Осуждение проблемы церковных реформ Противоречивость конфессиональной политики правительства во время обер-прокурорства Победоносцева заключалась в том, что его ведомство стремилось активизировать деятельность православной церкви, и вместе с тем усиление правительственного контроля за этой деятельностью стесняло ее самостоятельность, что приводило к обратным результатам — к кризисному положение православной церкви. В первую очередь, это сказывалось на падении нравственного влияния православного духовенства на массы верующих. В самой церковной среде в конце XIX — начале XX вв. возникают течения, стремившиеся к "обновлению" Русской православной церкви, поднятию ее авторитета и морального уровня духовенства. В церковной и светской печати выдвигались требования освободить церковь от жесткой опеки ее государством. Были поставлены вопросы о предоставлении церкви реальной самостоятельности, о проведении реформ церковного суда и епархиального управления, преобразо-
|
|
вании прихода. Предлагалось даже превратить Синод в "синодальное правительство Всероссийского собора", независимое от светской власти. Некоторые участники обсуждения высказывались за восстановление патриаршества.
В конце декабря 1904 г. петербургский митрополит Антоний Вадковский от имени столичного духовенства подал председателю Комитета министров С. Ю. Витте "Записку" с изложением неотложных реформ в Православной церкви. При обсуждении в Комитете министров она получила поддержку Витте, который составил по этому вопросу свою "Записку" на имя царя. В ней он изложил предварительную программу церковных преобразований: обновление прихода, материальное обеспечение приходского духовенства, преобразование духовных школ, децентрализация управления церковью и предоставление ей большей самостоятельности. Против предложений Витте решительно выступил Победоносцев, который указывал на опасность церковной реформы для самодержавной власти царя.
Но вот грянула революция 1905 г., заставившая самодержавие пойти на определенные уступки и в конфессиональной политике. 17 апреля 1905 г. был обнародован "Манифест о веротерпимости", провозгласивший свободу вероисповедания всему неправославному населению. Освобождены были от былых гонений сектанты всяких толков. Каждый мог не таясь, открыто исповедовать свое вероучение. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно строить свои молитвенные здания, издавать духовную литературу, создавать духовные братства.
Подготовка к созыву Поместного собора Русской православной церкви. В декабре 1905 г. был уволен с поста обер-прокурора Синода Победоносцев. На этот пост был назначен князь А. Д. Оболенский, придерживавшийся либеральных взглядов. Николай II был вынужден согласиться на созыв "в ближайшее время" Поместного собора Русской православной церкви для решения ее неотложных нужд. В январе 1906 г. для подготовки Собора при Синоде было создано Предсоборное присутствие, в которое вошли 10 епархиальных архиереев и 21 профессор духовных академий и университетов. В епархии были направлены предписания прислать свои мнения по насущным церковным проблемам, которые предстояло обсудить на Поместном соборе, собран обширный и интересный материал, изданный в тот же год. В декабре 1906 г. Предсоборное присутствие завершило свою работу. Основная подготовительная работа для созыва Поместного собора была по существу проделана. Но к этому времени правительству уже удалось справиться с революцией, и в обстановке наступившей после третьеиюньского переворота 1907 г. реакции вопрос о созыве Поместного собора русской церкви был отложен.
|
|
В 1912 г. Синод создал в узком составе Предсоборное совещание, надеясь этим напомнить правительству о необходимости созвать Поместный собор. Но правительство никак не прореагировало на этот акт Синода. В 1913 г. некоторые епископы выступили в прессе с напоминанием о необходимости избрать патриарха и этим оградить церковь от вмешательства светских властей.
Вопрос о созыве Поместного собора Русской православной церкви вновь был поставлен после свержения самодержавия. Отречение Николая II от восстановление престола - означало одновременно и лишение его прерогативы главы Русской православной церкви. Новый обер-прокурор Св. Синода князь В. Н. Львов, введенный также в состав Временного правительства, 4 марта 1917г. официально заявил об освобождении церкви от неканонического главенства царя. В знак этого царский трон был вынесен из зала заседания Синода. Был изменен и состав Синода, из которого удалили распутинских ставленников. На местах стихийно создавались исполнительные комитеты из клира и мирян, они установили контроль над епископами, а некоторых из них, защитников старой власти, изгоняли с епископских кафедр.
29 апреля Синод ввел выборность епископов путем тайного голосования на епархиальных съездах клира и мирян. Одновременно по тому же принципу избирался епархиальный совет, который ограничивал епископскую власть. Декретом Временного правительства 14 июля 1917 г. "О свободе совести" устанавливалась свобода выбора гражданами вероисповедания, свобода деятельности всех религиозных конфессий, за исключением изуверских сект. Однако Русская православная церковь по-прежнему признавалась первенствующей, и Временное правительство не пошло на отделение ее от государства.
5 августа Св. Синод как высший орган управления Русской православной церковью был упразднен. Вместо него учреждалось Министерство исповеданий. Тем самым завершился двухсотлетний "синодальный" период в истории Русской православной церкви. Министром исповеданий был назначен профессор Петербургской духовной академии, видный историк Русской церкви А. В. Карташев.
Еще 29 апреля 1917 г. для подготовки Поместного собора был образован Предсоборный совет в составе 32 высших иерархов церкви и профессоров духовных академий. К 5 июля совет подготовил Правила избрания Собора и Программу его занятий. I Всероссийский Поместный собор Русской православной церкви торжественно открыл свои заседания 15 августа 1917 г. в Москве, в Успенском соборе Кремля. В состав Собора были избраны 73 архиерея, 192 при-
ходских священника и 299 мирян. На его обсуждение был поставлен широкий круг вопросов — о жизни и деятельности Русской православной церкви и о ее взаимоотношениях со светской властью. Заседания Собора продолжались до 20 сентября 1918 г. когда его деятельность была прервана советским правительством. Однако Собор успел принять ряд важных решений, и среди них — восстановление патриаршества. Патриархом 4 ноября 1917 г. был избран московский митрополит Тихон (в миру Василий Иванович Белавин}. Были приняты решения: считать высшей властью в области вероучения, церковного управления и суда Поместный собор, патриарх подотчетен Собору и обязан отстаивать интересы церкви перед государством. Собор узаконил епархиальное и приходское самоуправление, восстановил древний обычай избрания настоятелей монастырей монашеской братией, провозгласил принцип неучастия Русской православной церкви в политической борьбе.
|
|