Существовали внутренняя и внешняя миссии. Первая вела свою работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других христианских конфессий на территории России, вторая — среди нехристианского населения как в России, так и за рубежом.
В первой половине XIX в. действовали Пермская, Самарская, Оренбургская, Казанская, Алтайская, Иркутская, Забайкальская, Обдорская, Сургутская, Енисейская, Якутская и Камчатская миссии, в задачу которых входила христианизация народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Синод принял решение посылать миссионерами среди нерусских народов священников, знавших местные языки. В 15 духовных семинариях Казанской, Иркутской и других епархий было введено обучение семинаристов "инородческим языкам". Миссионерам вменялось в обязанность заниматься врачеванием местного населения, даже. устройством их "хозяйственного быта" советами, примерами, а иногда и материальной поддержкой.
Среди миссионеров были энтузиасты своего дела, которые выполняли возложенные на них обязанности не за страх, а за совесть, и тем самым приносили немало пользы местному населению. Например, в 1824 г. "самоедскую" миссию (среди эскимосов и ненцев в заполярной части Архангельской губернии) возглавил архимандрит Сийского монастыря Вениамин Смирнов. Он изучил эскимосский язык, составил его грамматику, перевел на него Евангелие, Деяния и Послания Апостолов, Православный катехизис. Богослужение и проповеди он проводил на местном языке. Занимался В. Смирнов и этнографическими исследованиями в этом крае.
|
|
Примером подвижничества и самоотверженности была миссионерская деятельность архимандрита Курской Глинской пустыни Макария Глухарева в 30-х годах XIX в. в Алтайском крае. Своей строгой жизнью и неустанным трудом он приобрел у местного населения всеобщую любовь. Он не спешил с крещением местных жителей: сначала проводил с ними беседы, помогал им в нуждах, устройстве домашнего хозяйства и лечил болезни. Для обучения детей М. Глухарев основал три школы, для больных и немощных — богадельню. Во время голода 1839 г. в том краю он исхлопотал от казны помощь жителям. Макарий выстроил церковь, а для членов миссии — два дома. Им были переведены на хакасский язык Евангелие, избранные места из Ветхого и Нового Завета, Катехизис, поучения, необходимые молитвы.
В 1794 г. в северо-американских владениях России монахами Валаамского монастыря была основана Кадьякская миссия. Их труд продолжил посланный из Иркутской епархии священник Иван Е-сеевич Попов-Вениаминов, прозванный впоследствии "апостолом Русской Америки". Он прибыл на Алеуты с семьей в 1824 г. и пробыл там священником и миссионером до 1834 г., затем был поставлен протоиереем в "столице" Русской Америки — Ново-Архангельске на о. Ситха. Вениаминов отличался исключительной преданностью своей миссионерской деятельности. Изучив алеутский и колошский языки, он распространил христианство по всей Русской Америке. В 1840 г. по его инициативе была основана Камчатская епархия, во главе которой он был поставлен. В 1840 г., после смерти жены, он постригся в монахи, приняв имя Иннокентия, и вскоре был возведен в сан епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. За 27 лет своего управления этой отдаленной епархией он объездил всю Восточную Сибирь и много сделал для распространения христианства в этом крае. Он создал азбуку и грамматику алеутского и колошского языков, перевел на эти языки основные богослужебные книги. Иннокентий Вениаминов получил признание в научных кругах как глубокий исследователь этнографии и географии Русской Америки. Впоследствии (в 1868 г.) он был поставлен митрополитом Московской епархии.
|
|
Значительный успех имела русская православная миссия в Японии благодаря неутомимой деятельности ее основателя и руководителя о. Николая (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина). По окончании в 1860 г. Петербургской духовной академии он был назначен настоятелем церкви при русском консульстве в г. Хакодате. Затем он в совершенстве изучил японский язык, приобрел основательные познания в литературе и истории Японии, конфуцианстве, синтоизме и буддизме. В 1870 г. он добился от Синода учреждения Японского православного миссионерского общества и стал его главой. В 1871 г. им была учреждена православная епархия в Японии, которую Николай уже в сане митрополита возглавлял до своей кончины — в 1912 г. К началу XX в. его стараниями были обращены в
православие 34 тыс. японцев, в Токио возведен православный кафедральный собор, построены 8 больших храмов, 275 церквей и 175 молитвенных домов.
Православная миссия в Китае, основанная в 1815 г., выполняла также функции дипломатического и торгового представительства России при дворе китайских императоров. Сотрудники миссии занимались изучением истории, культуры и экономики Китая. Выдающимся миссионером и ученым-синологом русской православной миссии в Китае в XIX в. (с 1807 г. ее глава) был Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве Иакинф). Овладев китайским языком, он изучил историю и культуру Китая, составил обширную библиотеку редких китайских книг, в том числе древних, которую затем передал в дар Казанской духовной академии. Бичурин получил широкую известность в научных кругах как автор многих исследований и переводов по истории, филологии и философии Китая, Тибета и Монголии. К началу XX в. православная миссия в Китае имела 17 церквей, три монастыря, духовную семинарию, 17 низших мужских и женских духовных школ, библиотеки, типографию, литографию, иконописную мастерскую, несколько промышленных предприятий, пасеки и фермы.
В 1897 г. была основана русская православная миссия в Корее, но ее успехи были весьма скромными: к началу XX в. ею было обращено в православие не более 500 местных жителей, а в связи с началом русско-японской войны 1904—1905 гг. миссия вынуждена была покинуть страну и временно прекратить свою деятельность.
В 1847 г. была учреждена русская духовная миссия в Палестине (находилась в Иерусалиме). Она занималась не столько миссионерской, сколько благотворительной деятельностью, но более всего обслуживанием русских паломников, которые ежегодно в количестве до 10 тыс. человек посещали Палестину. В 1882 г. главой русской миссии в Палестине архимандритом Антонием Капустиным были приобретены земли в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и в других местах. Приобретенные владения получили название Русской Палестины. Палестинское общество сооружало православные храмы, монастыри, школы, больницы, богадельни, издавало научные труды. Широкую известность получил научный ежегодник "Палестинский сборник".
|
|
Во второй половине XIX в. миссионерская деятельность Русской православной церкви получила более четкую организацию и координацию действий. В 1853 г. последовал указ Синода об открытии миссионерских отделений для подготовки в духовных академиях и в некоторых семинариях специальных кадров, особенно для работы среди "раскольников". Для обучения на этих отделениях было предписано отбирать наиболее способных семинаристов, освобождая их от изучения древних языков — латинского, древнегреческого и древнееврейского. Взамен этих предметов вводились: ис-
тория русского раскола, современная статистика раскола во всех его видах, а также курс практических наставлений миссионерам.
В 1865 г. в Петербурге было основано "Миссионерское общество для содействия распространения христианства между язычниками". В 1868 г. его заменило "Православное миссионерское общество" в Москве, которое возглавил московский митрополит Иннокентий, обладавший огромным опытом многолетнего миссионерского служения в Русской Америке. Для содействия Миссионерскому обществу на местах были учреждены его "епархиальные комитеты", возглавляемые епархиальными архиереями. К 1896 г. "Православное миссионерское общество" насчитывало 14 тыс. членов. Помимо содействия православным миссиям в обращении в православие "обитающих в пределах Российской империи нехристиан", ставилась также задача вести борьбу против распространившихся в это время различных сектантских конфессий. С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды: до 1912 г. было проведено пять таких съездов. Издавались специальные миссионерские журналы — "Миссионерское обозрение" и "Православный благовест".