Состояние просвещения

Время первых двух пореформенных десятилетий ознаменовалось активным участием общественной школы в распространении просвещения среди широких слоев народа, расширением гласности, пересмотром законодательства о печати.

Уровень грамотности в стране, по сравнению с предшествую­щим временем, изменился мало. В 60-е годы в России один уча­щийся приходился на 135 жителей (для сравнения: в Пруссии — 1:6, Англии — 1:9, Франции — 1: 11, Австрии — 1: 14).


Частью демократического подъема в стране стало обществен­но-педагогическое движение 60-х годов. По инициативе демократи­ческой общественности распространялись формы внешкольного об­разования. В 1859 г. в Киеве возникли первые в России воскресные школы. Затем они появились в Москве, Петербурге и некоторых других городах. Эти школы были бесплатными, программа обуче­ния в них — значительно шире, чем в казенных школах. Количест­во воскресных школ быстро росло; по официальным данным, в 53 губерниях в 1862 г. их насчитывалось более 300. Однако в этом же году воскресные школы были закрыты правительством и разрешены лишь через два года, но уже с ограниченной программой обучения.

Замечательным русским педагогом-демократом, автором учеб­ных книг ("Родное слово", "Детский мир", по которым в тече­ние полувека учились десятки миллионов детей в России) был К. Д. Ушинский. Он создал школу русских педагогов (И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.) и по праву считается осново­положником народной школы.

Реформа школы В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет и в известной мере — результатом активности демократиче­ской общественности. В изданном в 1864 г. "Положении о началь­ных народных училищах" декларировалась бессословность школы, предоставлялось право открытия начальных школ общественным организациям (земствам, органам городского управления); женщи­ны получили возможность преподавать в школах. Все училища под­чинялись Министерству народного просвещения. Поощряя инициа­тиву общественности в организации народной школы, правитель­ство перекладывало на нее и все расходы. При обсуждении рефор­мы начальной школы 1864 г. правительство исходило из того, что "дело народного образования есть дело самого народа".

Земские школы были наиболее распространенным типом по­реформенной начальной школы. С 1864 по 1874 гг. было открыто до 10 тыс. земских школ. Их рост несколько замедлился в 80-е годы. К 1914 г. в России работало более 40 тыс. земских школ. Земская трех­годичная школа в сравнении с министерскими начальными учили­щами отличалась лучшей постановкой обучения, более высоким профессиональным уровнем учителей. Ученик в земской школе, помимо чтения, письма, арифметики и закона Божия, получал эле­ментарные знания по природоведению, географии, истории.

Финансирование народной школы среди других расходов зем­ства занимало важное место, составляя в 1895 г. около 15% всего бюджета. На средства земства открывались учительские семина­рии, комплектовались народные библиотеки, содержались учите­ля. "Теперешняя народная школа, — писал демократ-публицист Н. В. Шелгунов в 80-х годах, — есть целое здание, над которым мыслящая Россия трудилась 20 лет".


Наряду с земской продолжали действовать церковно-приходские школы. Элементарное образование в них, включавшее чтение, письмо, закон Божий, а также церковнославянское чтение и цер­ковное пение, по своему уровню было ниже, чем в земской школе. Церковно-приходским школам правительство оказывало матери­альную поддержку, особенно в 80-е годы. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев добился увеличения в 1881—1894 гг. их числа в 8 раз, а государственных ассигнований на эти школы — примерно в 40 раз.

В целом, в середине 90-х годов в России насчитывалось до 44 тыс. начальных училищ (многоклассных, двухклассных, одно­классных). Из этого числа учебных заведений, предназначенных для народных масс, одноклассные составляли более 90%.

Основной формой средней школы продолжала оставаться гим­назия. По сравнению с дореформенным временем число их возрос­ло (1865 г. — 96 гимназий, 1871 г. — 123, 1882 г. — 136). В 60-е годы возникли реальные и классические гимназии. Однако с самого на­чала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой сред­него образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права ее выпускников поступать в уни­верситет.

В преобладании классического среднего образования и усиле­нии контроля за работой школы правительство видело основной путь борьбы против "пагубных стремлений и умствований", порож­денных "духом времени" 60-х годов. Стремясь изменить социаль­ный состав учащихся гимназий, правительство в 1887 г. издало от­кровенно реакционный, так называемый циркуляр о "кухаркиных детях", носивший, правда, рекомендательный характер.

В пореформенную эпоху изменения коснулись высшей школы. Были открыты новые университеты в Одессе (Новороссийский на основе Ришельевского лицея), Томске. В университетах, получив­ших автономию по Уставу 1863 г., появились новые кафедры, ожи­вилась научная работа, повысился образовательный уровень выпу­скников. Несмотря на упразднение автономий университетов по Уставу 1884 г., программа обучения в них постоянно совершенство­валась и расширялась. В российских университетах были сосредо­точены лучшие научные силы, работали многие выдающиеся уче­ные (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и др.).

Рост технической оснащенности промышленности и транспор­та, совершенствование технологии производства требовали расши­рения и улучшения специального образования. В стране возникли отраслевые вузы. В высшие учебные заведения были преобразова­ны Петербургский технологический институт и Московское ремес­ленное училище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства откры-


лась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Тими­рязевская сельскохозяйственная академия). В ряде городов (в Том­ске, Харькове, Киеве, Новочеркасске) в конце XIX в. были учреж­дены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения (например, в Петербурге — Институт инжене­ров путей сообщения) преобразованы в гражданские учебные заве­дения. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государст­венных высших учебных заведений, в которых обучались около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время полу­чали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов. Основная масса студентов продолжала обучаться в уни­верситетах.

Что касается женского образования, то в дореформенной Рос­сии существовали сословные женские учебные заведения, доступ в университеты женщинам был закрыт. В канун буржуазных реформ началось широкое движение за предоставление женщинам нрава получения среднего и высшего образования. В конце 50-х годов поя­вились бессословные женские гимназии, но, с меньшим, по сравне­нию с мужскими, объемом изучаемых предметов.

В течение недолгого времени, в конце 50-х годов, женщины были допущены в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты им не был разре­шен. Поэтому многие женщины уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностранных студенток.

В России в защиту женского образования активно выступа­ли многие ученые: Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, Н. И. Пирогов и др. На рубеже 60-х — 70-х годов были открыты высшие женские курсы. В Москве наиболее известными были Выс­шие женские курсы профессора В. И. Герье (1872). Высшие жен­ские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной жизни страны. Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание не давало женщинам прав на получение диплома о высшем образо­вании.

Одной из форм внешкольного приобретения знаний стали на­родные чтения, распространение которых поддерживалось прави­тельством. Впервые они состоялись в Петербурге в 1871 г., долгое время проводились только в столице и губернских городах, а с се­редины 90-х годов получили повсеместное распространение. Инте­рес к народным чтениям был большим. Лекторами выступали, как правило, священнослужители и учителя; преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика. Народные чтения находились под строгим правительственным контролем. В особом постановлении указывалось, чтобы лекции для народа "читались по одобренному министром народного просвещения тексту".


Современники отмечали рост школ в последние десятилетия XIX в., "оживление деятельности по народному образованию в се­редине 90-х годов".

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамот­ности в России составлял 21,1% (среди мужчин — 29,3%, среди женщин — 13,1%). Высшее образование имели немногим более од­ного процента населения, среднее образование — 4% по отношению ко всему грамотному населению. Иными словами, уровень образованности в России к концу века определяла начальная школа.

В пореформенной России значительно вырос ры­нок книжной и журнальной продукции; произошло увеличение полиграфической базы (около 300 типографий в 1864 г. и свыше 1000 — в 1894 г.); возросли темпы книгопечатания (от 2 до 10 тыс. названий в год). Тиражи книг в 4—5 тыс. экземпляров стали обычными. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистики издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных мага­зинов доходило до 2 тыс.

В эти годы развернулась деятельность многочисленных книжных издательств, отличавшихся общественно-идейной направленностью и отраслевой специализацией. Крупнейшим книгоиздателем демократической массовой книги был Ф. Ф. Павленков. Он из­дал много художественных, научно-популярных, детских книг, серию книг "Жизнь замечательных людей", произведения Ф. Энгель­са. Впервые он начал выпуск дешевых изданий классиков художе­ственной литературы, предназначенных для учащихся учебных заведений и народных чтений. Свое состояние Ф. Ф. Павленков за­вещал на открытие бесплатных народных библиотек.

В середине 50-х годов зарождается нелегальная печать. В 1853 г. А. И. Герцен организовал в Лондоне Вольную русскую типо­графию. Подпольные типографии имели тайные революционные ор­ганизации 60—70-х годов.

Особенно быстро росла периодическая печать, более четко определилась идейная направленность журналов и газет. Главное место в русской периодике этих лет заняли "толстые" журналы, внешне напоминавшие книгу, рассчитанные на разные читатель­ские вкусы и интересы. Большое влияние в общественно-культур­ной жизни 60-х годов приобрела демократическая журналистика, и прежде всего "Современник", основанный А. С. Пушкиным в 1836 г. В конце 50-х — начале 60-х годов идейным центром русско­го либерализма стал "Русский вестник" М. Н. Каткова. Один из наиболее известных буржуазно-либеральных журналов — "Вест­ник Европы" — издавался с 1866 г. историком М. М. Стасюлевичем.


В период политической реакции возможности для существо­вания прогрессивной печати уменьшились. "Временные правила" 1865 г., появившиеся на волне общественного подъема и отменив­шие предварительную цензуру, содержали все же много ограничи­тельных для печати мер (предупреждение, приостановка периоди­ческих изданий). В 1866 г. был закрыт "Современник", а в 1884 г. — последний уцелевший к этому времени демократический журнал "Отечественные записки", редактором которого был М. Е. Салты­ков-Щедрин. Проправительственную прессу в этот период возглав­ляли "Московские ведомости" М. Н. Каткова и "Новое время" А. С. Суворина.

Во второй половине века в России увеличивалось число еже­дневных газет, во всех губерниях уже выходили официальные "Гу­бернские ведомости". Провинциальные газеты приобретали боль­шой общественно-культурный резонанс. В середине 90-х годов из ста ежедневных газет около 30 выходили в Москве и Петербурге, остальные — в провинциальных городах.

В 50-е годы возобновилась работа многих публич­ных библиотек, закрытых в 30—40-х годах. Возникли бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библио­теки. К концу века в России было свыше 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских народных библиотек и читален.

С 1862 г. существует Публичная библиотека в Москве (ныне — Российская государственная библиотека; до 1993 г. — Государст­венная библиотека им. В. И. Ленина). Основу ее фондов составило собрание книг, рукописей, произведений искусства одного из про­свещенных людей России — Н. П. Румянцева. В течение первых лет библиотека пополнялась за счет дарений частных собраний "для пользы общественной". Так, в библиотеку поступили собрания книг Г. Р. Державина, П. Я. Чаадаева, московского книгоиздателя и кол­лекционера К. Т. Солдатенкова.

Распространение книги в народной среде в значительной сте­пени осуществляли офени, торговцы мелким товаром. Путешест­вуя по дорогам России, вместе с незатейливой галантереей, необхо­димой крестьянину, они несли в своих коробах и книги. В конце 70-х годов правительство издало постановление, по которому офе­ни были обязаны представлять свидетельство о благонадежности, каталог с обозначением всех книг, находившихся в коробе, полу­чать специальное разрешение губернатора на право торговать ими. Введенные в 1882 г. дополнения к "Временным правилам" значи­тельно ограничили круг литературных произведений, которые мог­ли поступать в библиотеки и выдаваться читателям; запрещались учебные книги Ушинского.

Вторая половина XIX в. — время появления в Рос­сии многочисленных по профилю музеев: исторических, естествен-


нонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйствен­ных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Об­щее число музеев в стране выросло до 80. Многие из них возникли при участии общественности.

В пореформенное время получило широкое распространение частное собирательство. Многие из коллекций, собранных в этот период, впоследствии составили значительную часть наших музеев и библиотек. На основе частных собраний по инициативе их вла­дельцев создавались национальные художественные музеи. В на­чале 80-х годов для посещения была открыта картинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве. В следующем, 1894 г., в Москве появился Литературно-театральный музей, основу которого составила коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне — Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бах­рушина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин.

К сожалению, многие художественные коллекции не сохрани­лись до настоящего времени как единое целое (коллекции западно­европейской живописи С. И. Щукина и И. А. Морозова), а некото­рые из них утеряны (коллекция мебели В. О. Гиршмана).

Наряду с музеями, формой пропаганды технических знаний, произведений искусства стали выставки — всероссийские и регио­нальные. Они проводились не только в столицах, но и в губернских городах. Самой значительной выставкой была Всероссийская про­мышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде (1896). Выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живо­писью не только столичную, но и провинциальную публику.

Развитие сферы народного образования, рост грамотности, расширение возможностей для чтения книг и журналов способст­вовали формированию нового культурного облика человека. Одна­ко нельзя забывать, что процесс демократизации культуры встре­чал на своем пути много препятствий и объективного, и субъектив­ного характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: