Государства Средней Азии

Отношения России со Средней Азией имеют многовековую историю. Еще в древности "великий шелковый путь" — система дорог — связывал Азию с Европой в единую мировую цивилиза­цию. Значительно позже, в XIV в., на ярмарках России можно было встретить среднеазиатских купцов. Но начало межгосударствен­ных русско-среднеазиатских отношений падает на XVI век. В 1558 г. царь Иван Грозный направил в Хиву и Бухару англичанина А. Дженкинсона (московские купцы из-за опасности пути не реша­лись тогда самостоятельно вести торговлю со Средней Азией) с пред­ложением установить регулярные русско-среднеазиатские торговые связи. Этот визит вызвал ответные посольства из Бухары и Хивы, но постоянных контактов достигнуто не было. Не удалось нормализовать торговые связи со Средней Азией и Петру I. По­сольства в Среднюю Азию, возглавляемые князем А. Бековичем-Черкасским, закончились трагически: в 1717 г. российская экспеди­ция, направленная в Хиву, по указанию хана была истреблена, что на время прекратило русско-среднеазиатские отношения на правительственном уровне.

К середине XIX в. в Средней Азии существовали три само­стоятельные государства — Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират, сложившиеся к XVII-XVIII вв. Эти земли насе­ляли узбеки, таджики, туркмены, кыргызы, каракалпаки. По ха­рактеру общественных отношений ханства Средней Азии были феодальными государствами с достаточно сильными патриархаль­но-родовыми и рабовладельческими отношениями. Одной из осо­бенностей их экономического развития было отсутствие частной собственности на землю, в значительной степени связанное с природно-географическими условиями региона. Засушливый климат требовал искусственного орошения; заботы о сохранности иррига­ционной системы нуждались в коллективных усилиях и затрудня­ли ведение индивидуального хозяйства дехкан.

Верховным собственником земли был хан. Он представлял дех­канам землю в пользование на жестких условиях: подати с нее нередко доходили до половины урожая. В Средней Азии отсутство-

 

 

1В официальных документах России в понятие "Средняя Азия" включа­лись не только среднеазиатские государства, но и Казахские жузы, Кыргызские и Туркменские племена, не создавшие своей государственности.


вало понятие "крестьянин-собственник", там не было и подворного землевладения.

Путешественники, ученые, дипломаты и военные, посещавшие Среднюю Азию, отмечали контрастность ее природы и хозяйства. В оазисах — Зеравшанской, Ферганской, Ташкентской долинах — были достаточно высокий уровень земледельческой культуры и большая плотность населения. Там выращивали пшеницу, ячмень, рис, обрабатывали хлопок, занимались садоводством и виноградарством. В степных районах и пустынях, как правило, жило кочевое население, главным занятием которого было скотоводство. Общинное владение пастбищем составляло одно из условий существова­ния кочевых племен.

Среднеазиатские ханства были аграрными государствами, боль­шинство населения которых занималось земледелием и скотовод­ством. В городах развивалась промышленность, по преимуществу в форме ремесла; там производились шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани и металлические изделия, часть из которых на­правлялась на внешний рынок — в соседние страны Востока и в Россию. При однотипности экономического склада ханства имели и свои специфические особенности. Кокандское ханство сложилось как военно-феодальное государство с сильной военной знатью как главной опоры хана; Бухарское — как духовный центр Средней Азии.

Поступательному развитию экономики края мешали непрекра­щавшиеся войны между Бухарой и Кокандом, Хивой и Бухарой, земледельческими и кочевыми племенами, столкновения средне-азиатских ханств с соседними государствами — Ираном и Афгани­станом. Конфликты приводили к разрушению ирригационных сис­тем, убийству и пленению людей, уничтожению селений. По мне­нию отечественных востоковедов, с XVII—XVIII вв. в Средней Азии сравнительно со средневековьем, когда она была одним из центров цивилизации Востока, замечается спад экономики и культуры.

В политическом отношении ханства были военными деспо­тиями: их правители имели единоличную власть, подбирая для административного управления преданных им чиновников; зако­нов, которые охраняли бы жизнь и имущество населения, не суще­ствовало. При взимании налогов, распределении воды, формирова­нии армии господствовал произвол. В Среднеазиатских государст­вах в XIX в. продолжало существовать рабство. Рабами станови­лись пленные, захваченные в ходе войны и набегов; рабы пополня­ли армию, были домашней прислугой.

В политической и общественной жизни ханств важную роль играло мусульманское духовенство, указаниями которого руково­дствовались эмиры и ханы в своей внутренней и внешней полити­ке; оно влияло на мировоззрение и культуру мусульман. Образова­ние в ханствах носило преимущественно религиозный характер; главное внимание в мектебе (начальных школах) и медресе (сред-


них) отводилось изучению Корана, воспитанию покорности (слово; "ислам" означает покорность"), признанию божественного происхождения ханской власти. Вместе с тем духовенство было наиболее образованной частью населения среднеазиатских государств; правда, свое главное назначение оно видело в распространении ислама и его догматов. Клановость, существовавшая в Средней Азии, а также оторванность от мирового рынка замедляли экономический и социальный прогресс региона.

В этих условиях экономические связи с Россией, вступившей на капиталистический путь развития, приобретали особую значи­мость. Важны были азиатские рынки и для России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: