Художественная культура. В первой половине XIX в. для художественной культуры, были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем

В первой половине XIX в. для художественной культуры, были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосу-


ществование разных художественных стилей. В литературе, живо­писи в полной мере проявились такие характерные черты как гу­манизм, сопричастность к общественной жизни, интерес к "малень­кому человеку".

В художественном сознании первых десятилетий XIX в. про­исходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда моти­вами действий героя были прежде всего гражданский долг и обще­ственное служение. Усиливается внимание к человеку, его внут­реннему миру.

Внимание к отечественной истории было характерно для ху­дожественной культуры в целом. К исторической тематике обра­щались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная исто­рия была предметом раздумий А. С. Пушкина, особенно в послед­ний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевско­го бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философического письма" П. Я. Чаадаева.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. — романтизм. В России он возник в перелом­ную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического ис­кусства было стремление противопоставить реальной действитель­ности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностями стали ярко выражен­ный интерес к национальной самобытности, отечественной исто­рии, утверждение сильной, свободной личности.

Становление нового литературного языка.Наряду с интересом к русской истории показателем зрелости нации было отношение к отечественному языку. На рубеже XVIII и XIX вв. про­блемы развития языка, его истории и изучения становились важ­ным элементом общественно-культурной жизни. В 1804 г. в универ­ситетах были открыты словесные отделения.

В становлении нового литературного языка большую роль сыг­рали писатели-сентименталисты, прежде всего Н. М. Карамзин. Он, по словам Пушкина, "освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова". Одной из главных заслуг "карамзинистов" считается провозглаше­ние принципа: "писать, как говорят, и говорить, как пишут". Одна­ко, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, писатели-сентименталисты боялись "грубостей" языка простолю­динов. Потому "новый слог" российского языка был "языком сало­нов" и не включал в себя широкие струи просторечья. В силу этого он не мог стать главным направлением в процессе окончательного складывания нового литературного языка. Он не стал основной ли­нией его развития, как и путь ориентации на книжно-славянский язык, который отстаивал А. С. Шишков ("Рассуждение о старом и


новом слоге российского языка", 1803). Однако взгляды А. С. Шиш­кова имели значение для формирования нового литературного языка, способствуя сохранению в нем национальных корней. О необходи­мости этого писал еще М. В. Ломоносов в сочинении "О пользе книг церковных". Окончательное становление русского литературного языка и закрепление его норм происходит в начале XIX в. в эпоху А. С. Пушкина.

Изданный в начале XIX в. "Словарь Российской Академии" был первым словарем русского языка. (В 1841 г. Российская Акаде­мия, созданная в 1783 г., была преобразована в отделение русского языка и словесности Академии наук.) Происходило формирование русской научной терминологии. "Наука впервые заговорила у нас на родном языке — событие в высшей степени важное не только в истории русского литературного языка, но и в истории русской об­разованности вообще", — отмечалось в "Истории Российской ака­демии", изданной в 1878 г.

В литературе возникновение романтизма связа­но с именем В. А. Жуковского. Его баллады, исполненные гуманиз­ма и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития наше­го общества". Развитие лирики от элегически мечтательной до глу­боко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерно для романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высо­ком гражданском назначении.

Поэты-романтики много сделали для художественного пере­вода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных пи­сателей. В. А. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н. И. Гнедича. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин).

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, — народность художественных произведений. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим инте­ресом к отечественной истории. По мнению Карамзина, ключ к по­ниманию самобытности русской литературы надо искать в исто­рии, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т. д.

Усложнение идейно-художественного сознания в 30—40-е годы находило выражение в более глубоком осмыслении понятия "на­родность": теперь оно все более определялось идейной позицией писателя. Если официальная народность исходила из "беспредель­-


ной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изо­бражения картин русской жизни".

В последние предреформенные десятилетия развитие худо­жественной культуры характеризовалось переходом от романтиз­ма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пуш­кина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском националь­ном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, един­ственное явление русского духа: это русский человек в его разви­тии, в каком он, может быть, явится через двести лет".

Как человек и художник Пушкин формировался в перелом­ную эпоху русской истории, в период становления дворянской ре­волюционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихо­творцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество — закономер­ный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, сто­явших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пуш­кина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направ­ления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалисти­ческим романом (в стихах), "в высшей степени народным произве­дением" (В. Г. Белинский).

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было твор­чество М. Ю. Лермонтова, отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разоча­рование в обществе. Неприятие поэтом окружающей действитель­ности приобретало отчетливо выраженный социальный характер.

Одним из ярких реалистических изображений русской жизни того времени были "Мертвые души" Н. В. Гоголя (1842). В. Г. Белин­ский оценил его как "творение чисто русское, национальное, вы­хваченное из тайников народной жизни".

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более при­обретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни — общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из от­крытий писателей "натуральной школы" (ранние произведения Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы ста­новилась судьба крепостного крестьянина (повести Д. В. Григорови­ча, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов "За­писки охотника" И. С. Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.


Художественная литература как одна из форм общественного сознания в условиях жесткой цензурной политики второй четверти XIX в. частично заменяла открытые публицистические выступле­ния. Ее социально действенный характер, влияние на "понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

В первой половине XIX в. активизируется собирательская дея­тельность в области русского фольклора. Интерес к народной куль­туре, ее изучению и некоторому освоению становится характерным для эпохи просветительства. В публицистике и литературной кри­тике рубежа столетий подчеркивалось, что полезно "иметь сведе­ния о своих предках", "приучать россиян к уважению собственного, вникать в характер российского.народа, в дух российской древно­сти". Много сделали для изучения русского фольклора славянофи­лы. Собрание народных песен П. В. Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом произведений музы­кального народного творчества..

Все более заметную роль в общественно-культур­ной жизни играл театр, который, по словам Белинского, был по­казателем "общественного просвещения и духа времени". В 1803 г. была введена монополия императорских театров, позволявшая пра­вительству влиять на репертуарную политику.

Столичные города оставались центрами театральной культу­ры. В Москве в этот период произошло окончательное разделение театральных коллективов. С 1825 г. на сцене Большого театра (быв­шего Петровского) шли только оперные и балетные спектакли. Дра­матические спектакли были перенесены в здание, построенное ар­хитектором О. И. Бове и получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрийский театр.

В отличие от московского Малого театра, где были сильны де­мократические традиции, театр северной столицы был более офи­циально-парадным. Театры существовали и в некоторых губерн­ских городах (Ярославле, Нижнем Новгороде и др.).

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замеча­тельного русского актера П. С. Мочалова, прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета.

Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Ост­ровского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, ос­новоположником реализма на русской сцене был великий актер М. С. Щепкин. "Он создал правду на русской сцене, — писал о нем Герцен, — он первый стал не театрален на театре".

Театр первой половины века воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми по праву гордится русская сцена. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформле­ния спектакля.


Музыка этого времени испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М. Н. Загоски­на, состоялась в 1835 г.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным кон­цертам. Внимание многих композиторов, писателей, художни­ков привлекали музыкальные вечера в литературном салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской. Огромным успе­хом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И. Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль при­надлежит М. И. Глинке. С его именем связано возникновение рус­ской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Собы­тием в культурной жизни России стала постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836 г., другое название — "Иван Сусанин"). Опе­ру довольно сухо встретила великосветская публика: "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди Рос­сии восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.

Глинка — родоначальник основных жанров отечественной про­фессиональной музыки. Он "создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс", — писал о нем музыкальный критик В. В. Стасов. Глин­ка — композитор, для которого важными принципами в искусстве. были идейность и народность. "Создает музыку народ, — говорил он А. Н. Серову (композитор и музыкальный критик), — а мы, ху­дожники, только ее аранжируем".

Для творчества композитора А. С. Даргомыжского становятся характерными большая социальная, драматическая напряженность, сочувствие "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Дарго­мыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые прие­мы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речи­татив в опере "Каменный гость"). Эта декламационная форма пе­ния оказала значительное влияние на дальнейшее развитие рус­ской классической оперы XX в.

Архитектура Первые десятилетия XIX в. — время расцвета русского ампира в архитектуре. Широко известны имена А. Д. Заха­рова — одного из первых зачинателей ампира (здание Адмиралтейства в Петербурге), А. Н. Воронихина (Казанский собор в Пе­тербурге), К. И. Росси (Михайловский дворец в Петербурге, впо-


следствии здание Русского музея). Для зодчих этого времени ста­новится характерным синтез архитектуры и скульптуры. В это время создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади северной столицы — Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.

В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ан­самблям, созданным О. И. Бове (ансамбль Театральной площади, Александровский сад), Д. И. Жилярди (здания университета в Мо­скве после пожара 1812 г.).

В 30-е годы наметились признаки распада художественной сис­темы классицизма, архитектура все более приобретала функциональ­но-утилитарный характер. Начавшееся строительство доходных до­мов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые со­храняли еще стилевое единство. В это время получает распростра­нение "русско-византийский" стиль, явившийся воплощением офи­циальных идейных установок. Одним из известных архитекторов это­го направления был К А. Тон — автор проектов Храма Христа Спаси­теля, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

Живопись Освобождение от идейно-эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете. Одним из ярких представителей роман­тизма был О. А. Кипренский. Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П. А. Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской жен­щины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А. С. Пушкина (1827).

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живопи­си. В 30—50-е годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранял­ся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как полно­правный еще не признавался.

К. П. Брюллов, будучи представителем классицизма, привнес в живопись новые романтические черты. Своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый "трагический налет" ("Последний день Помпеи"). Брюллов — блестящий мастер парадных портретов ("Всадница", 1832). В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма ("Авто­портрет" 1848).

А. А. Иванов — крупнейший художник XIX в., в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нравственное на­чало. Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенствованию и социаль-


­659

ному обновлению. Главным делом всей его жизни стало монумен­тальное полотно "Явление Христа народу", над которым он рабо­тал около 20 лет (1837—1857). Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и.неповторим.

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Императорской академии художеств в Петербурге. В творчестве В. А. Тропинина получает развитие жанр портрета ("Портрет сына", 1818), появляются элементы бытового жанра ("Кружевница", 1823). Рождение бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова. Его картины были открытием в рус­ской живописи 20-х годов ("На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Захарка" и др.): художник изображал повседневную жизнь кре­стьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал школу в русской живописи, которая стала зна­чительным явлением в художественной культуре 20—40-х годов и способствовала распространению бытового жанра.

В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в России частная художественная школа, основанная А. В. Ступиным. Арзамасская школа (1802—1862) способствовала развитию де­мократической жанровой живописи. В числе ее учеников в 40-е годы был В. Г. Перов.

Центром художественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важную роль в утверждении принципов реализма в искусстве.

Появление маленьких жанровых картин П. А. Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдель­ные стороны общественной жизни ("Свежий кавалер" 1846; "Сва­товство майора", 1848). Драматизм, метафоричность, свойственные художественной манере Федотова, особенно проявились в его по­следней картине "Анкор, еще анкор" (1851—1852). П. А. Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: