Состояние народного образования Развитие народной школы, отмечаемое современниками с середины 90-х годов, продолжалось и в первые десятилетия нового века. Попытка правительства, предпринятая в 80-е годы, сохранить церковноприходские школы как основную форму народного образования оказалась безуспешной. Со второй половины 90-х годов наблюдалось их сокращение. В обстановке революционных событий 1905 г. Министерство народного просвещения было вынуждено внести во II Государственную думу проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако силу закона проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России.
При известном росте школ число их для удовлетворения реальных потребностей общества в осуществлении всеобщего началь-
ного образования было далеко недостаточным. По расчетам статистиков в начале XX в. ежегодно открывалось не более 2 тыс. начальных школ, вместо необходимых 5 тыс.
В 1914 году, спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. В Западной Европе уже в последней четверти XIX в. была достигнута полная грамотность населения. На рубеже XIX—XX вв. начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. По имеющимся в современной литературе данным, грамотность населения в России старше 8-летнего возраста составляла в начале XX в. около 40%, т. е. больше половины жителей; крестьянство, в основном, оставалось неграмотным.
|
|
Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня была грамотность среди рабочих. По данным хозяйственной переписи 1918 г., в России было около 64% грамотных рабочих и, примерно, 30% крестьян. В начале XX в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. их было немногим более 170, из них подавляющая часть (145) — мужские. Учительские институты сохраняли значение основных центров подготовки учителей для городских и уездных училищ. В 1917 г. было 47 таких институтов. Учителей для гимназий в основном готовили университеты.
Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще только один университет — в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов в университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1907 г. — уже 35,3 тыс.
Примечательным явлением было распространение частных учебных заведении Психоневрологический институт В. М. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые (И. П. Павлов, М. М. Ковалевский, С. А. Венгеров, В. И. Семевский, Е. В. Тарле и др.), многие из которых работали безвозмездно. Наметились некоторые сдвиги в постановке педагогического образования. Открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе Женский педагогический институт в Петербурге (1903).
|
|
В начале XX в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты
Высшие женские курсы В. И. Герье, закрытые в годы политической реакции (1888), и с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д. Н. Прянишников Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (в Саратове, Одессе, Ростове, Харькове и др.), все они содержались на частные или общественные средства. Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912 г. состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях.
Различные формы внешкольного образования продолжали играть важную роль в просвещении народа. Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просветительских учреждений для взрослых. Одной из них стали рабочие курсы. Наиболее известными были Пречистенские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897 г. на средства В. А. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Слушатели учились на трех отделениях, программа которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Преподавали на курсах И. М. Сеченов, В. П. Волгин, В. И. Пичета и другие ученые.
Возникали народные университеты и просветительские рабочие общества. В 1906 г. и последующие годы в столицах, некоторых губернских и уездных городах (Н. Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери) были созданы народные университеты. В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского. Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях — научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплом о высшем образовании. В 1913—1914 гг. в Университете им. Шанявского учился Сергей Есенин.
Журналы. Книгоиздание Главные центры книжного дела по-прежнему были сосредоточены в Москве и Петербурге, где выпускалось до 2/3 всей печатной продукции. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии.
Среди журналов большую популярность приобрели еженедельники, особенно "Нива" А. Ф. Маркса, издававшаяся с 1870 г. Это был самый распространенный "тонкий" журнал дореволюционной России. Его тираж, не превышавший вначале 9 тыс., к 1900 г. достиг 235 тыс. экземпляров. Одним из лучших российских педагогиче-
ских журналов был "Вестник воспитания". В журнале, демократическом по своей направленности, особое внимание уделялось вопросам начального, дошкольного и внешкольного образования, развитию детской литературы. С 1907 г. в России стал выходить библиографический журнал "Книжная летопись", в котором учитывалась вся выходящая литература.
В конце 70-х годов XIX в. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России — А. С. Суворина и И. Д. Сытина. Суворин, в прошлом провинциальный учитель, издавал одну из самых крупных официозных газет "Новое время", тираж которой доходил до 60—100 тыс. экз. В Петербурге, Москве и других городах он открыл книжные магазины. Наряду с дорогими подарочными изданиями, справочниками ("Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва") Суворин издавал и общедоступную по ценам литературу. Начиная с 80-х годов выходила его "Дешевая библиотека", составившая 300 выпусков. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII — первой половины XIX вв., произведения древнерусской литературы и сыграла большую роль в приобщении демократических слоев населения к произведениям отечественной классики.
|
|
И. Д. Сытин, выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Потом он открыл собственную литографию, где печатались различные лубочные картинки, имевшие широкий спрос. В конце XIX — первые два десятилетия XX вв. Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле и книжной торговле. Его связывали дружеские отношения со многими деятелями русской культуры (Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким и др.). Под их влиянием он начал издание просветительской литературы для народа. Серия "Библиотека для самообразования" включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии.
К началу XX в. Сытин сосредоточил в своих руках издание и продажу книг для народа. Через офеней, которых он сумел привлечь к распространению выпускаемых им книг, миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России.
Библиотеки Библиотеки продолжали во многом способствовать распространению книг и журналов, особенно в провинции. Рост библиотек, их финансирование продолжались большей частью за счет общественной инициативы и добровольных пожертвовании.
Много сделало для развития библиотечного дела земство. Из 10 тыс. общественных и народных библиотек, существовавших в 1904 г., около 4,5 тыс. были организованы земством, в основном, в сельской местности. В начале XX в. (данные 1914 г.) в России было около 76 тыс. библиотек, большинство из которых находились при гимназиях, городских училищах и земских школах (до 78%). Обще-
|
|
доступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения.