В первой половине XIX в. для художественной культуры, были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосу-
ществование разных художественных стилей. В литературе, живописи в полной мере проявились такие характерные черты как гуманизм, сопричастность к общественной жизни, интерес к "маленькому человеку".
В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру.
Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А. С. Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевского бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философического письма" П. Я. Чаадаева.
|
|
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. — романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностями стали ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
Становление нового литературного языка.Наряду с интересом к русской истории показателем зрелости нации было отношение к отечественному языку. На рубеже XVIII и XIX вв. проблемы развития языка, его истории и изучения становились важным элементом общественно-культурной жизни. В 1804 г. в университетах были открыты словесные отделения.
В становлении нового литературного языка большую роль сыграли писатели-сентименталисты, прежде всего Н. М. Карамзин. Он, по словам Пушкина, "освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова". Одной из главных заслуг "карамзинистов" считается провозглашение принципа: "писать, как говорят, и говорить, как пишут". Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, писатели-сентименталисты боялись "грубостей" языка простолюдинов. Потому "новый слог" российского языка был "языком салонов" и не включал в себя широкие струи просторечья. В силу этого он не мог стать главным направлением в процессе окончательного складывания нового литературного языка. Он не стал основной линией его развития, как и путь ориентации на книжно-славянский язык, который отстаивал А. С. Шишков ("Рассуждение о старом и
|
|
новом слоге российского языка", 1803). Однако взгляды А. С. Шишкова имели значение для формирования нового литературного языка, способствуя сохранению в нем национальных корней. О необходимости этого писал еще М. В. Ломоносов в сочинении "О пользе книг церковных". Окончательное становление русского литературного языка и закрепление его норм происходит в начале XIX в. в эпоху А. С. Пушкина.
Изданный в начале XIX в. "Словарь Российской Академии" был первым словарем русского языка. (В 1841 г. Российская Академия, созданная в 1783 г., была преобразована в отделение русского языка и словесности Академии наук.) Происходило формирование русской научной терминологии. "Наука впервые заговорила у нас на родном языке — событие в высшей степени важное не только в истории русского литературного языка, но и в истории русской образованности вообще", — отмечалось в "Истории Российской академии", изданной в 1878 г.
В литературе возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского. Его баллады, исполненные гуманизма и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества". Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерно для романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В. А. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н. И. Гнедича. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин).
Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, — народность художественных произведений. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к отечественной истории. По мнению Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т. д.
Усложнение идейно-художественного сознания в 30—40-е годы находило выражение в более глубоком осмыслении понятия "народность": теперь оно все более определялось идейной позицией писателя. Если официальная народность исходила из "беспредель-
ной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".
В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось переходом от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".
|
|
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом (в стихах), "в высшей степени народным произведением" (В. Г. Белинский).
Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова, отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование в обществе. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало отчетливо выраженный социальный характер.
Одним из ярких реалистических изображений русской жизни того времени были "Мертвые души" Н. В. Гоголя (1842). В. Г. Белинский оценил его как "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни".
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни — общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произведения Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И. С. Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
|
|
Художественная литература как одна из форм общественного сознания в условиях жесткой цензурной политики второй четверти XIX в. частично заменяла открытые публицистические выступления. Ее социально действенный характер, влияние на "понятия и нравы общества" отмечали многие современники.
В первой половине XIX в. активизируется собирательская деятельность в области русского фольклора. Интерес к народной культуре, ее изучению и некоторому освоению становится характерным для эпохи просветительства. В публицистике и литературной критике рубежа столетий подчеркивалось, что полезно "иметь сведения о своих предках", "приучать россиян к уважению собственного, вникать в характер российского.народа, в дух российской древности". Много сделали для изучения русского фольклора славянофилы. Собрание народных песен П. В. Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом произведений музыкального народного творчества..
Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр, который, по словам Белинского, был показателем "общественного просвещения и духа времени". В 1803 г. была введена монополия императорских театров, позволявшая правительству влиять на репертуарную политику.
Столичные города оставались центрами театральной культуры. В Москве в этот период произошло окончательное разделение театральных коллективов. С 1825 г. на сцене Большого театра (бывшего Петровского) шли только оперные и балетные спектакли. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О. И. Бове и получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрийский театр.
В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы был более официально-парадным. Театры существовали и в некоторых губернских городах (Ярославле, Нижнем Новгороде и др.).
Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П. С. Мочалова, прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета.
Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М. С. Щепкин. "Он создал правду на русской сцене, — писал о нем Герцен, — он первый стал не театрален на театре".
Театр первой половины века воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми по праву гордится русская сцена. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.
Музыка этого времени испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М. Н. Загоскина, состоялась в 1835 г.
В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера в литературном салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И. Штраус.
В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М. И. Глинке. С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России стала постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836 г., другое название — "Иван Сусанин"). Оперу довольно сухо встретила великосветская публика: "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.
Глинка — родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он "создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс", — писал о нем музыкальный критик В. В. Стасов. Глинка — композитор, для которого важными принципами в искусстве. были идейность и народность. "Создает музыку народ, — говорил он А. Н. Серову (композитор и музыкальный критик), — а мы, художники, только ее аранжируем".
Для творчества композитора А. С. Даргомыжского становятся характерными большая социальная, драматическая напряженность, сочувствие "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость"). Эта декламационная форма пения оказала значительное влияние на дальнейшее развитие русской классической оперы XX в.
Архитектура Первые десятилетия XIX в. — время расцвета русского ампира в архитектуре. Широко известны имена А. Д. Захарова — одного из первых зачинателей ампира (здание Адмиралтейства в Петербурге), А. Н. Воронихина (Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (Михайловский дворец в Петербурге, впо-
следствии здание Русского музея). Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры. В это время создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади северной столицы — Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.
В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О. И. Бове (ансамбль Театральной площади, Александровский сад), Д. И. Жилярди (здания университета в Москве после пожара 1812 г.).
В 30-е годы наметились признаки распада художественной системы классицизма, архитектура все более приобретала функционально-утилитарный характер. Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохраняли еще стилевое единство. В это время получает распространение "русско-византийский" стиль, явившийся воплощением официальных идейных установок. Одним из известных архитекторов этого направления был К А. Тон — автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
Живопись Освобождение от идейно-эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете. Одним из ярких представителей романтизма был О. А. Кипренский. Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П. А. Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А. С. Пушкина (1827).
Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живописи. В 30—50-е годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранялся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как полноправный еще не признавался.
К. П. Брюллов, будучи представителем классицизма, привнес в живопись новые романтические черты. Своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый "трагический налет" ("Последний день Помпеи"). Брюллов — блестящий мастер парадных портретов ("Всадница", 1832). В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма ("Автопортрет" 1848).
А. А. Иванов — крупнейший художник XIX в., в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенствованию и социаль-
659
ному обновлению. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно "Явление Христа народу", над которым он работал около 20 лет (1837—1857). Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и.неповторим.
Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Императорской академии художеств в Петербурге. В творчестве В. А. Тропинина получает развитие жанр портрета ("Портрет сына", 1818), появляются элементы бытового жанра ("Кружевница", 1823). Рождение бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова. Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов ("На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Захарка" и др.): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20—40-х годов и способствовала распространению бытового жанра.
В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в России частная художественная школа, основанная А. В. Ступиным. Арзамасская школа (1802—1862) способствовала развитию демократической жанровой живописи. В числе ее учеников в 40-е годы был В. Г. Перов.
Центром художественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важную роль в утверждении принципов реализма в искусстве.
Появление маленьких жанровых картин П. А. Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни ("Свежий кавалер" 1846; "Сватовство майора", 1848). Драматизм, метафоричность, свойственные художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине "Анкор, еще анкор" (1851—1852). П. А. Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.