Политика России и государств Запада в Европе. Русско-турецкая война выявила остроту проти воречий в Союзе трех императоров. Она ускорила складывание германо-австрийского союза, который в свою очередь способствовал русско-французскому сближению.
Хотя в ходе войны и на Берлинском конгрессе Бисмарк публично заявлял о нейтральной позиции Германии, его симпатии были на стороне государств Запада. Берлинский кабинет, содействуя
укреплению позиций Австро-Венгрии на Балканах, и себе расчищал дорогу на Ближний Восток, что представляло опасность для России и Франции. Кроме того, активизация политики Австро-Венгрии на Балканах отвлекала ее от европейских дел, предоставляя Германии свободу действий в регионе. Многочисленные словесные заверения Бисмарка о не заинтересованности Германии в восточном вопросе также способствовали австро-германскому сближению.
В октябре 1879 г. в итоге переговоров канцлера Бисмарка с министром иностранных дел Австро-Венгрии Д. Андраши в Вене был подписан германо-австрийский договор, направленный против России и Франции. Австро-германский союз положил начало складыванию военных блоков, приблизивших мировой конфликт. Союз ускорил отход Франции от поддержки антирусского блока государств, характерной для нее в годы русско-турецкой войны.
|
|
Однако, подписав соглашение с Австро-Венгрией, Германия вовсе не желала русско-французского сближения и пыталась сохранить договорные отношения с Россией. Союз трех императоров продолжал существовать.
В русском правительстве в конце 70-х — начале 80-х годов не было единого взгляда на направление внешней политики. Сменивший в 1883 г. А. М. Горчакова на посту министра иностранных дел Н. К. Гире не обладал международным авторитетом своего предшественника, но был практичен, осторожен, хорошо разбирался в людях и международной обстановке. Он полагал, что на ближайшие годы в области внешней политики необходимо сохранить союз с Германией и Австро-Венгрией.
Новый император Александр III обладал сильным умом, но небольшим кругозором. В отличие от своего отца, тяготевшего к Германии, он не любил эту страну, поддерживал связи с московскими славянофилами. Однако вера в силу монархической власти в Германии и Австрии примиряла его с правительствами этих государств, но не сделала сторонником длительного союза с ними. За союз с Германией, кроме правительственных лиц, стояли помещичьи круги, находившие сбыт своих сельскохозяйственных товаров в Германии, а также часть предпринимателей и петербургская знать. Торгово-промышленная буржуазия, связанная с Европой через южные порты страны, тяготела к союзу с Францией. Из государственных и общественных деятелей России за сближение с Францией выступали военный министр Д. А. Милютин, Н. П. Игнатьев, М. Н. Катков, чуть позже — Н. Н. Обручев и др.
|
|
Однако русское правительство в эти годы еще не думало о союзе с Францией. Зависимость Франции от Англии, ее позиция на Берлинском конгрессе заставляли Петербургский кабинет придерживаться выжидательной тактики. Внутренняя нестабильность, финансовая слабость государства не позволяла правительству менять внешнеполитический курс. Кроме того, путем сохранения Союза трех императоров Петербургский кабинет надеялся удержать Ав-
стро-Венгрию от агрессивных действий на Балканах, направленных против России.
Угроза войны с Англией, ее стремление установить свой контроль над проливами при отсутствии сильного флота у России требовали проведения взвешенной, подчас лавирующей политики. Имели значение также довольно прочные экономические русско-германские связи.
По вышеизложенным соображениям русское правительство приняло предложение Бисмарка о возобновлении деятельности Союза трех императоров. В итоге переговоров в Берлине 18 июня 1881 г. представители России, Германии и Австро-Венгрии подписали русско-прусско-австрийский договор о нейтралитете (соглашение 1873 г. носило консультативный характер). Согласно его условиям союзные государства были обязаны соблюдать нейтралитет в случае, если одно из них окажется в состоянии войны с четвертой державой. Договаривающиеся стороны брали на себя обязательство следить за тем, чтобы Турция соблюдала принципы закрытия проливов. Эта статья имела особую важность для России, поскольку давала ей некоторую гарантию от вторжения английского флота в Черное море. Для подтверждения прав Австрии на Боснию и Герцеговину вводилась специальная статья, обязывавшая Россию "уважать интересы Австро-Венгрии и на Балканах".
Текст соглашения свидетельствовал о том, что главными вопросами, заставившими Россию пойти на подписание нового договора, был балканский и вопрос о проливах. Россия получила согласие Германии и Австрии контролировать выполнение Турцией принципа закрытия проливов, что при отсутствии сильного черноморского флота было чрезвычайно важно. Положительной стороной договора 1881 г. было и то, что Россия, подписав соглашение, выходила из изоляции, в которой она оказалась после Берлинского конгресса. Для Австро-Венгрии смысл соглашения заключался в подтверждении ее "прав" на Боснию и Герцеговину. Германия договором с Россией стремилась избежать русско-французского единства, что в известной степени обеспечивалось статьей о нейтралитете России в случае французско-германской войны. Разные цели, взаимное недоверие между союзниками делали соглашение малоэффективным.
Тройственный союз Австро-германский договор 1879 г. и восстановление Союза трех императоров ускоряли колониальную экспансию, содействовали борьбе за раздел мира. Первыми начали эту борьбу два старых капиталистических государства — Англия и Франция, постепенно уступавшие свои позиции Германии. В 1878 г. Англия оккупировала Кипр, в 1882 г. — Египет. В результате англо-афганской войны 1878—1880 гг. Великобритания
осуществляет фактический протекторат над Афганистаном. В 1881 г. Франция устанавливает протекторат над Тунисом и предпринимает экспедиции на Мадагаскар, Тонкин. Италия, претендовавшая на Тунис, ищет "покровительства" Германии. Берлинский кабинет охотно идет на сближение с Италией. Подогревая франко-итальянский антагонизм, он надеется использовать Италию в будущей войне с Францией.
Германо-итальянское сближение, основанное на взаимном соперничестве с Францией, было закреплено австро-итальянскими переговорами, начатыми по инициативе Рима. Австро-Венгрия приняла предложение Италии о союзе, надеясь привлечь последнюю на свою сторону на случай войны с Россией. 20 мая 1882 г. в Вене был подписан тайный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, получивший название Тройственного союза. Исходя из статей соглашения, договаривающиеся стороны обязывались не участвовать в союзах против одной из них. Германия и Австро-Венгрия обязывались оказать военную помощь Италии в случае нападения на нее Франции, а Италия со своей стороны помогала Германии при нападении на нее Франции.
|
|
Тройственный союз, прежде всего направленный против Франции, обострял обстановку в мире и являлся победой Германии. Он исключал возможность франко-итальянского союза в случае франко-германской войны, открывал путь для немецких товаров и капиталов в Италию.
Тройственный союз не ликвидировал австро-германского соглашения; он существовал параллельно с Союзом трех императоров. Во всех этих соглашениях руководящая роль принадлежала Германии. Договоры 70—80-х годов XIX в. закрепляли ее гегемонию в Европе и способствовали созданию германской колониальной системы.
В 1884 г., по истечении трехлетнего срока договора трех императоров Берлинский кабинет предложил русскому правительству продолжить его еще на три года. 15 (27) марта 1884 г. между Россией, Австро-Венгрией и Германией в Берлине было подписано новое соглашение, повторявшее основные статьи договора 1881 г. Главная причина, побудившая Россию продлить Союз трех императоров, заключалась в надежде ограничить активные действия Австро-Венгрии на Балканах, а также поддержать единство союзников в Африке и в Средней Азии как противовес англо-французской экспансии. Однако балканская проблема оставалась стержнем австро-германо-русских отношений, где между союзниками существовали острые противоречия. Единственным вопросом, объединявшим государства, была борьба с революционным движением.
|
|
Политика России на Балканах в 80-е годы XIX в. Расчленение Болгарии в результате решений Берлинского конгресса не уничтожило у болгар надежду на объединение. В 1879 г. в бывшей столице Болгарского княжества городе Велико-Тырнове Учре-
дительное собрание приняло Конституцию (Органический устав), по которому Болгария признавалась конституционной монархией с народным представительством, разделявшим законодательную власть с князем, утверждалась свобода личности, слова, собраний, запрещалась цензура, неприкосновенным считалось право частной собственности. Для мужского населения (христиан и мусульман) вводилась обязательная воинская повинность. Избирательное право распространялось на мужчин, достигших 21 года.
Учредительное собрание Болгарии, приняв Конституцию, в апреле 1879 г. было распущено и созвано Великое народное Собрание для выбора князя. После долгого обсуждения главой болгарского государства был избран 22-летний немецкий офицер Александр Баттенберг, приходившийся племянником русской императрице. Через него царизм рассчитывал оказывать давление на политику болгарского правительства. Однако честолюбивый князь стремился освободиться не только от контроля России, но и ограничения своей власти, вытекавшей из Конституции. В своей политике он ориентировался на государства Запада, прежде всего Австро-Венгрию и Германию. Опираясь на консервативные круги внутри Болгарии и Австро-Венгрию, а также воспользовавшись убийством Александра II, возражавшего против отмены Конституции, князь в 1881 г. распустил Великое народное Собрание и изменил Конституцию. В стране была ограничена свобода слова и собраний, установлен ценз при выборах в парламент. Болгары отождествляли действия Баттенберга с политикой русского правительства; влияние России в стране заметно упало.
Ориентацию князя на страны Западной Европы поддерживала болгарская буржуазия, находившаяся в зависимости от австрийского капитала. В руках последнего сосредоточивались ключевые позиции в промышленности и железнодорожном строительстве Болгарии. В австро-русской борьбе за сферы влияния на Балканах Австро-Венгрия победила не только в Болгарии, но в Сербии и Румынии. Правительства этих стран, получавшие материальные выгоды от связей с Западом, также ориентировались на Австро-Венгрию и Германию. Россия была вынуждена отступить.
В 1883 г. Александр Баттенберг восстановил Тырневскую конституцию. Однако это лишь на время 1885-1886 гг. стабилизировало обстановку в стране. Население Болгарии стремилось к объединению тем более, что Порта не выполняла условий Берлинского договора относительно Южной Болгарии (Восточной Румелии). Население этой провинции фактически было лишено свободы слова, собраний, петиций; оно не имело права по своему усмотрению решать даже хозяйственные дела.
В сентябре 1885 г. в столице Восточной Румелии г. Филиппополе (ныне Пловдив) вспыхнуло восстание, направленное против политики Порты и местной администрации. Правительство турец-
кого губернатора было свергнуто и провозглашено объединение Болгарии во главе с А. Баттенбергом.
Петербургский кабинет, плохо зная внутреннюю жизнь Болгарии, считал движение за объединение страны личной инициативой князя. Кроме того, между дипломатическими консульствами в Софии и в Филиппополе не существовало единства, что отрицательно влияло на информацию, поступавшую в Петербург. Не случайно русское правительство даже не было осведомлено о готовившемся восстании в Филиппополе. Гирс, сторонник русско-германского союза, был убежден, что Германия оказывает сдерживающее влияние на балканскую политику Австро-Венгрии.
Узнав о событиях 1885 г. в Болгарии, царское правительство предписало русским представителям в стране не принимать участия в восстании, а военному министру М. А. Кантакузену — оставаться в Болгарии, но не в качестве военного министра, а дипломата при русском дипломатическом агентстве. Гирс был склонен поддержать мнение русского посла в Берлине П. А. Шувалова на события в Болгарии как на конфликт между Германией и Англией. Такой взгляд свидетельствовал о непонимании частью официальной России внутренних мотивов выступления болгар, использованных Баттенбергом для укрепления своей власти.
Западные державы, настаивавшие во время Берлинского конгресса на расчленении Болгарии, спустя 7 лет, в 1885 г., когда влияние России на Балканах было ослаблено, признали объединение Болгарии.
Порта, усмотрев в сентябрьских событиях 1885 г. нарушение условий Берлинского трактата, готовилась к вводу своих войск в Восточную Румелию. Россия, желая помешать этой акции Турции, предложила созвать конференцию по обсуждению событий в Болгарии.
По настоянию Англии в начале 1886 г. Турция вступила в прямые переговоры с Болгарией. Английские дипломаты, пользуясь своим влиянием на султана, убедили последнего не вводить турецкие войска в Румелию и подписать соглашение с Александром Баттенбергом. Порта вынуждена была отступить. По болгаро-турецко-му договору, подписанному в феврале 1886 г., Порта признавала объединение обеих частей Болгарии. Болгарского князя султан утверждал в качестве генерал-губернатора Восточной Румелии сроком на 5 лет. Обе стороны обязывались договариваться о совместных действиях в случае "покушения извне на их территорию". Эта статья составляла главный смысл договора для Англии, его инициатора, и Порты. По его условиям болгарский князь являлся командующим болгарской армией и защищал свою территорию от нападения извне вместе с турецкими войсками. Этим договором Болгария не только выходила из-под контроля России и становилась союзницей Турции, но она обособлялась от других балканских стран, чем усиливались противоречия между ними. Болгаро-турец-
кое соглашение 1886 г., имевшее антирусскую направленность, усилило в Болгарии англо-австрийское влияние.
Вместе с тем объединение Болгарии подняло авторитет А. Бат-тенберга в стране. Свою популярность он использовал для укрепления личной диктатуры и дискредитации России. В болгарской прессе, при поддержке государств Запада, велась антирусская пропаганда, вызывавшая в свою очередь недовольство прорусски настроенной части болгарской общественности, прежде всего военных. В августе 1886 г. группа болгарских офицеров совершила государственный переворот, в результате которого А. Баттенберг подписал отречение от престола и покинул страну. Противники переворота, руководимые крупным политическим деятелем С. Стамболовым, развернули активную пропаганду в пользу Баттенберга и добились его возвращения в Болгарию. Но Александр III, к которому обратился князь в надежде, что тот поддержит его возвращение, не одобрил этот шаг. После решения царя Баттенберг был вынужден вторично подписать акт об отречении.
Царское правительство, пытаясь стабилизировать обстановку в Болгарии, в сентябре 1886 г. направило в Софию генерала Н. В. Каульбарса. Однако грубое вмешательство царского генерала во внутренние дела страны, требование отсрочить созыв Народного собрания для выборов князя не позволили решить поставленную Петербургом задачу. Русско-болгарские дипломатические отношения в ноябре 1886 г. были временно прерваны. В 1887 г. новым правителем Болгарии был избран ставленник Австро-Венгрии 26-летний австрийский офицер Фердинанд Кобург. В правящих кругах Болгарии укрепилась австро-германская ориентация.
Отмечая просчеты царской политики в болгарском вопросе в 80-е годы, нельзя забывать, что именно Россия своей предшествующей политикой на Балканах создала условия для объединения Болгарии. Она добилась широкой автономии для болгар, что ускорило успешную борьбу за независимость страны.
Болгарский кризис резко обострил русско-австрийские и русско-германские отношения. Он ускорил России от ориентации на Германию. Последняя, по существу, не поддержала Россию в болгарском вопросе, хотя на словах Бисмарк одобрял политику царского правительства и поддержал предложение Каульбарса (отвергнутое в Петербурге) о введении русских войск в Болгарию. Смысл провокационной позиции Германии сводился к желанию превратить болгарский вопрос в международный конфликт, что привело бы к полной утрате Россией своего влияния на Балканах.
Союз трех императоров в ходе болгарского кризиса был скомпрометирован. Австро-Венгрия заняла открыто антирусскую позицию. В правящих кругах России обострилась борьба по вопросу о союзниках, что нашло отражение и в прессе. "Московские Ведомости", руководимые М. Н. Катковым, в частности, предлагали не свя-
зывать себя больше "оковами Союза трех императоров" и поддерживать добрые отношения с Францией. Император Александр III, военные круги, руководимые начальником Генерального штаба Н. Н. Обручевым, Н. П. Игнатьев, М. Н. Катков, К. Н. Победоносцев были враждебно настроены к Германии и настаивали на изменении внешнеполитического курса. Н. К. Гире, товарищ министра иностранных дел В. Н. Ламсдорф, помещичьи круги, которые вели торговлю через Балтийское море, еще пытались сохранить союзные отношения с Германией. На короткое время Гирсу удалось убедить Александра III в целесообразности двусторонних русско-германских переговоров (без Австрии), начатых в 1887 г. по истечении 3-летнего срока подписания Союза трех императоров.
В итоге переговоров в Берлине в июне 1887 г. был подписан русско-германский договор, получивший название "перестраховочного". По его первой статье обе державы обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с третьей державой. Но это правило не касалось войны против Австрии или Франции. Германия не гарантировала свой нейтралитет при нападении России на Австрию, а Россия — в случае нападения Германии на Францию. Важное место в договоре занимал восточный вопрос; во второй его статье Германия признавала права, приобретенные Россией по Берлинскому трактату на Балканском полуострове, особенно в Болгарии. Обе державы обязывались сохранять статус-кво на Балканах. По третьей статье договора союзники признавали прежний принцип закрытия проливов. Как показывают дальнейшие события, Германия не придавала практического значения подписанному с Россией соглашению. Главное его назначение, с точки зрения Бисмарка, помешать русско-французскому сближению. Договор 1887 г. не снял ни политических, ни экономических противоречий двух стран.
Известно, что Германия была вторым после Англии импортером русского хлеба. Новые повышенные ставки на сельскохозяйственные товары, введенные Германией в 1885 г. и 1887 г., вызвали недовольство русских помещиков. В свою очередь протекционистские тарифы России, по которым вводились высокие пошлины на иностранные промышленные изделия, привели к сокращению доли немецких товаров на русском рынке. Вслед за этим германское правительство закрыло берлинские банки для русских биржевиков.
В этих условиях в 1890 г. русско-германский договор, подписанный в 1887 г. по инициативе Германии, не был возобновлен.
90-е годы XIX в. ознаменовались русско-германской таможенной войной. Ухудшение русско-германских и русско-австрийских отношений, угроза нападения Германии на Францию способствовали русско-французскому сближению. У обеих стран были также острые противоречия с Анг-
лией. В болгарском вопросе, в частности, Франция заняла, в отличие от Англии, благожелательную по отношению к России позицию. Она отказалась принять болгарскую делегацию, прибывшую в Париж в январе 1887 г. с просьбой о содействии в урегулировании болгарского кризиса; как и Россия, Франция не признала Ф. Кобур-га болгарским князем.
Помимо политических мотивов, определивших русско-французское сближение, важное значение имели причины экономического характера. Французские капиталы находили широкое распространение в России. Основной областью их приложения была горно-металлургическая промышленность. В 1887 г. русское правительство заключило первые займы в Париже. В дальнейшем Франция сделалась главным кредитором России.
Итак, рост милитаризации в Германии, русско-германские и англо-русские политические и экономические противоречия, единая позиция России и Франции в болгарском вопросе — все эти факторы, разные по своей значимости, способствовали русско-французскому сближению.
Толчком к заключению русско-французского союза послужило возобновление в мае 1891 г. тройственного австро-германо-итальянского союза. Сознание общей опасности, угрожавшей как России, так и Франции, ускорило русско-французское сближение. В том же году оба правительства вступили в непосредственные переговоры о заключении союза.
Важным этапом в развитии контактов двух стран был визит французской эскадры в Кронштадт в июле 1891 г. На торжественной встрече эскадры присутствовал император Александр III, стоя выслушавший "Марсельезу" — революционную песню, ставшую гимном Франции. Об этом факте много писали в Европе. С большими почестями и дружелюбием встречали французских моряков в Петербурге и Москве. Русская и французская печать, широко освещавшая эту встречу, рассматривала ее как свидетельство близости двух государств, "нуждающихся в поддержке друг друга".
Одновременно с визитом в Кронштадт продолжались переговоры, начатые в Париже начальниками генеральных штабов двух государств, Н. Н. Обручевым и генералом Буадефром, о заключении военной конвенции. Кроме того, дипломаты России и Франции, обсуждали вопросы, связанные с подписанием политического соглашения. После обсуждения текста соглашения ему была придана форма обмена письмами между министром иностранных дел России Гирсом и министром иностранных дел Франции Рибо, чем объяснялось название этого секретного документа — "Соглашение Гир са — Рибо", датированное 15 (27) августа 1891 г. В нем содержалось указание на совместную договоренность сторон в случае, если одна из них окажется под угрозой нападения. Это соглашение явилось первым документом, установившим основы будущего русско-французского союза, направленного против держав Тройственного союза.
Завершением соглашения было подписание в Петербурге 5 (17) августа 1892 г. начальниками генеральных штабов двух государств военной конвенции, явившейся непосредственным продолжением политического соглашения 1891 г. Инициатива ее заключения принадлежала французам, стремившимся получить от России конкретные обязательства о помощи в войне с Германией. По конвенции, в случае если Франция будет атакована Германией или Италией, поддержанной Германией, Россия нападет на Германию. Если Россия будет атакована Германией или Австрией, поддержанной Германией, то Франция выступит против Германии. В случае мобилизации сил Тройственного союза или одной из держав, входивших в ее состав, Россия и Франция должны были одновременно мобилизовать свои силы. Франция обязывалась направить против Германии 1300 тыс. солдат, Россия — 700—800 тыс., чтобы заставить Германию воевать на два фронта — на западе и востоке. Конвенция носила секретный характер, а срок ее действия определялся временем существования Тройственного союза.
В октябре 1893 г. в Тулон с ответным визитом прибыла русская эскадра. Прием, оказанный русским морякам в Тулоне, Лионе, Марселе, внимание и радушие, с которыми встречала Франция посланцев России, свидетельствовали об искреннем расположении французского народа к России. Память об этой встрече по сей день хранят десятки французских и русских музеев.
Следует обратить внимание на маршруты визитов обоих государств: Кронштадт — северо-запад Европы — как наиболее важный регион для Франции на случай столкновения с Германией и Тулон — выход в Средиземноморье — для России.
27 декабря 1893 г. — 4 января 1894 г. состоялся обмен письмами между Н. Гирсом и французским послом в Петербурге Г. Монтебелло, в результате которого военная конвенция приобрела обязательный характер. Ее ратификация завершила оформление русско-французского союза, ставшего противовесом Тройственному союзу и способствовавшего восстановлению "равновесия в Европе".
Заключением русско-французского союза закончился этап в развитии международных отношений в Европе, начавшийся франко-прусской войной. К концу XIX — началу XX в. сложились два военных блока капиталистических государств.
Поражение царизма в Крымской войне, хотя и ослабило международное влияние России, но не могло пошатнуть ее значения как великой державы континента.
Необходимость глубоких внутренних преобразований, осознанная правительством, вынуждала его ослабить внешнеполитическую активность в Европе и решать внешнеполитические задачи государства дипломатическими средствами.
Для 50-х — начала 70-х годов главная цель России сводилась к отмене отдельных статей Парижского договора 1856 г. о ней-
трализации Черного моря, которая была осуществлена усилиями А. М. Горчакова в 1871 г. Небезуспешна была деятельность русской дипломатии на Дальнем Востоке. В 50-х — начале 60-х годов XIX в. Россия установила дипломатические отношения с Японией и были подписаны два договора с Китаем, по которым Приамурье и Приморье вошли в состав российского государства.
После отмены нейтрализации Черного моря Россия переходит к более активным действиям на Востоке. Но и в эти годы главная внешнеполитическая программа правительства, выработанная во второй половине XIX в., сохраняла свою силу: стремление к локализации международных конфликтов мирным путем, отказ от широких внешнеполитических планов в отношении проливов, Балкан и Западной Европы. Искать опору в "самих себе" — этот принцип, выдвинутый А. М. Горчаковым в середине 50-х годов, составлял важный элемент внешнеполитического курса России на протяжении последних 50-ти лет XIX в.