I. Культура в первой половине XIX в

Развитие культуры в первые десятилетия XIX в. было тесно связано с общественно-художественными течениями предшествую­щего времени. В общественном сознании продолжали существовать идеи просветительства, из которых выросла дворянская революци­онность. Сохранялось понимание просвещения как силы, способной излечить многие социальные язвы и преобразовать жизнь.

Уже во второй половине XVIII в. шел процесс складывания современного русского литературного языка, формирования нацио­нальных школ в живописи, музыке, архитектуре, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью. В начале XIX в. происходит окончательное становление института цензуры, игравшей в руках правительства роль важнейшего инструмента в определении нуж­ного, с точки зрения власти, направления в развитии просвещения, литературы, журналистики.

Вместе с этим на общественно-культурную жизнь первой по­ловины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движение декабристов.

Эпоха 1812 г. — важный этап в становлении национального самосознания. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Оте­чественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение войны воспринималось современни­ками как национальная победа, предотвратившая иноземное пора­бощение. В. Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внут­реннем развитии в обществе "гражданственности и образования", явившихся "результатом этой эпохи".

С ростом национального самосознания связан интерес к собст­венной истории. Фактом огромного культурного значения стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Он был пер­вым историком, которого стала читать публика.

Эпоха 1812 г., система Священного союза и участие в ней Рос­сии породили довольно широкое распространение среди части свет­ских и духовных деятелей России религиозных исканий.

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было также внутренней вехой в общественно-культурной жизни страны. Идеи дворянских революционеров, стремление осмыслить и понять их, принять или отвергнуть способствовали активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, фор­мирующейся интеллигенции, появлению новых ориентиров в офи­циальной идеологии.

Для общественного сознания XVIII — начала XIX вв. связь России и Западной Европы была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., такое понимание этой духовно-интел-


лектуальной связи стало восприниматься резко критически со сто­роны официальных властей.

Система просвещения

В начале XIX в. в России сложилась система общеобразовательной школы, просуществовавшая с небольшими изменениями на протяжении всего дореволюционно­го времени. Начало ее было положено еще в 80-е годы XVIII в. учреждением главных (в губернских городах) и малых (в уездных) народных училищ.

Созданное в 1802 г., наряду с другими, Министерство народно­го просвещения впервые централизовало государственное руково­дство школьной системой; главные народные училища были преоб­разованы в 7-классные гимназии, а малые — в 3-классные уездные училища. В школах вводились единые учебные планы. Общность учебных планов уездных училищ и первых классов гимназий по­зволяла на практике осуществлять преемственность между началь­ной и'средней школой, которая декларировалась правительством.

По школьному уставу 1804 г. учреждались одногодичные при­ходские училища, в которые должны были приниматься дети "вся­кого состояния" без различия "полу и лет". Приходские школы соз­давались и в городе, и в сельской местности. Однако денег из казны для них не поступало: их финансирование передавалось органам городского управления, или в этом деле полагались на инициативу помещиков, сельских священников, самих государственных крестьян.

На развитие высшего и среднего образования правительство обращало основное внимание. Помимо Московского в первые два десятилетия XIX в. были открыты еще пять университетов: Дерптский (1802), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербург­ский (1819). Как правило, университеты создавались на базе уже существовавших ранее научно-учебных заведений. С XVII в. из­вестен университет в Дерпте; с 1758 г. работала гимназия в Казани, созданная по инициативе и поддержке профессоров Московского университета; имелись "коллегиум" в Харькове, Главный педаго­гический институт в Петербурге, преобразованный в свою очередь из учительской семинарии, известной с 80-х годов XVIII в. Универ­ситет являлся основной формой высшего образования в России на протяжении всей первой половины XIX в.

С начала XIX в. университетам отводилась большая роль в развитии школьного, прежде всего гимназического образования. В 1804—1835 гг. они возглавляли учебные округа (по уставу 1835 г. эта функция университетов отменялась), осуществляли контроль за работой школ, участвовали в создании учебников, составлении учебных программ.


Школьная реформа сделала актуальной проблему учительских кадров, подготовки учителей. В уездном училище в начале XIX в. работали только два учителя, преподававшие по 7—8 предметов, в гимназии 8 учителей обеспечивали весь учебный процесс. По уста­ву 1804 г. перед университетами была поставлена задача "служить рассадником преподавателей средних школ". С этой целью в них были созданы педагогические институты, просуществовавшие до 1859 г. В целом их деятельность была мало успешной. Еще до офи­циального закрытия функции педагогических институтов стали выполнять организованные в университетах кафедры педагогики. В дореформенной России не было специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы.

Во второй четверти XIX в. отношение правительства к зада­чам, которые решала общеобразовательная школа, стало меняться. В культурной политике, прежде всего в системе образования, все более преобладали идеи национальной самобытности, используе­мые официальной идеологией. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа должна была не только учить, но и воспитывать, и воспитание это целиком находилось в руках государства.

Официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной школы. Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские училища предназначались для де­тей "самых низших состояний", в них обучали закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их про­грамму входили русский язык, арифметика, начала геометрии, ис­тория и география. В гимназиях получали образование, главным образом, дети дворян, чиновников, богатых купцов. Целью гимна­зии было "приготовление учащихся к слушанию академических или университетских курсов наук".

Все эти меры правительства были направлены на укрепление слабеющих сословных различий. В одном из циркуляров попечите­лям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к обра­зованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стрем­лением к высшим предметам учения не поколебать некоторым об­разом порядок гражданских сословий".

Правительство в этот период обращает внимание на развитие государственной школы, в которой должно было преобладать "оте­чественное воспитание и образование". В циркуляре попечителям учебных округов С. С. Уваров (1847) писал, что "возбуждение духа отечественного должно быть достигаемо в школах... из начала рус­ского... без всякой примеси современных идей политических". Раз­вивая эту линию в школьной политике, правительство в 30-е годы


ограничило число вновь открываемых частных пансионов в столи­цах, а в уже действующих "воспитание должно было приспосабли­ваться к воспитанию в казенных заведениях", право содержания пансионов и преподавания в них получали только русские под­данные.

В 30-е годы в России были созданы предпосылки для развития системы средней и высшей школы. Университетский устав 1835 г., поставивший российские университеты под больший государствен­ный контроль по сравнению с уставом 1804 г., способствовал их более углубленной научно-учебной деятельности. Университеты, наряду с Академией наук, становились важными научными цен­трами. С целью повышения уровня университетской профессуры практиковалось направление за границу молодых выпускников уни­верситетов для подготовки к ученому званию. За границей стажи­ровались такие известные ученые и преподаватели, как Гранов­ский, Крюков, Редкин, Пирогов.

С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требую­щих грамотных, образованных людей, авторитет знаний и необхо­димость их приобретения возрастали. В учебный план уездных учи­лищ по уставу 1828 г. включались курсы, "способствовавшие успе­хам в обороте торговли и в трудах промышленности". При гимна­зиях в 30-е годы открывались реальные классы для изучения тех­нических и коммерческих наук. В университетах фабрикантам чи­тались публичные лекции по технической химии, технологии про­изводства. Возникли старейшие в России технические учебные за­ведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне — Технологический институт им. Ленсовета), Мос­ковское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время — Мос­ковский государственный технический университет им. Н. Э. Бау­мана).

В 30-е годы появились ведомственные школы (Министерств финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.). К 50-м годам существовало до 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. В дореформенной Рос­сии это была основная сельская школа (законом 1867 г. эти школы были переданы земству).

К первой половине XIX в. относятся попытки участия общест­венности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддержало эту инициативу. Но по­сле того, как ланкастерские школы стали использоваться декабри­стами (М. Ф. Орловым, Н. Н. Раевским) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

По очень приблизительным данным можно заключить, что число общеобразовательных училищ (средних и начальных), находившихся в ведении Министерства народного просвещения, в первой полови-


не XIX в. росло: в начале XIX в. действовали 32 гимназии, 126 уездных училищ, в 40-х годах гимназий было 76, уездных учи­лищ — 445, свыше тысячи приходских школ. В середине 50-х годов общее количество гимназий и начальных школ достигало почти 8 тыс., частных пансионов было свыше 600.

При известном расширении школьной системы уровень гра­мотности в России к концу крепостной эпохи не превышал 1%. В некоторых губерниях, прежде всего столичных, он был несколько выше — от 1,5 до 2%. Культурный потенциал общества в этот пери­од был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство являлось основным носителем профессиональной культуры.

Культурно-просветительская деятельность. Состояние культуры, помимо системы просвещения, определялось также уровнем развития культурно-просветителъных учреждений — библиотек, музеев, выставок, интересом в обществе к книге, ростом изда­тельского дела. В конце 50-х годов в год печаталось около 2 тыс. книг, число издаваемых журналов и газет по наименованиям дохо­дило до 230 (в начале века их было только 64). С 1837 г. стала выходить первая в XIX в. правительственная газета "Губернские ведомости".

Современники подчеркивали большую роль журналов в обще­ственно-культурной жизни. "Они вбирают в себя все умственное движение страны, — писал Герцен, — ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико". Для журналисти­ки 30—40-х годов уже характерна известная позиция, в целом сов­падавшая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике ("Моск­витянин", "Северная пчела") противостояло демократическое на­правление, выразителями которого в 20-е — первой половине 30-х годов были "Московский телеграф" и "Телескоп", в последующий период — "Современник" и "Отечественные записки".

В России появляются крупные отечественные книгоиздате­ли, среди которых наибольшую известность получил в 40-е годы А. Ф. Смирдин. Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жу­ковский, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов. Упрощая оформление, увеличивая тираж, Смирдин снижал розничные цены, делал книги доступными "для небогатых людей" и тем способствовал их рас­пространению. Он впервые ввел в практику писательские гонора­ры; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который распространялся в основном в провин­ции. Тираж журнала — 5—6 тыс. — был очень большим для того времени.

В первой половине XIX в. библиотечная система в стране была достаточно разнообразной. Библиотеки существовали при университетах, гимназиях, некоторых уездных училищах. В конце


XVIII в. в некоторых губернских городах (Тула, Калуга, Иркутск) появились первые публичные библиотеки. К 1814 г. относится открытие Императорской публичной библиотеки в Петербурге (ны­не — Российская национальная библиотека). Понятие "публичная библиотека" в то время отличалось от современного. Библиотека рассматривалась прежде всего как хранилище или музей книжных редкостей. Доступ в нее был ограничен: библиотека открывалась для посетителей только три раза в неделю, "непристойно одетые" люди не могли быть ее читателями. Однако появление публичных библиотек было принципиально новым явлением в культуре.

К 30-м годам в губернских и уездных городах было открыто главным образом силами местной общественности до 40 публичных библиотек. Но востребованность их в этот период была еще далеко недостаточной. Не поддержанные правительством в финансовом отношении многие из публичных библиотек прекратили существо­вание. В середине 50-х годов продолжали действовать не более 10-ти из них.

При книжных магазинах в Москве и Петербурге, а в 40-е годы и в губернских городах стали появляться платные (коммерческие) библиотеки. В 30-е годы насчитывалось более 100 книжных магази­нов, которые наряду с библиотеками формировали систему функ­ционирования книги в обществе.

В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России националъного музея, который должен был вести просветительскую работу, чтобы "каждый гражданин, — как отмечалось в журнале "Сын отечества", — для своего просвещения имел бы право оты­скивать нужные материалы и сведения". Этот проект был реализо­ван только с созданием Исторического музея в Москве уже в поре­форменное время (1872).

В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший как дворцовый музей со второй половины XVIII в. В первой поло­вине XIX в. в дворянской и купеческой среде получает распростра­нение частное собирательство, формируются коллекции живописи, предметов старины, составившие основу многих художественных музеев России (коллекция картин Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатенкова, В. А. Кокорева, П. М. Третьякова и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: