Народное образование и просвещение

Состояние народного образования Развитие народной школы, отмечаемое современниками с середины 90-х годов, продолжалось и в первые десятилетия нового века. Попытка прави­тельства, предпринятая в 80-е годы, сохранить церковноприход­ские школы как основную форму народного образования оказалась безуспешной. Со второй половины 90-х годов наблюдалось их со­кращение. В обстановке революционных событий 1905 г. Министер­ство народного просвещения было вынуждено внести во II Госу­дарственную думу проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако силу закона проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России.

При известном росте школ число их для удовлетворения реальных потребностей общества в осуществлении всеобщего началь-


ного образования было далеко недостаточным. По расчетам стати­стиков в начале XX в. ежегодно открывалось не более 2 тыс. на­чальных школ, вместо необходимых 5 тыс.

В 1914 году, спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей соответ­ствующего возраста. В Западной Европе уже в последней четверти XIX в. была достигнута полная грамотность населения. На рубеже XIX—XX вв. начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. По имеющимся в со­временной литературе данным, грамотность населения в России старше 8-летнего возраста составляла в начале XX в. около 40%, т. е. больше половины жителей; крестьянство, в основном, остава­лось неграмотным.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамот­ности среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня была грамотность среди рабочих. По данным хозяйственной пере­писи 1918 г., в России было около 64% грамотных рабочих и, при­мерно, 30% крестьян. В начале XX в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. их было немногим более 170, из них подавляющая часть (145) — мужские. Учительские институты сохраняли значение основных центров под­готовки учителей для городских и уездных училищ. В 1917 г. было 47 таких институтов. Учителей для гимназий в основном готовили университеты.

Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Число университе­тов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще только один университет — в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов в университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1907 г. — уже 35,3 тыс.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведении Психоневрологический институт В. М. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта и др.). В этих институ­тах преподавали видные русские ученые (И. П. Павлов, М. М. Кова­левский, С. А. Венгеров, В. И. Семевский, Е. В. Тарле и др.), многие из которых работали безвозмездно. Наметились некоторые сдвиги в постановке педагогического образования. Открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе Женский педагоги­ческий институт в Петербурге (1903).

В начале XX в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших жен­ских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты


Высшие женские курсы В. И. Герье, закрытые в годы политической реакции (1888), и с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д. Н. Прянишников Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (в Саратове, Одессе, Ростове, Харькове и др.), все они содержались на частные или общественные средства. Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912 г. состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях.

Различные формы внешкольного образования продолжали играть важную роль в просвещении народа. Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просветительских учреждений для взрослых. Одной из них стали рабочие курсы. Наиболее известными были Пречистенские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897 г. на средства В. А. Морозовой, владелицы Твер­ской мануфактуры. Слушатели учились на трех отделениях, про­грамма которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Преподавали на курсах И. М. Сеченов, В. П. Волгин, В. И. Пичета и другие ученые.

Возникали народные университеты и просветительские рабо­чие общества. В 1906 г. и последующие годы в столицах, некоторых губернских и уездных городах (Н. Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери) были созданы народные университеты. В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского. Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделени­ях — научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплом о высшем образовании. В 1913—1914 гг. в Университете им. Шанявского учился Сергей Есенин.

Журналы. Книгоиздание Главные центры книжного дела по-прежнему были сосредоточены в Москве и Петербурге, где выпускалось до 2/3 всей печатной продукции. По количеству изда­ваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии.

Среди журналов большую популярность приобрели еженедель­ники, особенно "Нива" А. Ф. Маркса, издававшаяся с 1870 г. Это был самый распространенный "тонкий" журнал дореволюционной России. Его тираж, не превышавший вначале 9 тыс., к 1900 г. достиг 235 тыс. экземпляров. Одним из лучших российских педагогиче-


ских журналов был "Вестник воспитания". В журнале, демократи­ческом по своей направленности, особое внимание уделялось во­просам начального, дошкольного и внешкольного образования, раз­витию детской литературы. С 1907 г. в России стал выходить биб­лиографический журнал "Книжная летопись", в котором учитыва­лась вся выходящая литература.

В конце 70-х годов XIX в. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России — А. С. Суворина и И. Д. Сытина. Суворин, в прошлом провинциальный учитель, издавал одну из самых круп­ных официозных газет "Новое время", тираж которой доходил до 60—100 тыс. экз. В Петербурге, Москве и других городах он открыл книжные магазины. Наряду с дорогими подарочными изданиями, справочниками ("Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва") Су­ворин издавал и общедоступную по ценам литературу. Начиная с 80-х годов выходила его "Дешевая библиотека", составившая 300 выпусков. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII — первой половины XIX вв., произведения древнерусской литературы и сыграла большую роль в приобщении демократиче­ских слоев населения к произведениям отечественной классики.

И. Д. Сытин, выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. Потом он от­крыл собственную литографию, где печатались различные лубоч­ные картинки, имевшие широкий спрос. В конце XIX — первые два десятилетия XX вв. Сытин стал крупнейшим монополистом в изда­тельском деле и книжной торговле. Его связывали дружеские отно­шения со многими деятелями русской культуры (Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким и др.). Под их влиянием он начал издание просветительской литературы для народа. Серия "Библио­тека для самообразования" включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии.

К началу XX в. Сытин сосредоточил в своих руках издание и продажу книг для народа. Через офеней, которых он сумел при­влечь к распространению выпускаемых им книг, миллионы буква­рей, учебников, библиотек для самообразования, популярных ка­лендарей, детских книг расходились по России.

Библиотеки Библиотеки продолжали во многом способствовать распространению книг и журналов, особенно в провинции. Рост биб­лиотек, их финансирование продолжались большей частью за счет общественной инициативы и добровольных пожертвовании.

Много сделало для развития библиотечного дела земство. Из 10 тыс. общественных и народных библиотек, существовавших в 1904 г., около 4,5 тыс. были организованы земством, в основном, в сельской местности. В начале XX в. (данные 1914 г.) в России было около 76 тыс. библиотек, большинство из которых находились при гимназиях, городских училищах и земских школах (до 78%). Обще-


доступные или публичные библиотеки существовали в виде ком­мерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: