Достижения научной мысли. Наука в системе общественного сознания

В начале XX в. многие факторы внутренней социально-эконо­мической и общественно-политической жизни, состояние мирового естествознания и философии определили развитие русской науки. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всерос­сийские съезды ученых продолжали сохранять значение основных центров консолидации научных сил страны. Издание научно-попу­лярной литературы, периодики ("Вокруг света", "Природа", "Нау­ка и жизнь", "Научное обозрение"), публичные лекции известных русских ученых содействовали развитию науки и распростране­нию научных знаний.

В начале столетия авиационной промышленности практиче­ски не существовало. Несмотря на то, что еще в конце XIX в. был сконструирован русский самолет, правительство предпочитало по­купать иностранные самолеты. Только в 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты, рус­ской конструкции ("Русский витязь", "Илья Муромец"). Первые успехи в развитии авиации в России связаны с именами летчиков П. Н. Нестерова, С. И. Уточкина и др. В 1911 г. Г. Е. Котельников создал авиационный ранцевый парашют.

Продолжалась научная деятельность К Э. Циолковского. В 1903 г. в журнале "Научное обозрение" ученый опубликовал статью "Ис­следование мировых пространств реактивными приборами", в ко­торой изложил теорию движения ракет. В последующих работах ("Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере", о космических полетах) он также разрабатывал эту проблему. Своими исследованиями Циолковский заложил теоретические основы космических полетов, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений. Он является основоположником совре­менной космонавтики.

На рубеже XIX—XX вв. в мировой науке, особенно в физике были сделаны важнейшие открытия: обнаружены рентгеновские лучи и радиоактивность, делимость атома, считавшегося до этого неделимым, и возможность превращаемости элементов; открыты теоретический синтез и как следствие — появление новых наук, относительность таких понятий, как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики.

Русские ученые внесли свой вклад в исследование новейших проблем. П. Н. Лебедев, создатель русской научной школы физи­ков, экспериментально доказал существование давления света, воз-


можность измерения его величины. Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и ас­трофизики. Б. Б. Голицын — крупный ученый-физик считается ос­новоположником сейсмологии как науки.

Трудами В. И. Вернадского в России заложены основы новых наук — геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Вернадского-уче­ного отличали широта интересов, постановка кардинальных науч­ных проблем, научное предвидение. Замечательный русский есте­ствоиспытатель, он живо интересовался проблемами общественной жизни, философией и ее ролью в развитии знания.

Мировое признание получили работы другого русского учено­го-физиолога — И. П. Павлова. Он создал учение об условных реф­лексах, дал материалистическое объяснение высшей нервной дея­тельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в облас­ти физиологии пищеварения Павлову — первому из русских уче­ных — была присуждена Нобелевская премия. В дореволюционное время (1908) еще один русский ученый — И. И. Мечников — был удостоен этой высшей международной награды за исследования проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

Развитие естествознания в начале XX в. определило важные мировоззренческие сдвиги в общественном сознании. Происходи­ли коренные изменения в представлениях об окружающем нас мире: новые открытия в науке рождали мысли об "исчезновении мате­рии". Естественнонаучный, стихийный материализм с его метафи­зическими принципами познаваемости мира, на позициях которого находилось большинство естествоиспытателей, не мог объяснить всех открытых наукой фактов. Это способствовало широкому распро­странению философского идеализма.

Общественные науки испытывали большое влияние процес­сов, происходивших в естествознании. В. И. Вернадский записал в дневнике в 1909 г.: "В эти годы... в мировом научном движении... происходит полная революция в представлениях о веществе, начи­нается не менее глубокое изменение в науках о жизни".

В области гуманитарных наук было немало крупных ученых, с именами которых связаны серьезные научные исследования (эко­номист и историк М. И. Туган-Барановский, историки С. Ф. Плато­нов, Н. П. Павлов-Сильванский, В. И. Семевский, литературоведы С. А. Венгеров, А. Н. Пыпин, библиограф Н. А. Рубакин и др.). Инте­рес проявился к изучению социально-экономической истории Рос­сии. В большинстве случаев в постановке социально-экономических проблем ученые не выходили за пределы позитивизма и буржуаз­ного экономизма.

В начале XX в. появляются исследования, написанные под влиянием марксизма. В пятитомной работе М. Н. Покровского "Рус­ская история с древнейших времен" (1910—1913) и в некоторых других его исследованиях сделана попытка изложить события рус­ской истории с марксистских позиций. Однако историческим взгля-


дам этого ученого, формировавшимся под воздействием экономи­ческого материализма, был присущ неоправданный нигилизм в оцен­ках многих событий российской истории, особенно внешней по­литики.

Широкое распространение философского идеализма в конце XIX — начале XX вв. имело антидарвиновскую направленность. Писатель и философ В. В. Розанов первым выступил против идей дарвинизма в 1891 году с нашумевшей статьей "Почему мы отка­зываемся от наследства 60—70-х годов".

Одной из форм научной мысли стала русская религиозная философия, отличавшаяся глубоким своеобразием идей. Развитие ее связано с именами таких мыслителей, как Вл. Соловьев, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др. В трудах рели­гиозных философов поиски "нового религиозного сознания", утвер­ждение примата духовности и наступление всемирной теократии посредством создания "вселенской церкви" отражали сложность и противоречивость интеллектуальной и идейной жизни русского общества рубежа столетий. Религиозная философия оказала влия­ние на многие области художественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: