это лишь на время 1885-1886 гг. стабилизировало обстановку в стране. Население Болгарии стремилось к объединению тем более, что Порта не вы­полняла условий Берлинского договора относительно Южной Бол­гарии (Восточной Румелии). Население этой провинции фактически было лишено свободы слова, собраний, петиций; оно не имело права по своему усмотрению решать даже хозяйственные дела.

В сентябре 1885 г. в столице Восточной Румелии г. Филиппополе (ныне Пловдив) вспыхнуло восстание, направленное против политики Порты и местной администрации. Правительство турец-


кого губернатора было свергнуто и провозглашено объединение Бол­гарии во главе с А. Баттенбергом.

Петербургский кабинет, плохо зная внутреннюю жизнь Болга­рии, считал движение за объединение страны личной инициативой князя. Кроме того, между дипломатическими консульствами в Со­фии и в Филиппополе не существовало единства, что отрицательно влияло на информацию, поступавшую в Петербург. Не случайно русское правительство даже не было осведомлено о готовившемся восстании в Филиппополе. Гирс, сторонник русско-германского союза, был убежден, что Германия оказывает сдерживающее влияние на балканскую политику Австро-Венгрии.

Узнав о событиях 1885 г. в Болгарии, царское правительство предписало русским представителям в стране не принимать уча­стия в восстании, а военному министру М. А. Кантакузену — оста­ваться в Болгарии, но не в качестве военного министра, а диплома­та при русском дипломатическом агентстве. Гирс был склонен под­держать мнение русского посла в Берлине П. А. Шувалова на собы­тия в Болгарии как на конфликт между Германией и Англией. Та­кой взгляд свидетельствовал о непонимании частью официальной России внутренних мотивов выступления болгар, использованных Баттенбергом для укрепления своей власти.

Западные державы, настаивавшие во время Берлинского кон­гресса на расчленении Болгарии, спустя 7 лет, в 1885 г., когда влия­ние России на Балканах было ослаблено, признали объединение Болгарии.

Порта, усмотрев в сентябрьских событиях 1885 г. нарушение условий Берлинского трактата, готовилась к вводу своих войск в Восточную Румелию. Россия, желая помешать этой акции Турции, предложила созвать конференцию по обсуждению событий в Бол­гарии.

По настоянию Англии в начале 1886 г. Турция вступила в пря­мые переговоры с Болгарией. Английские дипломаты, пользуясь своим влиянием на султана, убедили последнего не вводить турец­кие войска в Румелию и подписать соглашение с Александром Бат­тенбергом. Порта вынуждена была отступить. По болгаро-турецко-му договору, подписанному в феврале 1886 г., Порта признавала объединение обеих частей Болгарии. Болгарского князя султан ут­верждал в качестве генерал-губернатора Восточной Румелии сро­ком на 5 лет. Обе стороны обязывались договариваться о совмест­ных действиях в случае "покушения извне на их территорию". Эта статья составляла главный смысл договора для Англии, его ини­циатора, и Порты. По его условиям болгарский князь являлся ко­мандующим болгарской армией и защищал свою территорию от нападения извне вместе с турецкими войсками. Этим договором Болгария не только выходила из-под контроля России и станови­лась союзницей Турции, но она обособлялась от других балканских стран, чем усиливались противоречия между ними. Болгаро-турец-


кое соглашение 1886 г., имевшее антирусскую направленность, уси­лило в Болгарии англо-австрийское влияние.

Вместе с тем объединение Болгарии подняло авторитет А. Бат-тенберга в стране. Свою популярность он использовал для укрепле­ния личной диктатуры и дискредитации России. В болгарской прессе, при поддержке государств Запада, велась антирусская пропаганда, вызывавшая в свою очередь недовольство прорусски настроенной части болгарской общественности, прежде всего военных. В августе 1886 г. группа болгарских офицеров совершила государственный переворот, в результате которого А. Баттенберг подписал отрече­ние от престола и покинул страну. Противники переворота, руко­водимые крупным политическим деятелем С. Стамболовым, раз­вернули активную пропаганду в пользу Баттенберга и добились его возвращения в Болгарию. Но Александр III, к которому обратился князь в надежде, что тот поддержит его возвращение, не одобрил этот шаг. После решения царя Баттенберг был вынужден вторично подписать акт об отречении.

Царское правительство, пытаясь стабилизировать обстанов­ку в Болгарии, в сентябре 1886 г. направило в Софию генерала Н. В. Каульбарса. Однако грубое вмешательство царского генерала во внутренние дела страны, требование отсрочить созыв Народного собрания для выборов князя не позволили решить поставленную Петербургом задачу. Русско-болгарские дипломатические отноше­ния в ноябре 1886 г. были временно прерваны. В 1887 г. новым правителем Болгарии был избран ставленник Австро-Венгрии 26-летний австрийский офицер Фердинанд Кобург. В правящих кру­гах Болгарии укрепилась австро-германская ориентация.

Отмечая просчеты царской политики в болгарском вопросе в 80-е годы, нельзя забывать, что именно Россия своей предшест­вующей политикой на Балканах создала условия для объединения Болгарии. Она добилась широкой автономии для болгар, что уско­рило успешную борьбу за независимость страны.

Болгарский кризис резко обострил русско-австрийские и русско-германские отношения. Он ускорил России от ориентации на Германию. Последняя, по существу, не поддержала Россию в болгарском вопросе, хотя на словах Бисмарк одобрял политику царского правительства и поддержал предложение Каульбарса (от­вергнутое в Петербурге) о введении русских войск в Болгарию. Смысл провокационной позиции Германии сводился к желанию превратить болгарский вопрос в международный конфликт, что привело бы к полной утрате Россией своего влияния на Балканах.

Союз трех императоров в ходе болгарского кризиса был ском­прометирован. Австро-Венгрия заняла открыто антирусскую пози­цию. В правящих кругах России обострилась борьба по вопросу о союзниках, что нашло отражение и в прессе. "Московские Ведомо­сти", руководимые М. Н. Катковым, в частности, предлагали не свя-


зывать себя больше "оковами Союза трех императоров" и поддер­живать добрые отношения с Францией. Император Александр III, военные круги, руководимые начальником Генерального штаба Н. Н. Обручевым, Н. П. Игнатьев, М. Н. Катков, К. Н. Победоносцев были враждебно настроены к Германии и настаивали на изменении внешнеполитического курса. Н. К. Гире, товарищ министра иностран­ных дел В. Н. Ламсдорф, помещичьи круги, которые вели торговлю через Балтийское море, еще пытались сохранить союзные отноше­ния с Германией. На короткое время Гирсу удалось убедить Алек­сандра III в целесообразности двусторонних русско-германских переговоров (без Австрии), начатых в 1887 г. по истечении 3-летне­го срока подписания Союза трех императоров.

В итоге переговоров в Берлине в июне 1887 г. был подписан русско-германский договор, получивший название "перестраховоч­ного". По его первой статье обе державы обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с треть­ей державой. Но это правило не касалось войны против Австрии или Франции. Германия не гарантировала свой нейтралитет при нападении России на Австрию, а Россия — в случае нападения Германии на Францию. Важное место в договоре занимал восточ­ный вопрос; во второй его статье Германия признавала права, при­обретенные Россией по Берлинскому трактату на Балканском по­луострове, особенно в Болгарии. Обе державы обязывались сохра­нять статус-кво на Балканах. По третьей статье договора союзники признавали прежний принцип закрытия проливов. Как показыва­ют дальнейшие события, Германия не придавала практического значения подписанному с Россией соглашению. Главное его назна­чение, с точки зрения Бисмарка, помешать русско-французскому сближению. Договор 1887 г. не снял ни политических, ни экономи­ческих противоречий двух стран.

Известно, что Германия была вторым после Англии импорте­ром русского хлеба. Новые повышенные ставки на сельскохозяйст­венные товары, введенные Германией в 1885 г. и 1887 г., вызвали недовольство русских помещиков. В свою очередь протекционист­ские тарифы России, по которым вводились высокие пошлины на иностранные промышленные изделия, привели к сокращению доли немецких товаров на русском рынке. Вслед за этим германское пра­вительство закрыло берлинские банки для русских биржевиков.

В этих условиях в 1890 г. русско-германский договор, подпи­санный в 1887 г. по инициативе Германии, не был возобновлен.

90-е годы XIX в. ознаменовались русско-германской таможен­ной войной. Ухудшение русско-германских и русско-австрийских отношений, угроза нападения Германии на Францию способствовали русско-французскому сближению. У обеих стран были также острые противоречия с Анг­-


лией. В болгарском вопросе, в частности, Франция заняла, в отличие от Англии, благожелательную по отношению к России позицию. Она отказалась принять болгарскую делегацию, прибывшую в Па­риж в январе 1887 г. с просьбой о содействии в урегулировании болгарского кризиса; как и Россия, Франция не признала Ф. Кобур-га болгарским князем.

Помимо политических мотивов, определивших русско-фран­цузское сближение, важное значение имели причины экономиче­ского характера. Французские капиталы находили широкое рас­пространение в России. Основной областью их приложения была горно-металлургическая промышленность. В 1887 г. русское прави­тельство заключило первые займы в Париже. В дальнейшем Фран­ция сделалась главным кредитором России.

Итак, рост милитаризации в Германии, русско-германские и англо-русские политические и экономические противоречия, еди­ная позиция России и Франции в болгарском вопросе — все эти факторы, разные по своей значимости, способствовали русско-фран­цузскому сближению.

Толчком к заключению русско-французского союза послужи­ло возобновление в мае 1891 г. тройственного австро-германо-италь­янского союза. Сознание общей опасности, угрожавшей как России, так и Франции, ускорило русско-французское сближение. В том же году оба правительства вступили в непосредственные переговоры о заключении союза.

Важным этапом в развитии контактов двух стран был визит французской эскадры в Кронштадт в июле 1891 г. На торжественной встрече эскадры присутствовал император Александр III, стоя выслушавший "Марсельезу" — революционную песню, ставшую гимном Франции. Об этом факте много писали в Европе. С большими почестями и дружелюбием встречали французских моряков в Петербурге и Москве. Русская и французская печать, широко осве­щавшая эту встречу, рассматривала ее как свидетельство близости двух государств, "нуждающихся в поддержке друг друга".

Одновременно с визитом в Кронштадт продолжались переговоры, начатые в Париже начальниками генеральных штабов двух государств, Н. Н. Обручевым и генералом Буадефром, о заключе­нии военной конвенции. Кроме того, дипломаты России и Франции, обсуждали вопросы, связанные с подписанием политического со­глашения. После обсуждения текста соглашения ему была придана форма обмена письмами между министром иностранных дел Рос­сии Гирсом и министром иностранных дел Франции Рибо, чем объяснялось название этого секретного документа — "Соглашение Гир са — Рибо", датированное 15 (27) августа 1891 г. В нем содержалось указание на совместную договоренность сторон в случае, если одна из них окажется под угрозой нападения. Это соглашение явилось первым документом, установившим основы будущего русско-французского союза, направленного против держав Тройственного союза.


Завершением соглашения было подписание в Петербурге 5 (17) августа 1892 г. начальниками генеральных штабов двух го­сударств военной конвенции, явившейся непосредственным продол­жением политического соглашения 1891 г. Инициатива ее заключе­ния принадлежала французам, стремившимся получить от России конкретные обязательства о помощи в войне с Германией. По кон­венции, в случае если Франция будет атакована Германией или Италией, поддержанной Германией, Россия нападет на Германию. Если Россия будет атакована Германией или Австрией, поддер­жанной Германией, то Франция выступит против Германии. В слу­чае мобилизации сил Тройственного союза или одной из держав, входивших в ее состав, Россия и Франция должны были одновре­менно мобилизовать свои силы. Франция обязывалась направить против Германии 1300 тыс. солдат, Россия — 700—800 тыс., чтобы заставить Германию воевать на два фронта — на западе и востоке. Конвенция носила секретный характер, а срок ее действия опреде­лялся временем существования Тройственного союза.

В октябре 1893 г. в Тулон с ответным визитом прибыла рус­ская эскадра. Прием, оказанный русским морякам в Тулоне, Лионе, Марселе, внимание и радушие, с которыми встречала Франция по­сланцев России, свидетельствовали об искреннем расположении французского народа к России. Память об этой встрече по сей день хранят десятки французских и русских музеев.

Следует обратить внимание на маршруты визитов обоих госу­дарств: Кронштадт — северо-запад Европы — как наиболее важ­ный регион для Франции на случай столкновения с Германией и Тулон — выход в Средиземноморье — для России.

27 декабря 1893 г. — 4 января 1894 г. состоялся обмен письма­ми между Н. Гирсом и французским послом в Петербурге Г. Монтебелло, в результате которого военная конвенция приобрела обяза­тельный характер. Ее ратификация завершила оформление рус­ско-французского союза, ставшего противовесом Тройственному союзу и способствовавшего восстановлению "равновесия в Европе".

Заключением русско-французского союза закончился этап в развитии международных отношений в Европе, начавшийся фран­ко-прусской войной. К концу XIX — началу XX в. сложились два военных блока капиталистических государств.

Поражение царизма в Крымской войне, хотя и ос­лабило международное влияние России, но не могло пошатнуть ее значения как великой державы континента.

Необходимость глубоких внутренних преобразований, осознан­ная правительством, вынуждала его ослабить внешнеполитическую активность в Европе и решать внешнеполитические задачи госу­дарства дипломатическими средствами.

Для 50-х — начала 70-х годов главная цель России сводилась к отмене отдельных статей Парижского договора 1856 г. о ней-


трализации Черного моря, которая была осуществлена усилиями А. М. Горчакова в 1871 г. Небезуспешна была деятельность русской дипломатии на Дальнем Востоке. В 50-х — начале 60-х годов XIX в. Россия установила дипломатические отношения с Японией и были подписаны два договора с Китаем, по которым Приамурье и При­морье вошли в состав российского государства.

После отмены нейтрализации Черного моря Россия переходит к более активным действиям на Востоке. Но и в эти годы главная внешнеполитическая программа правительства, выработанная во второй половине XIX в., сохраняла свою силу: стремление к лока­лизации международных конфликтов мирным путем, отказ от ши­роких внешнеполитических планов в отношении проливов, Балкан и Западной Европы. Искать опору в "самих себе" — этот принцип, выдвинутый А. М. Горчаковым в середине 50-х годов, составлял важный элемент внешнеполитического курса России на протяже­нии последних 50-ти лет XIX в.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: