Развитие культуры в первые десятилетия XIX в. было тесно связано с общественно-художественными течениями предшествующего времени. В общественном сознании продолжали существовать идеи просветительства, из которых выросла дворянская революционность. Сохранялось понимание просвещения как силы, способной излечить многие социальные язвы и преобразовать жизнь.
Уже во второй половине XVIII в. шел процесс складывания современного русского литературного языка, формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью. В начале XIX в. происходит окончательное становление института цензуры, игравшей в руках правительства роль важнейшего инструмента в определении нужного, с точки зрения власти, направления в развитии просвещения, литературы, журналистики.
Вместе с этим на общественно-культурную жизнь первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движение декабристов.
|
|
Эпоха 1812 г. — важный этап в становлении национального самосознания. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. В. Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внутреннем развитии в обществе "гражданственности и образования", явившихся "результатом этой эпохи".
С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории. Фактом огромного культурного значения стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Он был первым историком, которого стала читать публика.
Эпоха 1812 г., система Священного союза и участие в ней России породили довольно широкое распространение среди части светских и духовных деятелей России религиозных исканий.
Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было также внутренней вехой в общественно-культурной жизни страны. Идеи дворянских революционеров, стремление осмыслить и понять их, принять или отвергнуть способствовали активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, формирующейся интеллигенции, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.
Для общественного сознания XVIII — начала XIX вв. связь России и Западной Европы была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., такое понимание этой духовно-интел-
|
|
лектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей.
Система просвещения
В начале XIX в. в России сложилась система общеобразовательной школы, просуществовавшая с небольшими изменениями на протяжении всего дореволюционного времени. Начало ее было положено еще в 80-е годы XVIII в. учреждением главных (в губернских городах) и малых (в уездных) народных училищ.
Созданное в 1802 г., наряду с другими, Министерство народного просвещения впервые централизовало государственное руководство школьной системой; главные народные училища были преобразованы в 7-классные гимназии, а малые — в 3-классные уездные училища. В школах вводились единые учебные планы. Общность учебных планов уездных училищ и первых классов гимназий позволяла на практике осуществлять преемственность между начальной и'средней школой, которая декларировалась правительством.
По школьному уставу 1804 г. учреждались одногодичные приходские училища, в которые должны были приниматься дети "всякого состояния" без различия "полу и лет". Приходские школы создавались и в городе, и в сельской местности. Однако денег из казны для них не поступало: их финансирование передавалось органам городского управления, или в этом деле полагались на инициативу помещиков, сельских священников, самих государственных крестьян.
На развитие высшего и среднего образования правительство обращало основное внимание. Помимо Московского в первые два десятилетия XIX в. были открыты еще пять университетов: Дерптский (1802), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербургский (1819). Как правило, университеты создавались на базе уже существовавших ранее научно-учебных заведений. С XVII в. известен университет в Дерпте; с 1758 г. работала гимназия в Казани, созданная по инициативе и поддержке профессоров Московского университета; имелись "коллегиум" в Харькове, Главный педагогический институт в Петербурге, преобразованный в свою очередь из учительской семинарии, известной с 80-х годов XVIII в. Университет являлся основной формой высшего образования в России на протяжении всей первой половины XIX в.
С начала XIX в. университетам отводилась большая роль в развитии школьного, прежде всего гимназического образования. В 1804—1835 гг. они возглавляли учебные округа (по уставу 1835 г. эта функция университетов отменялась), осуществляли контроль за работой школ, участвовали в создании учебников, составлении учебных программ.
Школьная реформа сделала актуальной проблему учительских кадров, подготовки учителей. В уездном училище в начале XIX в. работали только два учителя, преподававшие по 7—8 предметов, в гимназии 8 учителей обеспечивали весь учебный процесс. По уставу 1804 г. перед университетами была поставлена задача "служить рассадником преподавателей средних школ". С этой целью в них были созданы педагогические институты, просуществовавшие до 1859 г. В целом их деятельность была мало успешной. Еще до официального закрытия функции педагогических институтов стали выполнять организованные в университетах кафедры педагогики. В дореформенной России не было специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы.
Во второй четверти XIX в. отношение правительства к задачам, которые решала общеобразовательная школа, стало меняться. В культурной политике, прежде всего в системе образования, все более преобладали идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа должна была не только учить, но и воспитывать, и воспитание это целиком находилось в руках государства.
|
|
Официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной школы. Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские училища предназначались для детей "самых низших состояний", в них обучали закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их программу входили русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях получали образование, главным образом, дети дворян, чиновников, богатых купцов. Целью гимназии было "приготовление учащихся к слушанию академических или университетских курсов наук".
Все эти меры правительства были направлены на укрепление слабеющих сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий".
Правительство в этот период обращает внимание на развитие государственной школы, в которой должно было преобладать "отечественное воспитание и образование". В циркуляре попечителям учебных округов С. С. Уваров (1847) писал, что "возбуждение духа отечественного должно быть достигаемо в школах... из начала русского... без всякой примеси современных идей политических". Развивая эту линию в школьной политике, правительство в 30-е годы
ограничило число вновь открываемых частных пансионов в столицах, а в уже действующих "воспитание должно было приспосабливаться к воспитанию в казенных заведениях", право содержания пансионов и преподавания в них получали только русские подданные.
В 30-е годы в России были созданы предпосылки для развития системы средней и высшей школы. Университетский устав 1835 г., поставивший российские университеты под больший государственный контроль по сравнению с уставом 1804 г., способствовал их более углубленной научно-учебной деятельности. Университеты, наряду с Академией наук, становились важными научными центрами. С целью повышения уровня университетской профессуры практиковалось направление за границу молодых выпускников университетов для подготовки к ученому званию. За границей стажировались такие известные ученые и преподаватели, как Грановский, Крюков, Редкин, Пирогов.
|
|
С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, авторитет знаний и необходимость их приобретения возрастали. В учебный план уездных училищ по уставу 1828 г. включались курсы, "способствовавшие успехам в обороте торговли и в трудах промышленности". При гимназиях в 30-е годы открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук. В университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технологии производства. Возникли старейшие в России технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне — Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана).
В 30-е годы появились ведомственные школы (Министерств финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.). К 50-м годам существовало до 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. В дореформенной России это была основная сельская школа (законом 1867 г. эти школы были переданы земству).
К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддержало эту инициативу. Но после того, как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М. Ф. Орловым, Н. Н. Раевским) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.
По очень приблизительным данным можно заключить, что число общеобразовательных училищ (средних и начальных), находившихся в ведении Министерства народного просвещения, в первой полови-
не XIX в. росло: в начале XIX в. действовали 32 гимназии, 126 уездных училищ, в 40-х годах гимназий было 76, уездных училищ — 445, свыше тысячи приходских школ. В середине 50-х годов общее количество гимназий и начальных школ достигало почти 8 тыс., частных пансионов было свыше 600.
При известном расширении школьной системы уровень грамотности в России к концу крепостной эпохи не превышал 1%. В некоторых губерниях, прежде всего столичных, он был несколько выше — от 1,5 до 2%. Культурный потенциал общества в этот период был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство являлось основным носителем профессиональной культуры.
Культурно-просветительская деятельность. Состояние культуры, помимо системы просвещения, определялось также уровнем развития культурно-просветителъных учреждений — библиотек, музеев, выставок, интересом в обществе к книге, ростом издательского дела. В конце 50-х годов в год печаталось около 2 тыс. книг, число издаваемых журналов и газет по наименованиям доходило до 230 (в начале века их было только 64). С 1837 г. стала выходить первая в XIX в. правительственная газета "Губернские ведомости".
Современники подчеркивали большую роль журналов в общественно-культурной жизни. "Они вбирают в себя все умственное движение страны, — писал Герцен, — ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико". Для журналистики 30—40-х годов уже характерна известная позиция, в целом совпадавшая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике ("Москвитянин", "Северная пчела") противостояло демократическое направление, выразителями которого в 20-е — первой половине 30-х годов были "Московский телеграф" и "Телескоп", в последующий период — "Современник" и "Отечественные записки".
В России появляются крупные отечественные книгоиздатели, среди которых наибольшую известность получил в 40-е годы А. Ф. Смирдин. Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов. Упрощая оформление, увеличивая тираж, Смирдин снижал розничные цены, делал книги доступными "для небогатых людей" и тем способствовал их распространению. Он впервые ввел в практику писательские гонорары; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который распространялся в основном в провинции. Тираж журнала — 5—6 тыс. — был очень большим для того времени.
В первой половине XIX в. библиотечная система в стране была достаточно разнообразной. Библиотеки существовали при университетах, гимназиях, некоторых уездных училищах. В конце
XVIII в. в некоторых губернских городах (Тула, Калуга, Иркутск) появились первые публичные библиотеки. К 1814 г. относится открытие Императорской публичной библиотеки в Петербурге (ныне — Российская национальная библиотека). Понятие "публичная библиотека" в то время отличалось от современного. Библиотека рассматривалась прежде всего как хранилище или музей книжных редкостей. Доступ в нее был ограничен: библиотека открывалась для посетителей только три раза в неделю, "непристойно одетые" люди не могли быть ее читателями. Однако появление публичных библиотек было принципиально новым явлением в культуре.
К 30-м годам в губернских и уездных городах было открыто главным образом силами местной общественности до 40 публичных библиотек. Но востребованность их в этот период была еще далеко недостаточной. Не поддержанные правительством в финансовом отношении многие из публичных библиотек прекратили существование. В середине 50-х годов продолжали действовать не более 10-ти из них.
При книжных магазинах в Москве и Петербурге, а в 40-е годы и в губернских городах стали появляться платные (коммерческие) библиотеки. В 30-е годы насчитывалось более 100 книжных магазинов, которые наряду с библиотеками формировали систему функционирования книги в обществе.
В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России националъного музея, который должен был вести просветительскую работу, чтобы "каждый гражданин, — как отмечалось в журнале "Сын отечества", — для своего просвещения имел бы право отыскивать нужные материалы и сведения". Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время (1872).
В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший как дворцовый музей со второй половины XVIII в. В первой половине XIX в. в дворянской и купеческой среде получает распространение частное собирательство, формируются коллекции живописи, предметов старины, составившие основу многих художественных музеев России (коллекция картин Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатенкова, В. А. Кокорева, П. М. Третьякова и др.).