II. Культура пореформенной России

Буржуазные реформы 60—70-х годов были рубежом в соци­ально-экономической жизни России и обозначили начало капита­листического периода в ее истории Эти реформы оказали влияние на многие стороны общественно-культурной жизни, социальный и духовный облик населения.

В пореформенное время более интенсивно происходили куль­турные интеграционные процессы, захватив в значительной степе-


ни российскую провинцию. Рост экономических связей между горо­дом и деревней, между отдельными регионами способствовал уси­лению этих процессов, развитию культурно-информационной сис­темы, определявшей в известной мере расширение культурного пространства. Капитализм объективно требовал более высокого культурного уровня общества, предполагавшего не только распро­странение элементарной грамотности, но и качественно более глу­бокой образованности граждан. Это диктовалось расширением сфе­ры приложения общеобразовательных и специальных знаний, не­обходимых для развивающегося индустриального общества.

Отмена крепостной зависимости основной массы населения увеличивала объективные социальные возможности для демокра­тизации образования. В пореформенную эпоху была фактически создана народная школа, появилась система технической школы, в том числе — отраслевые высшие учебные заведения, учительские Семинарии, готовившие преподавателей начальных училищ. В стране сформировалась достаточно широкая сеть культурно-просветитель­ных учреждений.

Серьезной интеллектуальной силой в общественно-политиче­ской и культурной жизни в этот период стала русская интеллиген­ция. С ее деятельностью связаны демократизация народного обра­зования, внесение в общественное сознание идей гражданственно­сти и борьба за воплощение этих идей в жизнь. В России, пожалуй, впервые создавались реальные предпосылки становления основ гражданского общества, его образовательных, правовых элементов, независимых от власти.

Однако существование в России капитализма как обществен­но-экономической системы немногим более полувека не позволи­ло реализовать многие из этих предпосылок. Кроме того следует учитывать, что самодержавие, идя на некоторые уступки общест­венности в вопросах образования народа в период демократическо­го подъема, не меняло своего принципиального отношения к про­блемам широкого распространения просвещения. Не случайно дол­гое время (1833—1849) пост министра народного просвещения за­нимал С. С. Уваров, принадлежавший к числу наиболее консерва­тивных государственных деятелей. А в 1866—1880 гг., в эпоху об­щественных преобразований, на этом посту находился Д. А. Тол­стой, убежденный консерватор и реакционер по своим политиче­ским взглядам.

При несомненном единстве в историко-культурном процессе пореформенного времени во второй половине XIX в. можно выде­лить два внутренних этапа, особенности которых порождались реалиями общественно-политической жизни. 60—70-е годы харак­теризовались преобладанием демократических идей в обществен­ном сознании, убежденностью в необходимости широких социаль­ных преобразований в интересах народа. В это время произошло


известное отступление самодержавия от своих охранительно-кре­постнических принципов.

60-е годы воспринимались современниками как время боль­ших надежд и свершений. "Эти годы можно назвать весною нашей жизни, — писала в воспоминаниях одна из участниц педагогиче­ского движения 60-х годов Е. Н. Водовозова, — эпохою расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стрем­лений к свету..."

Развитие культуры в 80-е годы приобретает некоторые новые черты, которые были порождены атмосферой общественно-поли­тической жизни России того времени. Современники оценивали эти годы как "черные", "глухие".

В те годы дальние, глухие В сердцах царили сон и мгла. (А. Блок)

В 80-е годы в полной мере проявился реакционный курс в политике правительства по отношению к школе и печати, наметив­шийся еще в предшествующее десятилетие, заметно усилились го­сударственная поддержка православной церкви, ее влияние на сис­тему школьного образования.

Для общественных настроений большинства разночинской ин­теллигенции этих лет характерными становятся упадочничество, пессимизм, неверие в эффективность революционной, политической борьбы, увлечение теориями "малых дел" и "постепенного прогрес­са", толстовством с его непротивленчеством в противоположность общественному оптимизму 60-х годов.

В развитии общественного сознания 80-е годы были переход­ным временем, когда намечаемые перемены не выявились еще дос­таточно определенно.

В недрах русской социальной жизни происходили важные про­цессы: развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат. 80-е годы — время зарождения российской социал-демократии, начало распространения марксизма в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: