В обстановке общественно-политического подъема в России на рубеже 50—60-х годов в духовных и светских журналах развернулось оживленное обсуждение проблем, связанных с положением православной церкви в государстве, ее ответственностью перед обществом, повышении материального и нравственного уровня духовенства. Были поставлены вопросы о преодолении бюрократизации в управлении церковью, предоставлении ей большей самостоятельности (меньшей зависимости от опеки светской власти), о преобразовании приходской жизни, совершенствовании системы духовного образования, даже о введении веротерпимости. Само правительство осознавало настоятельную необходимость разрешения этих проблем, особенно под влиянием проводившихся в то время других реформ.
Разработка и проведение указанных преобразовательных мер были возложены на светское и духовное ведомства центрального управления — Министерство внутренних дел и Святейший Синод. В конце 1861 г. под председательством министра внутренних дел П. А. Валуева был создан специальный комитет для проведения церковных реформ. Решено было начать с преобразования статуса приходского духовенства. Для этого в конце 1862 г. при Синоде было учреждено из духовных и светских лиц "Особое присутствие для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства". На основе разработанных им проектов в 1864 г. был издан ряд постановлений о церковном приходе и приходском духовенстве. При приходе создавались выборные органы из прихожан, руководимые приходскими священниками, — низшее церковное управление, подобное сельскому. В их задачу входили сбор средств на приходскую церковь и урегулирование конфликтов между прихожанами и церковным причтом. Указом 1867 г. отменялось старое правило наследственной передачи приходских церковных должностей, а указом 1869 г. — и само наследственное духовное звание от отца к детям. Этим же указом из духовного звания отчислялись церковные сторожа, пономари, псаломщики и пр. церковнослужители. Детям священников и дьяконов предоставлялась свобода выбора профессии, поступления на государственную и общественную службу. В священники и дьяконы могли быть рукоположены и выходцы не из духовной среды, если они окончили духовную семинарию.
|
|
Тем самым существенно подрывалась (хотя и не ликвидировалась) сословная кастовость духовенства.
В силу действия этих указов в 1870—1874 гг. численность приходского духовенства сократилась на 15%; соответственно этому сократилось и число приходов. Вместе с тем были приняты меры к некоторому повышению материального положения духовенства: увеличивалось казенное пособие приходскому священнику (на 67%), устанавливались небольшие пенсии находившимся "на покое" (в отставке) священникам, а также их вдовам. Но оставшиеся не у дел церковнослужители не получили никаких пособий.
|
|
В 1863 г. был начат пересмотр системы подготовки приходских священников, связанный с изменением их статуса, что вызвало необходимость проведения реформы духовного образования. В 1863 г. выпускникам духовных семинарий разрешалось поступать в университеты. С 1864 г. дети духовенства получили право вместо духовных семинарий учиться в гимназиях, а в 1867 г. — поступать в военные училища; одновременно это право давало возможность выхода из духовного звания. Вместе с тем по указу 1867 г. детям других сословий, в том числе податных, разрешалось поступать в духовные учебные заведения, по окончании их — получать священническую должность и, таким образом, переходить в духовное сословие.
Еще в 1858 г. был поставлен вопрос о коренном преобразовании духовных учебных заведений. С целью ознакомления с состоянием духовного образования на местах Александр II в том же году посетил Ярославскую, Вологодскую, Нижегородскую и Литовскую православные духовные семинарии. Подготовка реформы духовного образования проходила медленно, через многочисленные бюрократические инстанции. Сначала были затребованы мнения ректоров духовных академий и ряда семинарий о принципах этой реформы. Затем из присланных ими отзывов и "мнений" был составлен "Общий свод" материалов о духовном образовании. Для рассмотрения его и составления первоначального проекта реформы духовного образования в 1859 г. при Синоде был учрежден особый Комитет. Подготовленный им в 1863 г. проект был разослан по епархиям, в которых он "изучался" еще три года. Затем при Синоде был создан новый Комитет уже для' подготовки окончательного текста "Положения" о духовных школах, которое было утверждено Александром II в 1867 г.
"Положение" предусматривало наличие в каждой епархии не менее одной семинарии. Устанавливался шестилетний срок обучения. При этом для тех, кто изъявлял желание по окончании семинарии стать священником, обучение было бесплатным. Хорошо успевающим учащимся выплачивалась стипендия. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, и таким образом программа обучения в духовных семинариях приближалась к гимназической, что облегчало их выпускникам поступление в универси-
теты. Преподавание, становилось ближе к жизни, освобождаясь от прежней схоластики. По "Положению" 1867 г. семинарии получали определенную автономию. Более широкую автономию (выборность ректора и профессоров) получали и духовные академии. При епархиях создавались учебные заведения и для девочек из семей духовенства. В них наряду с духовными предметами в программу включался минимум общеобразовательных дисциплин в объеме начальной школы, а также рукоделие и домоводство.
Ряд изменений произошел и в церковном управлении. В 1867 г. было отменено деление епархий на три "класса". Епархиальные архиереи получали право без санкции Синода строить церкви, давать разрешения на вступление в монашество, самостоятельно решать вопросы духовного образования в пределах своих епархий. Приходское духовенство получало право избирать благочинных, стоявших во главе мелких церковных округов — благочинии, в которые входило от 10 до 15 приходов. Создавались выборные благочиннические советы, возглавляемые благочинными. Таким образом, низшее звено церковного управления строилось по типу крестьянского общинного и волостного выборного самоуправления, введенного реформой 1861 г. Приходское духовенство для решения местных церковных нужд получило право собираться на съезды трех уровней — благочиннические, училищные (по училищным округам) и епархиальные.
|
|
При Александре II прекратились гонения на старообрядцев, каким подвергались они при Николае I. Их насчитывалось в то время, по разным данным, от 8 до 12 млн. человек. За легализацию "раскола" выступала в печати 50 — 60-х годов либеральная общественность. Сторонники его легализации доказывали, что гонения против старообрядцев противозаконны, если они не нарушают государственных законов, к тому же такие меры приводят к обратным результатам — ожесточают гонимых, провоцируют конфликты; они и неэффективны, ибо нельзя против идей, учений, веры действовать грубой силой.
В 1864 г. был учрежден комитет по "раскольническим делам". Выработанные им и утвержденные царем в том же году "Правила" легализовали значительную часть старообрядческих толков и согласий, которым предоставлялось право свободно отправлять свое богослужение, а также выезжать за границу. Были признаны имеющими юридическую силу старообрядческие метрические записи (крещений, венчаний, отпеваний). Старообрядцам дозволялось заниматься иконописанием (для своих нужд), учреждать свои школы грамоты, занимать некоторые общественные (но не государственные) должности. Но эти права не распространялись на считавшиеся "вредными" старообрядческие согласия (например, на хлыстов, скопцов, "бегунов" или "странников"), которые не признавали не только церковную, но и светскую власть.
Церковные реформы, проведенные при Александре II, несколько оживили деятельность Русской православной церкви, смягчили стеснявшие ее бюрократические оковы. Однако они были неглубоки, так как не затрагивали принципиальных вопросов управления церковью и взаимоотношений ее со светской властью, к тому же они были непоследовательны и незавершенны. Это обусловило их непрочность и фактически отказ от них в последующее царствование.
При Александре III конфессиональную политику определял назначенный еще Александром II в 1880 г. обер-прокурором Синода профессор гражданского права К. П. Победоносцев. На этом посту он находился 25 лет. Он был автором печально знаменитого царского манифеста 29 апреля 1881 г. "О незыблемости самодержавия", который определил политическую линию царствования Александра III.
|
|
Победоносцев полагал, что при проведении этого курса православная церковь призвана сыграть огромную, если не решающую, роль. При нем были восстановлены закрытые в 60—70-е годы церковные приходы и открыты новые. За время царствования Александра III ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22% увеличилась численность священнослужителей. Опираясь на поддержку светской власти, Победоносцев стремился поднять религиозность русского народа, распространить православие и среди нерусских народов. При нем оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных периодических изданий и тиражи духовной литературы. Он стимулировал учреждение церковных братств, призванных, особенно в западных губерниях России, укреплять православие.
Победоносцев считал, что церковь, помимо своих религиозных обязанностей, должна была развивать и другие формы деятельности, важные для укрепления ее авторитета в народе. Большое значение он придавал церковной проповеди, внебогослужебным собеседованиям священников со своими прихожанами, устройству при церквах библиотек, организации церковной благотворительности, а также проведению торжеств по случаю различных церковных юбилеев.
Возросла и роль обер-прокурора в Синоде. Отныне Победоносцев все важные дела по ведомству Синода решал единолично. Усилилась и централизация управления православной церковью. Под жесткий контроль обер-прокурора было поставлено епархиальное духовенство. "Доверенным" лицам Победоносцев поручал надзор за епископами. Посланные в епархии эти лица должны были состоять при архиереях и направлять обер-прокурору конфиденциальные донесения об их настроениях и поведении. Проводились час-
тые перемещения архиереев из одной епархии в другую, строптивых и неугодных обер-прокурор отправлял в захолустные епархии (в Сибирь, на Дальний Восток), что вызывало неприязнь и протесты архиереев против "самодержавства" Победоносцева.
В свою очередь в строгое подчинение местного епископата было поставлено приходское духовенство. Епархиальные консистории, находившиеся в двойном подчинении — епархиальных архиереев и Синода, обязаны были доставлять в Синод сведения о приходском духовенстве. Донесения епархиальных консисторий дали Победоносцеву обильный материал о падении авторитета духовенства среди населения. Вопрос о "нравственных пороках" духовенства неоднократно обсуждался в Синоде. Архиереям было дано предписание "узнавать достойных, недостойных наказывать, слабых наставлять и поддерживать".
Беспокоило Синод и положение дел в духовных семинариях Из семинарий выходили не только верные служители Бога, но и атеисты-вольнодумцы. Известны были факты участия студентов духовных академий и семинаристов старших курсов в народническом движении. 22 августа 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введенную Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров. Усиливался надзор за духовными учебными заведениями. В 1890 г. последовало специальное предписание епархиальным архиереям строго следить за тем, чтобы в духовные семинарии не проникали неблагонадежные периодические издания и чтобы семинарское начальство не "утаивало" случаи распространения в среде семинаристов крамольной литературы и возникновения тайных кружков. Семинаристов и студентов духовных академий за чтение "недозволенных" книг сажали в карцер. В ответ на эти суровые меры в 80-х годах прокатились волнения в ряде духовных учебных заведений.
Победоносцев всячески противодействовал духовным контактам интеллигенции с народом, с церковью, диалогу с ней. Им были закрыты возникшие в 70—80-х годах в Москве и Петербурге Общества любителей духовного просвещения, в которые входили представители высших столичных кругов и часть профессуры (главным образом, духовных академий). Его гонениям подверглись известный религиозный философ В. С. Соловьев, писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков, с подозрением он стал относиться к произведениям своего прежнего друга Ф. М. Достоевского. Победоносцев немало сделал для ужесточения духовной и светской цензуры, подчинения народного образования церковному влиянию.
Церковноприходские школы С 1884 г. по инициативе Победоносцева стали усиленно насаждаться церковноприходские школы, Которые находились в непосредственном ведении Синода. Во главе этих школ были поставлены приходские священники, являвшиеся
и "законоучителями" (преподавателями главного предмета в школе — "закона Божьего"). В изданных 13 июня 1884 г. "Правилах о церковноприходских школах" говорилось, что "школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания". Сам Победоносцев более откровенно отзывался об истинном предназначении этих школ: "Церковноприходские школы по самым условиям существующего в них обучения и надзора представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования и потому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения". Победоносцев придавал церковноприходским школам в деле воспитания народных масс в духе преданности православной церкви и престолу решающее значение. Он надеялся, что эти школы, как наиболее "дешевые" и дающие народу необходимую ему грамотность, будут поддержаны и духовенством, и самим народом.
В печати учреждение церковноприходских школ было встречено неоднозначно. Развернулась полемика об их целесообразности. Против них высказывалась либеральная печать, указывая на неподготовленность к учительской деятельности большей части приходского духовенства, на опасность внесения в эти школы традиционных для низших духовных учебных заведений зубрежки и начетничества. Противники этих школ считали, что церковноприходская и светская начальные школы как построенные на "противоположных началах" вместе существовать не могут.
Принятыми правительственными мерами церковноприходские школы в 80—90-х годах получили довольно широкое распространение. Если ко времени издания "Правил о церковноприходских школах" (1884) их насчитывалось 4,1 тыс. с 98 тыс. учащимися, то к 1900 г. их было уже 42,6 тыс. с 1,6 млн. учащимися, а численность церковноприходских школ сравнялась с числом начальных школ Министерства народного просвещения.
Церковноприходские школы были двух типов — с двухлетним и четырехлетним сроком обучения. В первых обучали молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению, чтению церковнославянской и гражданской печати, четырем правилам арифметики; у вторых к этим предметам добавлялись история церкви и курс гражданской истории страны. Хотя расширение сети церковноприходских школ и преследовало откровенно утилитарно-политические цели, тем не менее они сыграли немалую положительную роль в распространении грамотности среди населения. В связи с ростом рабочего движения в 70—90-е годы XIX в. светская власть потребовала от православной церкви оказать содействие в борьбе против влияния на рабочую среду народнической, а позже и социал-демократической пропаганды. По ини-
циативе Победоносцева и редактора "Московских ведомостей" М. Н. Каткова в начале 80-х годов при Исаакиевском соборе в Петербурге было создано специальное общество, в задачи которого входили издание клерикально-монархической литературы и ее бесплатная раздача рабочим.
Политика по отношению к неправославным конфессиям. В многонациональной России православная церковь хотя и была "господствующей и первенствующей", однако ее влияние не распространялось да десятки миллионов людей, исповедовавших католичество, протестантизм, мусульманство, иудаизм, буддизм, а также "отпавших от православия" русских старообрядцев разных толков и сектантов. Не все русские признавали официальное православие, и в то же время многие нерусские народы (украинцы, белорусы, молдаване, ряд народов Поволжья, Урала, Сибири, принявших крещение) исповедовали православие.
По данным годовых отчетов Синода, в 1840 г. православное население России насчитывало 44 млн. человек обоего пола, в 1860 г. — 52 млн., в 1890 г. — 72 млн., по первой Всероссийской переписи 1897 г. — 87,4 млн. человек. Удельный вес православного населения в течение XIX в. составлял от 70 до 75%.
В 80—90-е годы проводилась активная христианизация народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, активизировалась деятельность русских православных миссий за рубежом.
Стремление распространить православие среди нехристианского населения России не имело особого успеха. В отношении старообрядчества проводилась довольно гибкая политика. Изданный в 1883 г. новый закон о старообрядцах подтверждал постановления 60—70-х годов, отменявшие многие ограничения для них, введенные Николаем I. Старообрядцам (кроме "вредных сект") разрешалось занимать общественные должности, заниматься торгово-промышленной деятельностью, получать паспорта на общих основаниях. Они могли открывать молитвенные здания, но с разрешения министра внутренних дел и обер-прокурора Синода. Однако им запрещалось сооружать колокольни, проводить крестные ходы, а главное — распространять свое учение среди православного населения. Продолжало преследоваться "отпадение от православия в раскол", а с 1884 г. последовали ужесточения по отношению к "расколу". На состоявшемся в 1885 г. соборе епархиальных архиереев специально рассматривался вопрос о борьбе с "расколом".
Однако церковные и светские власти более всего были обеспокоены широким распространением в то время так называемых "рационалистических" сект: штундистов, баптистов, пашковцев, толстовцев и пр.
Старообрядцы первостепенное значение придавали обрядности, точнее — приверженности к старым обрядам, в которых виде-
ли суть сохранения "древнего благочестия". Догматических расхождений у них с господствующей православной церковью по существу не было. Новые же, сектантского типа, христианские конфессии, в основном возникшие на Западе и привнесенные в Россию, делали акцент на "разум" (почему их и принято называть "рационалистическими"). Они, наоборот, практически отвергали обрядность или сводили ее к минимуму. Поэтому расхождение их с православной церковью было более всего на почве догматики. Проповедь идеи всеобщего равенства, общинности, трудолюбия, благотворительности, строгости нравов, взаимопомощи, а также ненасилия и всеобщей любви особенно привлекали в эти секты простое население, что и обеспечило значительный их успех в России в конце XIX в. Вследствие этого был принят ряд радикальных мер к их "искоренению": запреты исполнять службы, судебные преследования. Многие десятки тысяч последователей этих сект вынуждены были эмигрировать (в основном в США и Канаду).
Против религиозных гонений подняла голос либеральная печать; выступали против этого и новые суды, стоявшие за законность. Гонения за веру отталкивали от правительства не только либеральных, но и лояльно относившихся к нему консервативных людей, разжигали недовольство в национальных регионах, а недовольство на религиозной и национальной почве неизбежно выливалось в социальный протест.