Внутренняя торговля. Новые экономические условия приводили к возникновению и новых форм в торговле — в первую очередь к значительной ее концентрации и усилению роли банковского капитала в торговых операциях. В 1900—1913 гг. внутренний товарооборот России вырос на 64 % и достиг 18,5 млрд. руб. Получили развитие торговые акционерно-паевые предприятия. Значительно поднялся удельный вес магазинной торговли. В крупных городах появились специализированные и универсальные магазины. Дальнейшее развитие получила биржевая торговля.
Однако наряду с новыми формами торговли сохранялись и старые. В начале 900-х годов 87% товарооборота приходилось на мелкие лавки, палатки и торговлю вразнос. Недостаточность транспортной сети, товарных складов и элеваторов сдерживала внедре-
ние новых форм торговли. Развитие внутренней торговли в целом тормозилось и низкой покупательной способностью основной массы населения — крестьян. В 1912 г. крестьянин тратил на приобретение товаров на рынке в 16,5 раз меньше, чем горожанин.
|
|
Возрастал экспорт русских товаров за границу. В 1900—1913 гг. вывоз русских товаров, несмотря на высокие таможенные пошлины, увеличился на 212%. Главным экспортным товаром оставался хлеб, а также другие продукты сельского хозяйства и сырье. Удельный вес промышленных товаров в русском экспорте не превышал 10%; большая их часть вывозилась в Китай и Иран. В составе импортируемых Россией товаров значительную часть составляли оборудование для промышленности и сырье для текстильной промышленности. Немалую долю в импорте составляли предметы роскоши.
Главными внешнеторговыми партнерами России являлись Англия и Германия.
В 1905 г. для руководства внешней и внутренней торговлей было создано Министерство торговли и промышленности. Тесно связанное личными контактами с крупнейшими банковскими и промышленными монополиями Министерство проводило активную защиту интересов российской финансовой олигархии.