Художественная культура. Художественная культура рубежа веков — одна из интерес­нейших страниц в культурном наследии России

Художественная культура рубежа веков — одна из интерес­нейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, ее духовному миру и сни­жение интереса к проблеме социальности в искусстве.

Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей" (М. В. Нестеров). Новые явления в искусстве конца XIX — начала XX вв. были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX в. Среди таких явлений было декадентство, отмеченное настроениями безнадежности, неприятием жизни, индивидуализмом.

Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе жизни общества, и, по мнению одного из теоретиков сим­волизма А. Л. Волынского, "явилось реакцией искусства против материализма". Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному течению в искусстве. Упаднические настроения захватили деятелей различ­ных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще они были присущи модернистским течениям.

Понятие "модернизм" (фр. moderne — новейший, современ­ный) включало явления литературы и искусства, рожденные в на­чале XX в., новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.


Однако и в реализме этого времени появляются новые худо­жественные эстетические качества: расширяются "рамки" реали­стического видения жизни, идет поиск путей самовыражения лич­ности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Исключительно важную роль в культурной жизни страны продолжала играть литература. В эти годы еще жил вы­работал Л. Н. Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.

Лучшие свои произведения создал в эти годы А. П. Чехов: повести и рассказы, ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином, "Дама" с собачкой, "Невеста"), драматические произведения ("Чай­ка", "Вишневый сад"), поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенных общест­венно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. "Теперешняя культура, — писал он в 1902 г. — это начало работы во имя великого будущего".

В 90-е годы начался творческий путь А. М. Горького. Свой пер­вый рассказ "Макар Чудра" А. М. Горький опубликовал в 1892 г. в газете "Тифлисский вестник". В произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспевал гордого, свободного челове­ка, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе. В эти годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В 1893 г. появился первый рассказ И. А- Бунина "Танька"; в 1897 г. вышел сборник его рассказов "На край земли", посвященный горь­кой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х годов появляются первые значительные произведения А. И. Куприна ("Олеся", "Мо­лох"). И. А. Бунин и А. И. Куприн — крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в.

Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества "Знание" (1898—1913). В 1910 г. в это издательство пришел Горький и стал одним из его руководи­телей. К участию в сборниках "Знания" он широко привлекал мо­лодых и уже известных писателей.

Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса.0собенностью ее были социальный оптимизм и романтический


пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как "предте­чу" новой литературы будущего.

Тема пролетариата входит в литературу. В 1906 г. А. М. Горький пишет драму "Враги", роман "Мать", в которых формулирует новые эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к А. П. Чехову он писал о необходимости утверждения "ге­роического реализма", который не только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои — Павел и Ниловна — имели своих прототипов.

В общественной жизни накануне революции чрез­вычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве встало событием большого культурного значе­ния. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при откры­тии, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демокра­тизации театра, сближения его с жизнью. "Мы стремимся, — гово­рил он, — создать первый разумный, нравственный общедоступ­ный театр". 14 октября 1898 г. на сцене (театра "Эрмитаж" состоя­лось первое представление пьесы А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Подлинное рождение Художественного театра состоя­лось в декабре 1898 г. при осуществлении постановки чеховской "Чайки", которая с тех пор является эмблемой театра. Современ­ная драматургия Чехова и Горького составила основу его репер­туара в первые годы существования. В 1902 г. на средства крупней­шего российского мецената С. Т. Морозова было выстроено извест­ное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф. О. Шехтель).

Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей, оказавших боль­шое влияние на все театральное дело в России.

Смелая, революционная программа Художественного театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. Театральных новаций не приняли представите­ли символизма. В. Я. Брюсов в статье "Ненужная правда" (1902, журнал "Мир искусства") доказывал бессмысленность стремлений передать на сцене "правду жизни". Примерно в это время форми­руется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В. Э. Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был выразителем этих исканий.

Кинематограф В 90-е годы в России появился кинематограф, почти одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в


мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном саду "Аквари­ум", а через несколько дней — в саду "Эрмитаж" в Москве.

М Первый русский кинопредприниматель А. А. Ханжонков в 1907—1908 гг. начал производство отечественных игровых филь­мов построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва" (ныне — дом Ханжонкова). Среди первых игровых отечественных фильмов были "Пиковая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А. Протазанов).

Существенные изменения произошли в музыке. Открылись консерватории в Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге. Появились формы "вне­школьного образования": в 1906 г. в Москве при содействии С. И. Та­неева была открыта народная консерватория.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, повышался интерес к внутреннему миру человека, философско-этическим проблемам, "Знамением времени" стало усиление лирического начала в музыке. Н.А. Римский-Корсаков — в это время основной хранитель творческих принципов Могучей кучки" — написал полную лиризма и драматизма оперу "Царская невеста" (1898).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наиболь­шее выражение в творчестве С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина. Оба они были выпускниками Московской консерватории. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вме­сте с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкаль­ной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследни­ком П. И. Чайковского. Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным нова­торством и глубоким философским содержанием.

В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения опер­ного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С. И. Мамонтова, а затем — С. И. Зимина). На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф. И. Шаляпина. "В русском искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин", — писал Горький.

Живопись Сложные процессы происходили в изобразитель­ном искусстве, Товарищество передвижников оставались одной из основных творческих организаций художников России. Некоторые из передвижников испытали воздействие революционного движе­ния (Н. А. Касаткин, С. В. Иванов, И. И. Бродский). Однако на рубе­же веков передвижничество с его обостренным интересом к соци­альным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом.


Искания русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, В. А. Серов. Поиски эти носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель. Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее раз­витие в творчестве Коровина ("Зимой", "У балкона")..Религиозно-этические настроения свойственны картинам раннего Нестерова ("Видение отроку Варфоломею"). Поэтизацию прекрасной человеческой личности, "отрадное" мы чувствуем в полотнах Серова ("Де­вочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем").

В. А. Серов — крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий психологизм. Портре­ты Серова — важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф. И. Шаляпина, И. А. Морозова, О. К. Орловой, Николая II). Для творчества художников, композиторов этого времени характерен повышенный интерес к культуре Древней Руси (В. М. Васне­цов, Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, И. Ф. Стравинский).

Мир искусства Появление "Мира искусства" в конце 90-х годов также было связано с идейно-художественными исканиями в жи­вописи. Из кружка молодых "любителей изящного" "Мир искусст­ва" вырастает в крупное явление художественной культуры. На­звание кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М. К. Тенишевой. Впоследствии материально помогал из­данию В. А. Серов.

К мироискусникам принадлежали художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, музы­кальный критик В. Ф. Нувель, публицист, близкий символистам Д. В. Философов, С. П. Дягилев, театральный и художественный деятель. Дягилев активно содействовал устройству художествен­ных выставок, ставших примечательной чертой общественно-куль­турной жизни России. На выставках широко экспонировались про­изведения не только отечественных, но и зарубежных мастеров.

Художники "Мира искусства" провозгласили новые эстетиче­ские принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тен­денциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства сблизило с ними и тех художников, которые к этому объединению формально не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров).

"Мир искусства" — широкое культурно-эстетическое движе­ние, которое в культурной жизни страны начала XX в. сыграло важную просветительскую роль. Оно выступало против недооценки крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и нача-


ла XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную пере­движническую эпоху. Мироискусники "открыли"., для современни­ков имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф. Тол­стого. Большое культурное значение имела выставка портрета, ор­ганизованная А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым в 1905 г. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербург­ской архитектуре, работы по истории русского искусства способст­вовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства.

Художественное творчество мироискусников, как правило, тяготело к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно их инте­ресовал XVIII век. В среде мироискусников процветал культ Пет­ра I как основоположника русской европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского периода" рус­ской истории. Наиболее значительных успехов художники "Мира искусства" достигли в книжной графике, театрально-декорацион­ном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А. Н. Бенуа к "Медному всаднику" Пушки­на, Е. Е. Лансере — к повести "Хаджи Мурат" Л. Толстого, оформ­ление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов в Париже и т. д.). Эти успехи послужили основой для их развития в последующее время.

Творческие поиски в изобразительном искусстве после революции 1905—1907 гг. находились в основном в русле различных модернистских течений. Художники, разные по своей изобразительной манере (П. В. Кузне­цов, М. С. Сарьян, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Кончаловский, И. И. Машков), несли в своем творчестве в той или иной сте­пени черты модернистского искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1910-м годам относится возникновение русского авангар­да, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К. С. Малевич, создатель этого направления, определил его как су­прематизм, искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания круп­ных мастеров, талантливых художников (В. Кандинский, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкретные реалии, а во­площение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.


Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько тече­ний, отличных по своей эстетике и программным установкам (сим­волизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т. д.). Но в целом по философско-эстетическим принципам модерни­стское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству XX в.

Символизм и другие течения модернизма в литературе Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего воплощает в себе "серебряный век" русской куль­туры. В 90-е годы сформировался символизм, он получил преобла­дающее развитие в первом десятилетии XX в. К этому времени относится появление манифестов, излагавших эстетические прин­ципы нового течения: книга Д. С. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), ста­тья К. Д. Бальмонта "Элементарные слова о символической поэзии" и др. В преобладании реализма Мережковский усматривал причи­ну упадка литературы и будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив основой нового искусства "мистическое содержание", "символы" и "расширение художественной впечат­лительности". Символизм получил развитие в творчестве поэтов:

В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, Д. С. Мережковско­го, 3. Н. Гиппиус, А. Белого, А. А. Блока. Поэтов-символистов объе­диняли общность миропонимания и поэтического языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты воспе­вали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ниц­шеанскому "сверхчеловеку".

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха. Это вытекало из необычности мироощущения и стремления пере­дать эту необычность. К. Бальмонт со свойственной ему манерой "удивить" читателя все же имел основание написать:

Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.

В литературоведении некоторые черты поэзии символизма (вос­певание мира грез, мечты, таинственности и т. д.) часто отождеств­лялись с уходом самих поэтов от реалий общественной жизни. Од­нако революционные события 1905 г. с очевидностью показали, что это не совсем так. "Мы тогда все приняли революцию", - писал


Г. И. Чулков, принадлежавший к символистам. "О, как полюбил я красные стяги революции... " (из письма А. Белого к А. М. Ремизо­ву). А в воспоминаниях о Блоке А. Белый отмечал: "Распыление прежнего, именно розово-золотого воздуха, вело нас путем расхож­дения и готовило нас к новой встрече в теме России". Таким обра­зом, реальные события они воспринимали через образы, цвет, му­зыку. "Революционность" символистов была "эстетизированным" бунтарством.

1905 год знаменовал для А. Блока, А. Белого и некоторых дру­гих поэтов-символистов открытие реальной России. Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становится ведущей в творчестве А. Блока. В это время им были написаны циклы стихо­творений "Родина", "На поле Куликовом", "Соловьиный сад". Об­щественные настроения революционных лет отразились у А. Бе­лого в сборнике стихотворений "Пепел", который он посвятил Н. А. Некрасову. Сложно и противоречиво было отношение к рево­люции у Брюсова. Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал стихию разрушения, которое эти силы несли. Он писал в 1905 г.:

Явижу новый бой во имя новой воли!

Ломать я буду с вами!

Строить — нет!

Основоположниками акмеизма (от греч. "акме" — цветущая пора) считаются Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий. Среди поэтов-акмеистов были А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенке­вич, М. А. Кузмин, Г. В. Иванов и др. В отличие от символистской туманности, акмеисты провозгласили культ реального земного бы­тия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они пытались уклоняться от социальных проблем.

Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, пси­хологизм.

Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотиче­ская и историческая тематика, он был певцом "сильной личности". Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.

Одновременно с акмеизмом в 1910—1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоре­чивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединя-


ла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский. Разновидностью футуризма был эгофутуризм. И. Северянина (И. В. Лотарев). В группе футуристов под названием "Центрифуга" начинали свой творческий путь по­эты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпа­тирующим названием "Пощечина общественному вкусу" (1912) они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парохода Современности"

Первые стихи В. В. Маяковского появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание нового.

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию приходит плея­да новокрестьянских поэтов (С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков и др.).

Переводы В эти годы развивалась такая область литературы как переводы, ими занимались как русские, так и другие нацио­нальные поэты и писатели. Русскую классику переводил на ла­тышский язык поэт и общественный деятель Янис Райнис. Произ­ведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова стали доступ­ны армянскому, грузинскому, казахскому читателю благодаря пе­реводам армянского поэта Иоаннеса Иоаннисяна, крупнейшего дея­теля грузинской культуры Ильи Чавчавадзе, основоположника со­временной казахской письменной литературы и литературного языка Абая Кунанбаева.

Русским читателям становились знакомы произведения латыш­ской, армянской, грузинской, еврейской, украинской литературы, переведенные на русский язык. Были изданы "Сборник армянской литературы" (1917), "Сборник латышской литературы" (1917). Ини­циатором этих публикаций являлся А. М. Горький. Антологию "По­эзия Армении с древнейших времен до наших дней" (1916) подго­товил и издал В. Я. Брюсов. Над переводами произведений латыш­ских, армянских поэтов работал А. А. Блок. Первый перевод на русский язык поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" сделал К. Д. Бальмонт (1914). В переводе И. А. Бунина в 1896 г. была издана "Песнь о Гайавате" американского поэта Г. Лонгфелло.

Русские сезоны С. П. Дягилева русское искусство получает международное признание. Организованные С. П. Дягилевым Русские Сезоны в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка "Два века рус-­


ской живописи и скульптуры". В следующем году в концертах они могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. с исключительным успехом в Париже выступил Ф. И. Шаля­пин, исполнивший партию царя Бориса в опере М. П Мусоргского "Бо­рис Годунов". Наконец, в 1909 г. в Париже начались Русские сезо­ны балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.). С 1911 г. труппа, став постоянной, стала называться "Русские бале­ты Сергея Дягилева", с 1924 г. — "Русские балеты Монте-Карло".

С Русскими сезонами связано творчество многих композито­ров, художников, балетмейстеров и солистов балета. Одним из но­ваторов русского балета начала века был М. М. Фокин, который утверждал драматургию как идейно-художественную основу ба­летного спектакля и путем "содружества танца, музыки и живопи­си" стремился к созданию психологически полного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина были восприняты эстетикой со­ветского балета. Хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для выдающейся балерины Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. А. Серова, стал символом русского классического балета.

Большой успех имели балеты И. Ф Стравинского "Жар-пти­ца", "Петрушка", "Весна священная", в которых чувствовался ин­терес к далеким историческим эпохам, к народной обрядности, фольклору.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: