Интеллигенция и ее участие в общественно-культурной жизни

К середине XIX в. интеллигенция в России существует как вполне сложившаяся социальная группа. Ее появление как особого социального слоя относится к 30—40-м годам. Начиная с эпохи реформ, она становится одной из главных действующих сил русской истории.

Сам термин "интеллигенция" появился в России в 60-е годы (одним из первых его ввел писатель П. Д. Боборыкин). Но в России


интеллигенция, в отличие от общепринятого понимания этого термина в Западной Европе (как группы людей, профессионально за­нимающихся умственным трудом), всегда представляла "особую общественную силу". Это неоднократно отмечалось и отечествен­ными, и зарубежными исследователями. Н. И. Бердяев писал:

"Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональ­ной и экономической группировкой, образовавшейся из разных со­циальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже — из сыновей священников и дьяконов, из мелких чиновников, из мещан. И после освобождения — из кресть­ян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключи­тельно идеями и притом идеями социального характера".

Основной чертой самосознания русской интеллигенции было ее противостояние власти, которое проявлялось как в революцион­ном максимализме, так и в либеральных воззрениях. Особенностью мировоззрения интеллигенции было также чувство ее неоплатного долга перед народом. Осознание "нужности" народу лежало в основе общественной активности интеллигенции, роль которой в поре­форменной культурной жизни значительно возросла. С деятельно­стью интеллигенции было связано развитие народного образова­ния, просвещения, науки.

Эпоха 80-х годов породила новое понимание взаимоотношения интеллигенции и народа. Неудача "хождения в народ" значительно Подорвала веру разночинской интеллигенции в то, что она знает нужды и стремления крестьянства. Мысль о разрыве, разобщенно­сти интеллигенции с народом звучит как лейтмотив многих худо­жественных произведений, созданных в 80-е годы (поэзия Надсона, проза Гаршина, живопись Репина). Непонимание народом стремле­ний интеллигенции с удивительной силой достоверности передал И. Е. Репин в картине "Арест пропагандиста" (1880—1892).

За отрыв от народа критиковал интеллигенцию Ф. М. Достоев­ский. В речи о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г., он осуждал революционеров ("скитальцев") за то, что они "оторвались от на­родной нивы". Революционности интеллигенции он противопостав­лял идеал "народной правды", основанной на нравственных прин­ципах православия. Однако идея Достоевского о религиозно-нрав­ственном союзе интеллигенции с народом не вызвала сочувствия у большинства русской общественности того времени.

Некоторые сведения о профессиональном составе интеллиген­ции и участии ее в общественно-культурной жизни в конце столе­тия содержит Всероссийская перепись населения (1897). Из 126 млн. населения России педагогическим трудом занимались свыше 170 тыс. человек, библиотечным делом — примерно 1 тыс., книжной торговлей — немногим более 5 тыс. человек. В стране было около 15 тыс. художников и артистов, 3 тыс. ученых и литераторов. Лица духовного звания насчитывали в это время более 250 тыс. человек.


Успехи научной мысли

Общественно научное движение Общая атмосфера первых пореформенных десятилетий, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки, наряду с объек­тивными причинами, способствовали "необычайным успехам умст­венного движения" (К. А. Тимирязев).

В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров получили мировое признание. В середине 60-х годов "Современник" отмечал, что "во многих отраслях науки представи­тели нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической".

Серьезный вклад в развитие наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в Рос­сии насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в.: Русское математиче­ское общество; Русское химическое общество, преобразованное позд­нее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество.

С деятельностью научных обществ связано широкое развитие общественной инициативы в научной жизни. Всероссийские съез­ды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов ста­ли новой формой научной жизни, обусловленной все более настоя­тельной необходимостью коллективного обсуждения научных про­блем. Съезды способствовали обмену опытом, популяризации нау­ки, распространению практики. В России проводились и междуна­родные съезды ученых, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ.

Достижения русской науки этого времени повы­сили ее международный авторитет. "Возьмите лю­бую книгу иностранного научного журнала, — писал Тимирязев в середине 90-х годов, — и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и пре­восходство".

В химии с именем Д. И. Менделеева связано открытие одного из основных законов естествознания — периодического закона химических элементов (1869). Менделеев предсказал существование элементов, которые были еще не известны в то время и которые действительно были открыты впоследствии.

Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А. Г. Столетова, создателя отечественной физической школы, по праву занимает одно из первых мест.

В области географии всемирную известность получили opгaнизованные Русским географическим обществом экспедиции по ис-


следованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. П. Семенова-ТянШанского, Н. М. Пржевальского, Ч. Ч. Валиханова. С име­нем Н. Н. Миклухо-Маклая связаны открытия в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания в целом основывались тогда на материалистиче­ском понимании природы. В укреплении материалистической тра­диции исключительно важны достижения в физиологии. В 1863 г. была напечатана работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного моз­га", имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Сеченов создал физиологическую школу, из которой вышел И. П. Павлов. В 70-е годы началась его деятель­ность как ученого-физиолога.

Многие русские ученые-естествоиспытатели были убежденны­ми пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Рус­ский перевод его основного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

Развитие эволюционного учения в России связано с именами И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского, создавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1882 г. явление фагоцитоза — способности защитных свойств организма. Работы Мечникова имели мировую известность. Он был избран по­четным доктором Кембриджского университета, работал в инсти­туте Луи Пастера во Франции.

Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был К. А. Тимирязев, блестящий популяризатор науки, убежденный сторонник дарвинизма, много сделавший для его про­паганды.

Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области электротехники. П. Н. Яблочков изобрел первую практи­чески пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора ("свеча Яблочкова"), а А. Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий. 25 апреля (7 мая) 1895 г. ученый выступил на заседании Русского физико-химического общества с докладом о результатах изучения проблемы использования элек­тромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии.

Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жу­ковский. Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиа­ции. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К. Э. Циолковского. Преподаватель гим­назии в г. Калуге, Циолковский был ученым мирового масштаба. Циолковский разрабатывал некоторые идеи "русского космизма", его философские взгляды были близки идеям ученого-естествоис­-


пытателя В. И. Вернадского. Последователем Циолковского был А. Л. Чижевский — один из основоположников гелиобиологии.

Во второй половине XIX в. ученые-гуманитарии создали цен­ные научные исследования в истории, лингвистике, литературове­дении, экономике. В 60—70-е в годы в области истории разверну­лась научная деятельность С. М. Соловьева. Его капитальный труд "История России с древнейших времен" (в 29 томах), над которым ученый работал с 1851 по 1879 гг., стал крупнейшим достижением отечественной науки. Для этого времени характерен большой инте­рес в обществе к проблемам всеобщей истории: средневековой и новой истории западноевропейских стран, славяноведению, восто­коведению.

Большой вклад в развитие исторической науки внес В. О. Ключевский. "Курс русской истории" и другие его труды посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, пробле­мам возникновения и отмены крепостного права.

В области филологии и лингвистики работал И. И. Срезнев­ский — основатель петербургской школы славистов. Им написаны работы по истории русского старославянского языка, древнерус­ской литературы. Основателем московской лингвистической школы был Ф. Ф. Фортунатов. В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А. С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П. В. Анненков. Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и твор­честву.

Интенсивная работа велась в области фольклористики. Ог­ромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В. И. Даль, издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научно­го значения и по сей день.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного вре­мени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло чис­ло научных и специальных периодических изданий (примерно с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов).

Развитие науки, достижения в области естествознания оказа­ли огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, -повлияло в той или иной степени на склад мышления, уро­вень общественного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: